Дело № 2 - 23/ 2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2011 года
Ельнинский районный суд Смоленской области в составе
председательствующего судьи Кашаповой Н.Н.
при секретаре Ворошиловой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карпенковой Домны Степановны к Администрации Леонидовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области об оспаривании отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на очередь на улучшение жилья за счет средств федерального бюджета
У С Т А Н О В И Л :
Карпенкова Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации Леонидовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на очередь на улучшение жилья за счет средств федерального бюджета. В обоснование своих требований Карпенкова Д.С. указала, что она является ветераном Великой Отечественной войны, проживает в жилом доме, построенном в <данные изъяты> году и расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>. Дом принадлежит ей на праве собственности, бревенчатый, без удобств. Поскольку дом пришел в непригодное для проживания состояние, она в рамках федеральной программы по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны обратилась с соответствующими документами в Администрацию Леонидовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки на очередь на улучшение жилья за счет средств федерального бюджета. Однако, ею был получен письменный отказ по тем основаниям, что ее жилой дом является пригодным для проживания, а поэтому она не нуждается в улучшении жилищных условий.
Карпенкова Д.С. считает данный отказ незаконным, поскольку согласно выводам проведенной ею независимой экспертизы износ дома составляет 67 %, что дает ей право на признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке в очередь на учет. В связи с чем Карпенкова Д.С. просит признать отказ Администрации Леонидовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на очередь на улучшение жилья за счет средств федерального бюджета неправомерным и обязать ответчика признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на очередь для получения жилья за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства, Карпенкова Д.С. и ее представитель Карпенков Н.В. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Глава Администрации Леонидовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области Нестерова Н.В. требования Крапенковой Д.С. и ее представителя не признала и пояснила суду, что основанием для отказа Карпенковой Д.С. в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий явился акт межведомственной комиссии по обследованию жилого помещения занимаемого Карпенковой Д.С. и принадлежащего ей на праве собственности. Согласно данному акту домостроение деревянное, возведено в ДД.ММ.ГГГГ году, без удобств, с печным отоплением, со следами гнили на стенах и оконных рамах, с протечками в кровле веранды. Износ дома Карпенковой Д.С. согласно проведенному комиссией визуальному осмотру составляет 50 %, что не позволяет признать дом не пригодным для проживания. При таких обстоятельствах отказ Карпенковой Д.С. в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на очередь на улучшение жилья за счет средств федерального бюджета правомерен и просит отказать в удовлетворении требований Карпенковой Д.С.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40 Конституции РФ). Реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах.
В силу ст. 15 Федерального Закона от 12.01.1995 г. № 5 - ФЗ «О ветеранах» ( с изменениями и дополнениями внесенными постановлением правительства РФ от 22.12.2009 г. № 1068 « О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам обеспечения жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны») ветераны Великой Отечественной войны, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Согласно ст. 7 Закона Смоленской области от 19.12.1996 г. № 36-з « О предоставлении жилых помещений по договору социального найма в Смоленской области» ( принятого Смоленской областной Думой 28.11.1996 г. ( с изменениями и дополнениями) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении (доме) не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Судом установлено и Главой Администрации Леонидовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области не оспаривается, что Карпенкова Д.С. является участником Великой Отечественной войны и имеет надлежащим образом оформленное удостоверение ветерана Великой Отечественной войны серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Карпенкова Д.С. проживает в д. <адрес> в деревянном жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности, построенном в ДД.ММ.ГГГГ году. ДД.ММ.ГГГГ Карпенковой Д.С. Администрацией Леонидовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и в постановке ее на очередь на получение жилья за счет средств федерального бюджета в связи с тем, что межведомственной комиссией дом, в котором она проживает, признан пригодным для проживания.
Однако суд не может согласиться с этой позицией Администрации.
Согласно кадастровому паспорту и свидетельству о праве на наследство по закону жилой дом, принадлежащий Карпенковой Д.С. возведен в ДД.ММ.ГГГГ году и представляет собой одноэтажное бревенчатое строение общей площадью <данные изъяты> кв. метра и в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв. метра.
В материалах дела имеется справка № Е от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (<адрес>) в соответствии с которой при визуальном осмотре износ дома Карпенковой Д.С. составил 50%, пристройка - 55%.
Как следует из акта обследования помещения и заключения от ДД.ММ.ГГГГ, составленных межведомственной комиссией дом Карпенковой Д.С. деревянный, кровля шиферная, отопление печное, водоотведения и водопровода не имеет. При визуальном осмотре комиссией установлено, что бревенчатые стены и деревянные оконные рамы имеют следы гнили, деревянные полы имеют шаткость, в кровле веранды протечки, на поверхности цоколя имеются сколы и трещины. В ходе комиссионного осмотра инструментальные исследования не проводились. По результатам визуального обследования помещения с учетом справки БТИ № межведомственная комиссия пришла к заключению о том, что износ дома составляет 50% и он пригоден для проживания.
Однако, Карпенковой Д.С. суду представлено заключение независимой экспертизы №, проведенной ООО «Центр оценок и экспертиз» Обследование проводилось органолептическим и измерительным методами в ходе которых выявлено: перекосы, выпучивание цоколя, трещины в цоколе размером до 20 мм, сколы и выпадение камней в надземной части столбов. Искривление горизонтальных линий стен, осадка отдельных участков. Деформация стен, повреждение венцов гнилью и многочисленными грибковыми трещинами. Выпучивание стен и прогибы, неравномерная осадка, перекос дверных и оконных косяков, осадка углов. Деревянные неоштукатуренные перегородки имеют перекосы и выпучивание (более 50 % площади), трещины, повреждение гнилью. Деревянные перекрытия сильно поражены гнилью, имеют продольные и поперечные трещины, расслоение древесины, скалывание в узлах сопряжения балок, прогиб балок и прогонов. Разрушение врубок в конструкции лестницы, гниль и прогибы в тетивах, зыбкость при ходьбе. Крыша деревянная, прогибы стропильных ног, поражение гнилью и жучком древесины деталей крыши. Кровля имеет разрушение, отсутствие части желобов и отделки свесов, большое количество заплат. Полы имеют прогибы и просадки досок, местами изломы. Оконные переплеты поражены гнилью, створки не открываются; сопряжения нарушены, стеклянные вставки имеют трещины. Двери имеют расшатывание дверных полотен и коробов и массовые поражения гнилью. Окрашенные масляной краской полы и потолки имеют массовые пятна отслоения, вздутия и отпадения окрасочного слоя. Система электрооборудования имеет повреждения изоляции в отдельных местах. Отопительная печь имеет выпучивание и отклонение стенок от вертикали. Наружная кладка с глубокими трещинами и сдвигами и выпадениями отдельных кирпичей. С учетом выявленных повреждений физический износ жилого дома Карпенковой Д.С. составляет 67 %.
Данная экспертиза проведена специалистом, выводы ее научно обоснованны, не противоречат акту обследования, проведенному межведоственной комиссией путем визуального осмотра. Главой Администрации Леонидовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области выводы данной экспертизы не оспаривались и под сомнение не ставятся.
У суда также не имеется оснований сомневаться в правильности выводов проведенной экспертизы.
Согласно Критериям и техническим условиям отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 20.02.2004 г. № 10 к непригодным для проживания относятся ветхие деревянные жилые дома с физическим износом свыше 65 %.
Поскольку дом, в котором проживает Карпенкова Д.С., имеет степень износа более 65 %, то есть не отвечает санитарным и техническим требованиям, Карпенкова Д.С. должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на очередь на улучшение жилья за счет средств федерального бюджета.
При этом судом установлено, что ранее Карпенкова Д.С. как участник Великой Отечественной войны право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем не использовала.
Таким образом, с учетом вышеизложенного суд находит требования Карпенковой Домны Степановны об оспаривании отказа Администрации Леонидовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязывании ответчика поставить ее на очередь на улучшение жилья за счет средств федерального бюджета обоснованными и
подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать отказ Администрации Леонидовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ в признании Карпенковой Домны Степановны нуждающейся в улучшении жилищных условий и в постановке ее на очередь на улучшение жилья за счет средств федерального бюджета незаконным.
Обязать Администрацию Леонидовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области Карпенкову Домну Степановну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на очередь на улучшение жилья за счет средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ельнинский районный суд в течение 10 суток.
Судья: Кашапова Н.Н.