6.06.2011 г. решение о понуждении к осуществлению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов



                                                                                                            Дело № 2 - 279/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 июня     2011 года

Ельнинский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Кашаповой Н.Н. при секретаре Ворошиловой Т.В.

С участием помощника прокурора Ельнинского района Смоленской области Меженковой Т.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ельнинского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области о признании незаконным отказа в удовлетворении представления прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции и о возложении обязанности принять Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых Администрацией поселения,

и осуществлять проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов принимаемых Администрацией в соответствии с принятым Порядком,

                        

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ельнинского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с требованиями к Администрации Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области о признании незаконным отказа в удовлетворении представления прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции и о возложении обязанности принять Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых Администрацией поселения и осуществлять проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов принимаемых Администрацией в соответствии с принятым Порядком.                  

В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проведеннойпрокуратурой Ельнинского района проверки установлено, что должностными лицами Администрации муниципального образования Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области не в полной мере исполняется: законодательство, регламентирующее вопросы предупреждения коррупции, и борьбы с нею, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международныедоговоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

В соответствии с п. 2 статьи 6 ФЗ «О противодействии коррупции», к мерам по профилактике коррупции отнесена антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

         17 июля 2009 года принят Федеральный закон № 172 - ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Согласно п. 2 ст. 2 названного Федерального Закона, одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 3 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в том числе и органами местного самоуправления в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

         Постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 26 февраля 2010 г. утверждены методика и правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Проведенной прокуратурой Ельнинского района проверкой установлено, что в нарушение п.2 ст. 2 и п.3 ч.1 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов» Администрацией муниципального образования Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области антикоррупционная экспертиза принимаемых нормативных правовых актов и их проектов не проводится.

В ответ на принесенное прокуратурой Ельнинского района в Администрацию Мазовского сельского поселения представление об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции Главой Мазовского сельского поселения в удовлетворении представления прокуратуры отказано в связи с тем, что администрация сельского поселения не наделена полномочиями по принятию документов нормативно-правового характера.

В связи с изложенными обстоятельствами прокурор Ельнинского района обратился в суд и просит признать незаконным отказ в удовлетворении представления прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции и возложить на ответчика обязанность принять Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых Администрацией поселения, и осуществлять проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов принимаемых Администрацией в соответствии с принятым Порядком.

В судебном заседании прокурор Ельнинского района заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - глава администрации Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области Цветков С.И. данные исковые требования не признал и пояснил, что Администрация Мазовского сельского поселения выполняет только исполнительно-распорядительные функции и не наделена полномочиями по принятию документов нормативно-правового характера. В связи с чем нет необходимости в разработке и принятии Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых Администрацией поселения и в проведении такой экспертизы.

Однако, суд не может согласиться с данной позицией представителя ответчика и находит ее основанной на неправильном толковании норм материального права по следующим основаниям.

На территории Ельнинского района Смоленской области имеется муниципальное образование -Мазовское сельское поселение Ельнинского района Смоленской области (далее по тексту Поселение), организующее свою работу в соответствии с Уставом Поселения.

Проведенной весной 2011 года прокуратурой Ельнинского района проверкой установлено, что в нарушение п.2 ст. 2 и п.3 ч.1 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов» Администрацией муниципального образования Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области антикоррупционная экспертиза принимаемых нормативных правовых актов и их проектов не проводится.

В ответ на принесенное 15.04.2011 года прокуратурой Ельнинского района в Администрацию Мазовского сельского поселения представление об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции Главой Мазовского сельского поселения 5.05.2011 года в удовлетворении представления прокуратуры отказано в связи с тем, что администрация сельского поселения не наделена полномочиями по принятию документов нормативно-правового характера.

В соответствии с п. 2 статьи 6 ФЗ РФ №273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» к мерам по профилактике коррупции отнесена антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно п. 2 ст. 2Федерального закона № 172 - ФЗ от 17.07. 2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 3 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в том числе и органами местного самоуправления в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

         Постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 26 февраля 2010 г. утверждены методика и правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" субъекты, решающие вопросы местного значения, наделены правом принимать муниципальные правовые акты.

При этом к субъектам, обладающим правом принимать муниципальные правовые акты, относятся:

- население муниципального образования;

- представительный орган муниципального образования;

- глава муниципального образования;

- глава местной администрации;

-иные органы и должностные лица местного самоуправления (например, контрольный орган муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования).

В силу статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ перечень актов, составляющих систему муниципальных правовых актов следующий:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Кроме того ч. 6 ст. 43 вышеуказанного ФЗ определено, что глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

         Помимо федерального законодательства, правовые нормы предоставляющие полномочия Администрации поселения принимать нормативные правовые акты содержаться так же в Уставе муниципального образования Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области (далее Устав).

          Так, согласно ст. 33 Устава в систему муниципальных правовых актов сельского поселения входят:

Устав, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

решения Совета депутатов Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области;

постановления и распоряжения Главы муниципального образования по вопросам организации деятельности Совета депутатов;

постановления и распоряжения Администрации Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Совета депутатов, Главой муниципального образования, Главой Администрации, иными выборными органами местного самоуправления, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан.

В соответствии с ч. 8 ст. 35 Устава нормативные правовые акты Главы Администрации обнародуются Главой Администрации.

Согласно ч. 7 ст. 28 Устава к компетенции Администрации Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области относится в том числе управление муниципальным долгом и разработка проекта бюджета и исполнение бюджета сельского поселения.

Полномочия Главы Администрации Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области определенны ст. 28.1 Устава согласно которой, глава Администрации в пределах компетенции Администрации Мазовского сельского поселения

Ельнинского района Смоленской области осуществляет следующие полномочия: издает в пределах своих полномочий постановления Администрации Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и областными законами, а также распоряжения Администрации Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области по вопросам организации работы Администрации поселения; организует работу по разработке проекта местного бюджета, проектов программ и планов социально-экономического развития сельского поселения.

         

Таким образом, на основании вышеизложенных правовых норм Администрация Мазовского поселения как исполнительно-распорядительный орган обладает полномочиями по принятию нормативных правовых актов, по которым в соответствии Федеральным законом необходимо обязательное проведение антикоррупционной экспертизы.

С учетом совокупности изложенных обстоятельств требования прокурора Ельнинского района Смоленской области к Администрации Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области о признании незаконным отказа в удовлетворении представления прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции и о возложении обязанности принять Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых Администрацией поселения, и осуществлять проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов принимаемых Администрацией в соответствии с принятым Порядком подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Ельнинского района Смоленской области удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области от 5.05.2011 года в удовлетворении представления прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции.

Возложить на Администрацию Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области обязанность принять Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых Администрацией поселения и обязать Администрацию Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской осуществлять проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов принимаемых Администрацией в соответствии с принятым Порядком.                  

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ельнинский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий                                              Кашапова Н.Н.