Дело №2-358/2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 августа 2011 года с.Глинка Ельнинский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Ероховой С.В., с участием прокурора Глинковского района Смоленской области Кувичко А.С., представителя ответчика - администрации Болтутинского сельского поселения Глинковского района Смоленской области ФИО3, присекретаре Франк Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Глинковского района Смоленской области к администрации Болтутинского сельского поселения Глинковского района Смоленской области о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Глинковского района Смоленской области обратился в суд с указанным иском, где в обоснование требований указал, что в ходе проверки исполнения требований законодательства РФ о погребении и похоронном деле на территории Болтутинского сельского поселения Глинковского района Смоленской области установлено нарушаение администрацией поселения законодательства Российской Федерации о погребении и похоронном деле, а именно: кладбища, расположенные на территории сельского поселения <адрес> <адрес>, не ограждены забором. Указал, что в соответствии с федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, и данная деятельность должна осуществляться в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления, поэтому считает, что администрацией Болтутинского сельского поселения Глинковского района Смоленской области не принимается достаточных мер по соблюдению действующего законодательства, что является недопустимым, в связи с чем просил суд обязать ответчика принять меры по ограждению кладбищ на территории поселения. Прокурор в суде иск поддержал частично и заявил, что до настоящего времени не получены сведения о принадлежности занятых кладбищами земельных участков и их границах, и в сроки, установленные законом для своевременного рассмотрение дела, предоставить суду такие сведения не представляется возможным. Считает, что указанные обстоятельства препятствуют выполнению ответчиком действий по ограждению мест захоронения, так как при проведении работ по ограждению кладбищ могут быть нарушены права иных землепользователей, поэтому признает необходимым изменить предмет исковых требований, в связи с чем просил суд в целях обеспечения дальнейшей деятельности по выполнению полномочий органа местного самоуправления сельского поселения в части организации содержания мест захоронения в соответствии с требованиями законодательства возложить на ответчика обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работу по принятию соответствующих нормативных актов, регламентирующих выполнение и разграничение функций, отнесенных законодательством о погребении и похоронном деле к полномочиям органов местного самоуправления, и по отграничению земельных участков под кладбищами с учетом их принадлежности. Представитель ответчика администрации муниципального образования Болтутинского сельского поселения Глинковского района Смоленской области в судебном заседании пояснил, что расположенные на территории сельского поселения кладбища существуют уже давно. По имеющейся в сельском поселении документации нельзя определить, в чьем ведении находятся земельные участки, на которых расположены указанные кладбища, и определить их границы, данные объекты не состоят на балансе администрации, межевания мест захоронения с другими земельными участками не производилось, и при ограждении можно нарушить права возможных собственников смежных земельных участков. Исковые требования прокурора с учетом их изменения признал частично, указал, что никакими нормативными актами в поселении работы по захоронению на кладбищах не регулируется, все захоронения проводится стихийно, поэтому согласны с принятием мер по упорядочению этой деятельности. Просил предоставить на исполнение требуемых мероприятий срок до ДД.ММ.ГГГГ, так как на проведение отграничения (межевания) земельных участков потребуются значительные финансовые средства, а на указанные мероприятия в местном бюджете на этот год расходы не предусмотрены, поэтому их нужно учесть при формировании бюджета на следующий год. Заслушав пояснения ответчика, заключение прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования, полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п.22 ст. 14 вышеуказанного Федерального Закона к вопросам местного значения поселения, в том числе, относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно п.23 ч.1 ст.7 Устава Болтутинского сельского поселения Глинковского района Смоленской области к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. В соответствии с п.3.1 СанПиН 2.1.1279-03,утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 г. № 35 «Коммунальная гигиена./ Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Санитарные правила и нормы», ввод кладбища в эксплуатацию допускается после ограждения его территории, разбивки на сектора, благоустройства и озеленения, строительства основных дорог, организации отвода и сбора поверхностных вод, окончания строительства сооружений, предусмотренных проектом. Данные санитарные правила постановлением Главного Государственного санитарного врача по Смоленской области от 10.06.2003 года №27 введены в действие на территории Смоленской области. Согласно статье 18Закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления и порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления по решению данных вопросов местного значения в соответствии с указанным Федеральным законом N 8-ФЗ относятся, в том числе: определение размера бесплатно предоставляемого земельного участка для размещения места погребения и его предоставление (кроме Федерального военного мемориального кладбища); приостановление или прекращение деятельности на месте погребения, принятие мер по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения; определение порядка деятельности, создание и содержание общественных кладбищ, а также вероисповедальных, воинских, военных мемориальных кладбищ при их нахождении в ведении органов местного самоуправления; обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий, обозначение и регистрация мест захоронения, а в необходимых случаях и перезахоронение останков погибших при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений; создание специализированных служб по вопросам похоронного дела, определение порядка их деятельности. Суд считает установленным тот факт, что ответчиком - администрацией Болтутинского сельского поселения Глинковского района Смоленской области не принимается достаточных мер по исполнению возложенных на него законом обязанностей по организации содержания мест захоронения органами местного самоуправления. В частности, не ведется работа по упорядочению деятельности по эксплуатации и содержанию кладбищ (мест погребения, захоронения) на территории поселения в целях осуществления благоустройства территорий и организации санитарно-защитной зоны кладбищ в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, не имеется данных по правовому статусу земельных участков, что препятствует приведению мест захоронения в соответствие с установленными правилами их содержания. Суд принимает доводы ответчика о наличии обстоятельств, препятствующих выполнению в заявленный прокурором срок действий по отграничению занятых кладбищами земельных участков, и учитывая установленные в суде обстоятельства, находит возможным иск удовлетворить с предоставлением ответчику разумного срока выполнения указанных действий с учетом необходимости планирования органами местного самоуправления бюджетных расходов на мероприятия, проводимые ими в пределах своих полномочий. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Иск прокурора Глинковского района Смоленской области удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Болтутинского сельского поселения Глинковского района Смоленской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по нормативно-правовой регламентации деятельности по содержанию и эксплуатации мест захоронения (кладбищ) на территории данного муниципального образования и по определению границ занятых кладбищами земельных участков с учетом их правового статуса. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Смоленский областной суд через Ельнинский районный суд Смоленской области. Председательствующий С.В.Ерохова