17.04.2012 г. Решение о понуждении к совершению действий по организации сбора ртутьсодержащих ламп.



Дело №2-131/2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2012 года                                                                                          с.Глинка

Ельнинский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Ероховой С.В., с участием прокурора Кулаженковой В.Х.,

присекретаре Франк Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Глинковского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Глинковского района Смоленской области обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области, где в обоснование требований указал, что на территории Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области в нарушение природоохранного законодательства не осуществляется сбор и вывоз ртутьсодержащих ламп; отработанные ртутьсодержащие лампы лица хранят у себя либо выбрасывают в контейнеры, предназначенные для накопления твердых бытовых отходов, то есть указанные объекты загрязнения окружающей среды не складируются в специально отведенном для этого помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, в местах, исключающих повреждения тары, и не транспортируются на специально оборудованные объекты размещения такого класса отходов для обезвреживания на специальных установках, что негативно влияет на окружающую среду, в связи с чем просил суд обязать ответчика принять меры по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Прокурор в суде иск поддержал в полном объеме и заявил, что до настоящего времени в администрациях сельских поселений не принято никаких мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, что является нарушением природоохранного законодательства. Просил установить срок для принятия ответчиком мер по устранению недостатков до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме и пояснил, что необходимость принятия указанных мер в поселении не оспаривается, в связи с трудностями финансового характера и отсутствия нормативного регулирования работа в данном направлении не велась. В ближайшее время обязуются принять надлежащие меры к выполнению требований закона.

Заслушав пояснения прокурора и представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно ст.8 Федерального закона от 20 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитанию, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность; животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы.

Согласно ст.51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт1):

запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт2);

отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (пункт 3).

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом «обращением с отходами» понимается не только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, но и деятельность, в процессе которой образуются отходы.

К опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

В соответствии с Критериями, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов № 511 от 15.06.2001 года, опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровья человека подразделяются на классы опасности.

Согласно примечанию к Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 786 от 02.12.2002 года, Федеральный классификационный каталог отходов представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду. Отходы, содержащие ртуть (3531070002011: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (35330100 13 01 1), относятся к 1 классу опасности - «очень высокая».

Временное хранение отработанных люминесцентных ламп вне специальных мест для хранения нарушает требования Санитарных правил при работе с ртутью, ее соединениями и приборами с ртутными заполнением, утвержденных Главным санитарным врачом СССР 04.04.1988 года № 4607-88 (далее - Санитарные правила), согласно пункту 4.8 которых транспортировка и хранение готовой продукции и содержащих ртуть изделий (особенно из стекла) должны максимально исключать возможность механического повреждения изделий и тары, пролив и образования источников вторичного загрязнения воздуха ртутью.

В соответствии с пунктом 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащее сбор, накопление, использование, транспортировка и размещение которых может повлечь причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года №681) органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Согласно ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

В соответствии с п.2 ст.13 этого же Федерального закона, на территориях муниципальных образований организацию деятельности в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно п.19 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, суд установил, что вопросы, связанные с организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в том числе организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, относятся к компетенции ответчика, а исковые требования подтверждены документами проверки прокуратуры, и свидетельствуют о неисполнении ответчиком полномочий по решению указанных вопросов местного значения, что представляет опасность возникновения негативных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также животным, растениям и окружающей среде.

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что исковые требования являются законными и обоснованными, а признание иска не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц, в связи с чем находит основания для принятия данного признания иска ответчиком и в соответствии со ст.173 ГПК РФ принимает решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Бердниковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора на территории Бердниковского сельского поселения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ельнинский районный суд Смоленской области в течение одного месяца со дня его вынесения.

                    Председательствующий                                                         С.В.Ерохова