18.04.2012 Решение о понуждении к свовершению действий.



Дело №2-105/2012г.

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                           

18 апреля 2012 года                                                                                           с.Глинка

Смоленской области

Ельнинский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Ероховой С.В., при секретаре Франк Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Глинковского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Глинковской муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школе муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области о понуждении к совершению действий,

                                                         установил:

Прокурор Глинковского района Смоленской области обратился в суд с указанным иском, где в обоснование требований указал, что прокуратурой Глинковского района Смоленской области при проведении проверки образовательного учреждения - Глинковской муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области установлено нарушение требований действующего законодательства об образовании, а именно: в образовательном учреждении не создана надлежащая учебно-материальная база для обучения школьников начальным знаниям в области обороны и подготовки их к основам военной службы в соответствии с приложением №1 к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министерства обороны РФ и Министерством образования и науки РФ №96/134 от 24.02.2010 года (далее - Приказ). В частности, в школе отсутствуют: Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (в наличии - 1 шт., норма - по количеству обучающихся в классе (группе), учебное пособие по основам медицинских знаний (в наличии - 1шт., норма - по количеству обучающихся в классе (группе)); набор плакатов или электронные издания: военно-прикладные виды спорта, военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств, несение караульной службы, мероприятия, проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский учет, нормативы по радиационной, химической и биологической защите; массогабаритный макет 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова; набор плакатов по устройству или электронные издания: 5,6-мм малокалиберная винтовка; набор плакатов или электронные издания: приемы и правила метания ручных гранат, фортификационные сооружения, организация и несение внутренней службы, строевая подготовка; приборы: радиационной разведки, химической разведки бытовой дозиметр; макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ; макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ; компас (в наличии - 2шт., норма - по количеству обучающихся в классе (группе)); индивидуальные средства медицинской защиты: аптечка АИ, перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри; косынка медицинская (перевязочная) (в наличии - 1шт., норма - 3 шт.), повязка медицинская большая стерильная (в наличии - 1шт., норма - 3 шт.), повязка медицинская малая стерильная (в наличии - 1шт., норма - 3 шт.); аппараты, приборы и принадлежности для травматологии и механотерапии: манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная); санитарно-хозяйственное имущество инвентарное: знак нарукавного Красного Креста, флаг Красного Креста. В связи с указанными обстоятельствами просил обязать ответчика приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с приложением №1 к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах (далее - Инструкция), утвержденной вышеуказанным Приказом №96/134 от 24.02.2010 года.

В судебное заседание представитель третьего лица - администрации муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области не явился, имеется заявление о рассмотрении гражданского дела без участия его представителя, где указано, что исковые требования он не поддерживает.

С учетом мнения участвующих в деле лиц, на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить и пояснил, что заявленные возражения ответчика не подтверждают обеспечение в Глинковской школе надлежащей материально-технической базы для обучения школьников начальным знаниям в области обороны и подготовки их к основам военной службы в соответствии с требованиями закона, так как Инструкция не содержит исключений в соблюдении образовательными учреждениями содержащихся в ней требований в зависимости от различных образовательных уровней.

Представитель ответчика - Глинковской муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, просил в иске отказать и пояснил, что Глинковская школа осуществляет получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретении обучающимися навыков в области гражданской обороны в соответствии с федеральными государственными стандартами. Указал, что в школе в соответствии с п.14 вышеуказанной Инструкции имеется предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир. Считает, что предусмотренные Инструкцией нормативы материально-технического оснащения школы не являются обязательным минимумом, а имеют рекомендательный характер. Указал, что школа осуществляет преподавание основ безопасности жизнедеятельности в соответствии с базовым уровнем стандарта учебного предмета, который значительно отличается от профильного уровня, хотя оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер. Федеральные государственные стандарты для образовательных учреждений разные, отличающиеся друг от друга содержанием образовательных задач, глубиной изучения предмета, требованиям к уровню подготовки выпускников, ориентированы на приоритетное решения разных задач, поэтому требуют разного материально-технического оснащения образовательного процесса для решения этих задач. Считает, что принуждение учебного заведения к приобретению всех учебных пособий, технических средств обучения в соответствии с приложением №1 Инструкции противоречит пункту 13 раздела 4 этой же инструкции, поскольку при этом часть оборудования не будет надлежащим образом использоваться в образовательном процессе. Кроме того, считает, что в Инструкции не определены источники и порядок финансирования расходов на приобретение указанных в ней наименований материально-технической базы, и кроме того, Инструкцией обеспечение материально-технического оснащения образовательного процесса возложено на две стороны: школу и Военный комиссариат, поэтому военкомат обязан приобретать для школы некоторые наименования из Инструкции, которые являются специальным оборудованием и не поступает в розничную торговлю, в связи с чем его приобретение возможно только по линии соответствующих структур Министерства обороны РФ. Школа систематически информирует отдел военного комиссариата Смоленской области по Глинковскому району о состоянии материальной базы школы, но каких-либо предложений по укреплению материальной базы от военкомата не поступало. Также считает, что проверка прокуратурой Глинковского района Смоленской области проведена формально, с результатами проверки представителя администрации школы не ознакомили, в результате чего заявленный в исковом заявлении список отсутствующего материально-технического оснащения не соответствует фактическому наличию, о чем свидетельствуют представленные им доказательства.

Представитель третьего лица - Военного Комиссариата Смоленской области в суде пояснил, что считает исковые требования прокурора к ответчику обоснованными. Указал, что совместным приказом на Военные комиссариаты возлагается не обязанность формирования материально-технической базы образовательных учреждений в области начальной военной подготовки, а участие в совершенствовании такой базы, которое может осуществляться только на возмездной основе на основании заявок образовательных учреждений по оказанию содействия в приобретении соответствующих специальных наименований, исходя из финансовых возможностей школы. До настоящего времени таких заявок от Глинковской школы в военкомат не поступало.

Заслушав пояснения прокурора, представителей ответчика и третьего лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.3 ст.5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований.

Согласно пункту 7 статьи 14 Закона РФ «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской" Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

В соответствии с ч.1 ст. 11 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями) обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.

В соответствии со ст.12 вышеуказанного Федерального закона федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

Согласно под. «а» п. 2 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 1999 года № 1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; военно- патриотическое воспитание. Согласно п. 3 ч. 2 раздела 2 данного Постановления получение начальных знаний об обороне, включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах.

Согласно пункта 11 Раздела 3 Приказа Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. N 96/134 (далее - Приказ) "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах" (далее - Инструкция) руководители образовательных учреждений, в числе возложенных на них функций организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечиваютматериально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Из пункта 13 раздела 4 указанного Приказа следует, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

В соответствии с пунктом 14 вышеуказанного Приказа в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении N 1 к Инструкции (пункт 14 Приказа).

Доводы представителя ответчика о том, что ответственность за не обеспечение указанного истцом материально-технического оснащения школы согласно утвержденным нормативам должна быть возложена на Военный комиссариат, суд отклоняет, поскольку вышеуказанным Приказом функции органов и организаций в части обеспечения организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы разграничены. В соответствии с пунктом 8 Приказа на Военные комиссариаты возложена функция по участию в совершенствовании учебно-материальной базы, необходимой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, поэтому при отсутствии доказательств, подтверждающих формы обязательного участия Военного Комиссариата в материально-техническом оснащении образовательного учреждения, оснований для возложения на третье лицо - Военный Комиссариат Смоленской области - указываемой ответчиком ответственности не усматривается.

Доводы представителя ответчика о том, что согласно Приказа обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях производится в соответствии с образовательными стандартами, а приложение №1 к Инструкции носит рекомендательный характер, что, исходя из принципа самостоятельности в выборе образовательных программ и средств обучения, позволяет образовательному учреждению обеспечивать вышеуказанное материально-техническое оснащение не в установленных Инструкцией объёмах, а по своему усмотрению, исходя из содержания утвержденного в Глинковской школе базисного учебного плана (образовательного стандарта базового уровня), суд признает несостоятельными в связи со следующим.

Из Устава Глинковской муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области усматривается, что ответчик является образовательным учреждением, имеющим основной целью реализацию общеобразовательных программ начального общего основного общего, среднего (полного) общего образования, и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», принимаемыми в соответствии с ним другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами РФ, а также с законами и иными нормативными правовыми актами Смоленской области в области образования (п.1.7). К компетенции школы относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом школы, дополнительных источников финансовых и материальных средств (п.3.1). Школа несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к её компетенции (п.3.2).

Кроме того, Инструкция утверждена Приказом Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, являющимся нормативным правовым актом РФ, и из анализа его содержания усматривается, что различий в материально-техническом оснащении образовательных учреждений в зависимости от уровня образовательных стандартов в нём не предусмотрено, в связи с чем указанный нормативный правовой акт является обязательным для исполнения во всех образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, в том числе и ответчиком.

В связи с изложенным суд отклоняет и доводы представителя ответчика на отсутствие в Приказе указаний на источники и порядок финансирования образовательного учреждения по данному виду материально-технического оснащение как на основание освобождения от ответственности за неисполнение функции по обеспечению материально-технического оснащения образовательного учреждения, поскольку доказательств фактического отсутствия финансовых возможностей для исполнения школой в соответствии с уставными целями и компетенцией вышеуказанной функции без непосредственного указания в Приказе на источники и порядок финансирования соответствующих расходов, суду не представлено.

В суде установлено, что 17 февраля 2012 года помощником прокурора Глинковского района Смоленской области проведена проверка Глинковской муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области на предмет соблюдения требований законодательства, в том числе Федерального закона «Об образовании», по вопросу создания надлежащей учебно-материальной базы для обучения школьников начальным знаниям в области обороны и подготовки их к основам военной службы, в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства.

Данный факт подтвержден в суде пояснениями представителей сторон, справкой прокуратуры Глинковского района от 17.02.2012 г.

Доводы представителя ответчика о том, что представленными истцом доказательствами отсутствие в Глинковской школе указанного в иске перечня отсутствующих в школе наименований материально-технического оснащения достоверно не подтверждено, обоснованные представленными доказательствами, суд признает убедительными, поскольку представитель истца в суде достаточных доказательств данного факта не представил.

Вместе с тем, учитывая, что представитель ответчика не оспаривал в суде факт отсутствия в Глинковской школе отдельных наименований материально-технического оснащения, предусмотренного приложением №1 к Инструкции, устанавливать конкретный перечень отсутствующих в образовательном учреждении наименований такого оснащения суд не признаёт необходимым, поскольку, исходя из заявленных исковых требований, не признает данное обстоятельство юридически значимым для разрешения дела по существу.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на основании совокупности исследованных в суде доказательств факт нарушения ответчиком пунктов 11 и 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 года N 96/134, установлен и нашел подтверждение в судебном заседании, в связи с чем признает исковые требования законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ,

                                                             

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Глинковскую муниципальную бюджетную среднюю общеобразовательную школу муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с Приложением №1 к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министерства обороны РФ и Министерством образования и науки РФ №96/134 от 24.02.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ельнинский районный суд Смоленской области в течение одного месяца со дня его вынесения.

        

Председательствующий                                                                       С.В. Ерохова