Дело № 2-102/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Глинка 26 марта 2012 года Смоленской области Ельнинский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Ероховой С.В., с участием прокурора Кулаженковой В.Х., при секретаре Франк Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Глинковского района в интересах ФИО2 к Администрации Глинковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Глинковского района Смоленской области обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах ФИО2, где в обоснование своих требований указал, что решением Глинковского районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была отобрана у матери ФИО4, в связи с чем ФИО2 является лицом, оставшимся без попечения родителей, и данное обстоятельство служит основанием для закрепления за ней жилого помещения по месту ее жительства, а при отсутствии такового - внеочередное обеспечение жилой площадью. Указал, что постановлением Главы муниципального образования «Глинковский район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была установлена опека, опекуном назначена бабушка несовершеннолетней - ФИО5, а также за несовершеннолетней ФИО2 было закреплено право на проживание в доме опекуна по адресу: <адрес>. ФИО2 обращалась в администрацию муниципального образования Глинковского сельского поселения с просьбой предоставить ей, как сироте, жилье, поскольку она не имеет жилья, однако, администрацией Глинковского сельского поселения, в нарушение права ФИО2, как сироты, на предоставление вне очереди жилья, в предоставлении жилого помещения отказано ввиду того, что она имеет жилье по вышеуказанному адресу. Прокурор считает, что в силу ст.17 Федерального закона от24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» ФИО2, проживая в жилом помещении своего опекуна, до настоящего времени не может считаться обеспеченной жильем, поэтому в силу требований п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, абз.2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей» и в рамках полномочий, предусмотренных статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Смоленской области №114-з от 29 ноября 2007 года «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями» просил суд обязать Администрацию Глинковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области предоставить ФИО2 по договору социального найма благоустроенное жилье по месту ее регистрации и жительства. Ответчик - Администрации Глинковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области при надлежащем извещении о месте и времени судебного заседания в судебное заседание своего представителя не направил, в суд поступило заявление о признании исковых требований и рассмотрении дела без участия представителя. Представитель третьего лица - Департамента Смоленской области по образованию и науке - в суд при надлежащем извещении не явился, о причинах неявки суду не сообщил, где на основании ч.ч.4, 5 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело без участия представителей ответчика и третьего лица. Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала и просила обязать местные власти обеспечить её жильём, пояснив, что отца у неё нет, а мать отказалась от своих родительских прав. В настящее время своего жилья она не имеет, зарегистрирована по месту жительства в <адрес> бабушки и дедушки. Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства МО «<адрес>» <адрес> в суде поддержал исковые требования прокурора и пояснил, что ФИО2 я вляется лицом, оставшимся без печения родджителей и имеет право на внеочередное обеспечение жильем. Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей. В соответствии с п.2 ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., то есть на момент приобретения истицей ФИО10 статуча ребенка, оставшегося без попечения родителей, вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. В силу ст.17 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей. Согласно копии свидетельства о рождении №, выданного ДД.ММ.ГГГГ (повторное), ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>; отец - ФИО3, мать - ФИО4 (л.д.7). Судом установлено, что решением Глинковского районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была отобрана у матери ФИО4, что подтверждается копией соответствующего решения (л.д.14). Как следует из постановления Главы муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 была определена в интернатное учреждение на полное гособеспечение как ребенок, оставшийся без попечения родителей (л.д.21). Согласно копии постановления Главы муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была установлена опека, её опекуном назначена бабушка несовершеннолетней - ФИО5, а за несовершеннолетней ФИО2 было закреплено право на проживание в доме опекуна по адресу: <адрес> (л.д.16). ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 отказалась от родительских прав на свою дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рожд., и просила передать своего ребенка опекуну ФИО5, что подтверждается копией заявления ФИО4 (л.д.17). Согласно справок Администрации Глинковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области №, 1688 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, <данные изъяты>» по адресу д. <адрес> <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и имеет следующий состав семьи: бабушка - ФИО5, дедушка - ФИО6 (л.д.22-23). Согласно копии справки органа Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии - Починковского отделения Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в г.Ельня от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в приватизации не участвовала и собственности не имеет (л.д.18). Согласно копии выписки из ЕГРП Управления Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 как правообладатель объектов недвижимости не зарегистрирована (л.д.20). Из копии паспорта №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ТП в <адрес> МО УФСМ России по <адрес> в городе Сафоново, следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес> Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2). Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Указанные конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантийования права человека на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40). Из поименованных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления негативных обстоятельств. Как следует из преамбулы Федерального Закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, а также ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их лиц до достижения ими 23-летнего возраста, то есть гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста. В суде установлено, что ФИО2, 1990 года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, достигла возраста 21 года и не имеет закрепленного за ней жилого помещения. В рамках полномочий, предусмотренных статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Смоленской областной Думой 29 ноября 2007 года принят областной закон № 114-3 «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями». Согласно ст.1 указанного областного закона с 1 января 2008 года органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями по договорам социального найма. Исходя из представленных документов, местом жительства ФИО2 является деревня <адрес>. На основании совокупности исследованных доказательств суд приходит к выводу, что администрация Глинковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области наделена полномочиями по внеочередному обеспечению в порядке, установленном действующим законодательством, истца ФИО2 жилым помещением по договору социального найма в виде квартиры. При таких обстоятельствах признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц и подлежит принятию судом. На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, р е ш и л : Принять признание иска ответчиком. Иск удовлетворить. Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Обязать Администрацию Глинковского сельского поселения Глинковского района Смоленской области предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей в <адрес>, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в виде квартиры, отвечающей требованиям по благоустройству и нормам общей жилой площади по месту жительства на состав семьи из одного человека. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ельнинский районный суд Смоленской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий С.В.Ерохова