Дело № 2-20/2012г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Глинка 18 января 2012 года Ельнинский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Ероховой С.В., с участием прокурора Кулаженковой В.Х., при секретаре Франк Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Глинковского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области о понуждении к совершению действий, установил: Прокурор Глинковского района Смоленской области обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц, где указал на следующие обстоятельства. В ходе проведенной прокуратурой Глинковского района проверки установлено, что администрацией муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области нарушается антикоррупционное законодательство Российской Федерации, которое выражается в не проведении экспертизы нормативно-правовых актов Администрации и их проектов. В обоснование требований прокурором указано, что в соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), и согласно п. 2 ст. 6 названного Федерального закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Также согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативно- правовых актов основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения, и в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 4 указанного Федерального закона выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. Указал, что Постановлением главы муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области от 18.12.2009 г. №273 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов муниципального образования «Глинковский район», проведение которой входит в обязанности ведущего специалиста Администрации, обеспечивающего юридическое сопровождение деятельности Администрации. Однако, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов муниципального образования «Глинковский район» фактически не проводится, заключения не составляются, чем нарушается п.3 ч.1 ст.3 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», согласно которого антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится, в том числе и органами местного самоуправления, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. В связи с изложенными обстоятельствами прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов и обязать указанный орган местного самоуправления провести антикоррупционную экспертизу всех действующих муниципальных нормативных правовых актов и в дальнейшем проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. Прокурор в суде исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области в судебном заседании исковые требования признал и пояснил, что о необходимости проведения правовой и антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов им известно, и приняты определенные меры по исполнению антикоррупционного законодательства. Так, в администрации муниципального образования «Глинковский район» утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования «Глинковский район», согласно которого проводить такую экспертизу уполномочен юрист Администрации. Все нормативные правовые акты Администрации направляются для экспертизы в юридический отдел Администрации Смоленской области, в прокуратуру Глинковского района, где проходят проверку на законность, проекты нормативных правовых актов размещаются на официальном сайте для проведения правовой экспертизы. Обязуются в дальнейшем исполнять и соблюдать требования законодательства. Заслушав пояснения представителя ответчика, заключение прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов основными принципами организации антикоррупционной экспертизы являются: 1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, 2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами, 3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), 4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), 5) сотрудничество федеральных рганов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, орагнов госудасртвенной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, должностные лица) с институтами гражданского общества при проведенииантикоррупционной экспертизы. В соответствии с п.3 ч.1 ст.3 этого же Федерального Закона антикоррупционная экспертиза проводится, в том числе органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с Федеральным Законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ. В соответствии с ч.4 ст.3 этого же Федерального Закона органы, организации, должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. В суде установлено, что в органе местного самоуправления - администрации муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области, утвержденный постановлением Главы муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок), и на проведение указанной экспертизы уполномочен специалист Администрации - юрист, что подтверждается исследованной копией вышеназванного постановления с прилагаемым к нему Порядком. Однако, указанный Порядок не отвечает положениям закона в части соответствия установленным принципам и формам проведения органами местного самоуправления антикоррупционной экспертизы, в связи с чем в данной части требования закона фактически не исполняются. С учетом совокупности изложенных обстоятельств суд признает установленным, что ответчиком - администрацией муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области антикоррупционное законодательство Российской Федерации в части проведения в установленном порядке антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов не соблюдается, в связи с чем принимает признание иска ответчиком и находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области в виде неисполнения обязанности по проведению в установленном законом порядке антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов). Обязать администрацию муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области осуществлять в установленном законом порядке проведение антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов). Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Смоленский областной суд через Ельнинский районный суд Смоленской области в течение одного месяца со дня его вынесения. Председательствующий С.В.Ерохова