Дело № 2 - 165/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 апреля 2012 года
Ельнинский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Кашаповой Н.Н., с участием помощника прокурора Ельнинского района Смоленской области Меженковой Т.В., при секретаре Ворошиловой Т.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ельнинского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области о понуждении к разработке и принятию генерального плана муниципального образования «Мазовское сельское поселение» Ельнинского района Смоленской области,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ельнинского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с требованием к Администрации Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области о понуждении к разработке и принятию генерального плана поселения муниципального образования «Мазовское сельское поселение» Ельнинского района Смоленской области в соответствии со ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В обоснование своих требований прокурор указал, что ответчиком до настоящего времени не принят и не утверждён генеральный план Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области. Утверждение генеральных планов поселений относится к вопросам местного значения поселения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Генеральный план поселения утверждается представительным органом поселения, решение о подготовке генерального плана принимается главой местной администрации ( ст. 24 Градостроительного кодекса РФ). Частью 6 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального Закона от 20.03.2011 года № 41-ФЗ, установлены следующие условия, когда разработка генерального плана, правил землепользования и застройки сельского поселения не осуществляется: изменение существующего использования территории этого поселения не предполагается и утверждённая программа его комплексного социально-экономического развития отсутствует; документами территориального планирования всех уровней не предусмотрено размещение объектов федерального, регионального и местного значения на его территории. При этом решение об отсутствии необходимости подготовки генерального плана поселения и правил землепользования и застройки принимается представительным органом местного самоуправления.
Согласно информации Главы администрации Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области, работа по разработке генерального плана МО «Мазовское сельское поселение» не осуществлялась, денежные средства на указанные цели не выделялись. Представительным органом муниципального образования вопрос об отсутствии необходимости в разработке генерального плана поселения не рассматривался.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований ( ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ). В соответствии с ч. 5 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании программ развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, программ социально-экономического развития.
Отсутствие генеральных планов и правил землепользования и застройки препятствует в реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, реализации региональных программ, направленных на стимулирование развития жилищного строительства.
Бездействие Администрации Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области по подготовке генерального плана поселения, по мнению прокурора, является незаконным и может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих на территории поселения, в сфере земельных и жилищных отношений, поскольку с 31 декабря 2012 года не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путём выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, при отсутствии документов территориального планирования (ст.9 Градостроительного кодекса РФ).
Отсутствие утверждённого генерального плана поселения препятствует разработке правил землепользования и застройки поселения, которые разрабатываются с учётом документов территориального планирования ( ч.3 ст.31 Градостроительного кодекса РФ). В свою очередь, с 31 декабря 2012 года не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки.
Отсутствие утверждённого генерального плана поселения либо решения о том, что принимать его нет необходимости, свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления.
В судебном заседании помощник прокурора Ельнинского района заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Глава Администрации Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области Цветков С.И. исковые требования прокурора не признал и пояснил, что генеральный план Мазовского сельского поселения не разрабатывался, так как денежные средства в бюджет поселения на 2012 год на эти цели не заложены. Для принятия генплана необходимо предоставление денежных средств из областного бюджета путем софинансирования. Однако, поскольку Мазовское сельское поселения малочисленно, то нет гарантии в том, что их поселение будет включено в программу софинансирования. Считает, что Мазовское сельское поселение Ельнинского района вымирающее и поэтому необходимости в принятии генплана поселения нет. В то же время не отрицает, что вопрос об отсутствии необходимости в разработке генерального плана поселения представительным органом власти поселения не рассматривался.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований ( ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ).
В силу ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования поселений являются генеральные планы поселений.
Утверждение генеральных планов поселений относится к вопросам местного значения поселения ( п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения утверждается представительным органом поселения, решение о подготовке генерального плана принимается главой местной администрации
Часть 6 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального Закона от 20.03.2011 года № 41-ФЗ, предусматривает определенные условия, при которых разработка генерального плана, правил землепользования и застройки сельского поселения не осуществляется, а именно: изменение существующего использования территории этого поселения не предполагается и утверждённая программа его комплексного социально-экономического развития отсутствует; документами территориального планирования всех уровней не предусмотрено размещение объектов федерального, регионального и местного значения на его территории. При этом решение об отсутствии необходимости подготовки генерального плана поселения и правил землепользования и застройки принимается представительным органом местного самоуправления.
Согласно представленной Главой администрации Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области информации, имеющейся в материалах дела, работа по разработке генерального плана МО «Мазовское сельское поселение» не осуществлялась, денежные средства на указанные цели не выделялись. Представительным органом муниципального образования вопрос об отсутствии необходимости в разработке генерального плана поселения не рассматривался.
Данное обстоятельство, по мнению суда, свидетельствует о бездействии Администрации Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области в подготовке генерального плана поселения. При этом доводы Главы Администрации о том, что данное поселение малочисленно, является «умирающим», в связи с чем отсутствует необходимость, привлечения из областного бюджета денежных средств на принятие генплана данного поселения, суд находит необоснованными, голословными и не дающими суду правовых оснований для отказа в удовлетворении иска прокурора.
В соответствии с ч. 5 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании программ развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, программ социально-экономического развития.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, предусматривающая мероприятия, направленные на стимулирование программ развития жилищного строительства. При этом, согласно указанной программе: органы местного самоуправления, как правило, все еще не имеют генеральных планов и правил землепользования и застройки, программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозов роста потребления, соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объектов жилищного, промышленного и иных видов строительства.
Таким образом суд находит обоснованными доводы прокурора Ельнинского района о том, что бездействие Администрации Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области по подготовке генерального плана поселения может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих на территории поселения, в сфере земельных и жилищных отношений. Отсутствие утверждённого генерального плана поселения препятствует разработке правил землепользования и застройки поселения, которые разрабатываются с учётом документов территориального планирования.
Руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Ельнинского района Смоленской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области по исполнению полномочий по принятию генерального плана поселения.
Обязать Администрацию Мазовского сельского поселения Ельнинского района Смоленской области в течение одного года со дня вступления решения в законную силу принять меры по разработке и принятию генерального плана поселения муниципального образования «Мазовское сельское поселение» Ельнинского района Смоленской области в соответствии со ст. 24 градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Смоленский областной суд через Ельнинский районный суд.
Судья: Кашапова Н.Н.