17.05.2012 г. Решение о понуждении к совершению действий.



Дело №2-202/2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2012 года                                                                               с.Глинка

Ельнинский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Ероховой С.В., с участием помощника прокурора Глинковского района Смоленской области Шишковой Ю.Е.,

при секретаре Франк Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Глинковского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Глинковского района Смоленской области обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения <адрес>, где в обоснование требований указал, что прокуратурой <адрес> при проведении проверки Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> были выявлены нарушения требований ФЗ от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", в том числе отсутствие специализированных служб, созданных с целью оказания гарантированного перечня услуг по погребению. Указал, что отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела в Администрации <адрес> сельского поселения нарушает права жителей поселения на предоставление безвозмездного гарантированного перечня услуг по погребению и на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции на безвозмездной основе и существующими хозяйствующими субъектами, в связи с чем просил суд обязать Администрацию муниципального образования <адрес> сельского поселения <адрес> создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Помощник прокурора Глинковского района в суде иск поддержала в полном объеме, изложенные в иске обстоятельства подтвердила, указала, что специализированная служба в поселении должна быть создана в виде самостоятельной организации - юридического лица.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования <адрес> сельского поселения <адрес> в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что на территории <адрес> сельского поселения <адрес> действительно не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, однако, при этомправа жителей поселения на предоставление на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению не нарушаются, так как в настоящее время администрация решает все вопросы по предоставлению гражданам таких услуг при каждом обращении. Считает, что создавать специализированную службу как юридическое лицо в соответствии с требованиями прокурора нецелесообразно как из-за отсутствия финансовых средств, так и по причине отсутствия категорий лиц, подлежащих захоронению такой службой. Кроме того, Администрация вправе привлекать организации, осуществляющие такие услуги, на договорной основе, необходимости службы не имеется.

Заслушав пояснения ответчика, прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст.25 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Как следует из положений указанного закона, специализированные службы по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется органами местного самоуправления, создаются в целях обеспечения государственных гарантий погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего, или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению (в соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 9 данного Федерального закона) на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

Из копии решения Совета депутатов <адрес> сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N30 усматривается, что данным местным нормативным актом утверждено Положение о правилах организации и содержания мест захоронения на территории <адрес> сельского поселения, согласно п.п.5-7 которого оказание услуг по погребению, в том числе в пределах гарантированного перечня, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела, а данная служба создается и порядок её деятельности определяется Администрацией <адрес> сельского поселения.

Таким образом, согласно вышеприведенным положениям действующего федерального законодательства и местного нормативного акта, создание специализированной службы по вопросам похоронного дела, является одним из полномочий органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения поселений по организации похоронного дела и ритуальных услуг.

Вышеуказанный Федеральный закон N 8-ФЗ (в частности, статьи 9, 10 Закона) предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление гражданами погребения за свой счет с последующим получением социального пособия.

Вместе с тем, из смысла ст.25 указанного Закона не усматривается, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием только специализированных служб, то есть граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги, в том числе услуги по погребению, и в случае отсутствия в поселении специализированной организации по похоронному делу предоставление как гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, так и дополнительных ритуальных услуг, может осуществляться существующими хозяйствующими субъектами, оказывающие такие услуги на территории муниципального района, а также межмуниципальными организациями.

С учетом изложенного суд признает не обоснованным требования прокурора в части обязательного создания на территории поселения вышеуказанной специализированной службы в форме юридического лица, поскольку это нарушает конституционный принцип самостоятельности органа местного самоуправления в выборе форм и порядка осуществления полномочий и разрешения вопросов, относящихся к его исключительной компетенции.

Суд считает, что полномочия органов местного самоуправления по созданию на территории поселений специализированной службы не носит императивный характер в части определенной формы деятельности такой службы, поскольку указанное требование в законе отсутствует, и в пределах компетенции органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решения по порядку создания на территории поселения указанной службы и её формам. При этом функции специализированной службы по вопросам похоронного дела, в том числе по предоставлению в поселении гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе и дополнительных ритуальных услуг, могут осуществляться любыми хозяйствующими субъектами, оказывающими такие услуги на территории поселения (муниципального района), в том числе учрежденными муниципальными предприятиями, межпоселенческой специализированной службой по вопросам похоронного дела, вновь созданными либо существующими организациями, имеющими право на осуществление такой деятельности путем заключения в установленном порядке контракта на оказание соответствующих видов услуг, другими способами.

В суде установлено, что ответчиком - администрацией <адрес> сельского поселения, специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории поселения не организована, и доказательств, свидетельствующих о принятии ответчиком достаточных мер по исполнению возложенного на него законом полномочия по надлежащей организации (планомерному продуманному устройству) похоронного дела, гарантирующих соблюдение прав неопределенного круга лиц в указанной сфере услуг, в том числе на выбор исполнителя таких услуг, на информацию по порядку предоставления и т.п., по делу не имеется.

Таким образом, факт неисполнения ответчиком требований законодательства по организации органом местного самоуправления похоронного дела на территории поселения в соответствии с законом в суде нашел свое подтверждение.

Возражения ответчика об отсутствии в администрации финансовых средств для создания специализированной службы, а равно о недостаточном сроке для выполнения исковых требований суд отклоняет, поскольку указанные причины не могут быть признаны основаниями для освобождения органа местного самоуправления от исполнения полномочий, возложенных на него законом, и при установленных в суде обстоятельствах предложенный прокурором срок для принятия ответчиком мер по реализации указанных полномочий в срок до ДД.ММ.ГГГГ является разумным.

Учитывая изложенное, суд признает исковые требования о понуждении ответчика к действиям по созданию на территории поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела подлежащими удовлетворению с соблюдением конституционного права ответчика на самостоятельное определение формы и порядка реализации указанного полномочия.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Глинковского района Смоленской области удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> создать на территории поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела путем самостоятельного выбора формы и порядка реализации указанного полномочия в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его вынесения в Смоленский областной суд через Ельнинский районный суд Смоленской области.

Председательствующий                                                         С.В.Ерохова