Дело №2-198/2012г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 мая 2012 года с.Глинка Ельнинский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Ероховой С.В., с участием помощника прокурора Глинковского района Смоленской области Шишковой Ю.Е., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Глинковского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> района Смоленской области о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Глинковского района Смоленской области обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Смоленской области, где в обоснование требований указал, что прокуратурой Глинковского района Смоленской области при проведении проверки Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> были выявлены нарушения требований ФЗ от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", в том числе отсутствие специализированных служб, созданных с целью оказания гарантированного перечня услуг по погребению. Указал, что отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела в Администрации <адрес> сельского поселения нарушает права жителей поселения на предоставление безвозмездного гарантированного перечня услуг по погребению и на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции на безвозмездной основе и существующими хозяйствующими субъектами, в связи с чем просил суд обязать Администрацию муниципального образования <адрес> сельского поселения <адрес> создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Помощник прокурора Глинковского района в суде иск поддержала в полном объеме, изложенные в иске обстоятельства подтвердила, указала, что специализированная служба в поселении должна быть создана в виде самостоятельной организации - юридического лица. Представитель ответчика - администрации муниципального образования <адрес> сельского поселения <адрес> в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что на территории <адрес> сельского поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела действительно не создана, однако, при этомправа жителей поселения на предоставление на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению не нарушаются, так как функции такой службы в поселении возложены на муниципальное унитарное предприятие «<данные изъяты>», у которого данный вид деятельности является уставным, а тарифы на услуги утверждены в установленном порядке, что подтверждается соответствующими документами. Кроме того, граждане самостоятельно могут обратиться в уже имеющиеся организации, оказывающие ритуальные услуги на территории поселения, то есть имеют выбор исполнителя по оказанию таких услуг. Просила в иске отказать. Заслушав пояснения ответчика, заключение прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 9 Федерального закона N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе осуществляют специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления согласно части 2 статьи 25 указанного Закона. В силу ст. 12 названного Закона на специализированные службы по вопросам похоронного дела также возложены функции по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего. Согласно п. 3 ст. 1, ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления органов поселений, муниципальных образований и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений для решения вопросов местного значения. Закон о погребении (в частности, статьи 9, 10 Закона о погребении) предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление лицами погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что согласно приведенным положениям закона, одной из гарантий является создание специализированных служб, которые уполномочены оказывать на безвозмездной основе услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, однако, при этом ст.25 вышеуказанного Федерального закона №8-ФЗ «О погребении..» не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием только специализированных служб, и, кроме того, в законе отсутствует требование о реализации органами местного самоуправления полномочия по созданию на территории поселений специализированных служб по вопросам похоронного дела исключительно в форме муниципальных самостоятельно хозяйствующих субъектов Суд считает, что создание специализированной службы не носит императивный характер в части определенной формы деятельности такой службы, поскольку в пределах компетенции органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решения по порядку создания на территории поселения указанной службы и её формам. Функции специализированной службы по вопросам похоронного дела, в том числе по предоставлению в поселении гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе и дополнительных ритуальных услуг, могут осуществляться любыми хозяйствующими субъектами по оказанию таких услуг на территории поселения (муниципального района), в том числе учрежденными муниципальными предприятиями, межпоселенческой специализированной службой по вопросам похоронного дела, вновь созданными либо существующими организациями, имеющими право на осуществление такой деятельности путем заключения в установленном порядке контракта на оказание соответствующих видов услуг и другими способами. В связи с изложенным суд признает не обоснованным требование прокурора в части понуждения ответчика к созданию вышеуказанной специализированной службы на территории поселения в форме юридического лица, поскольку это нарушает конституционный принцип самостоятельности органа местного самоуправления в выборе форм и порядка осуществления полномочий и разрешения вопросов, относящихся к его исключительной компетенции. Как следует из копии постановления главы муниципального образования <адрес> сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ N14, на территории <адрес> сельского поселения действует утвержденный Порядок деятельности по вопросам похоронного дела, согласно которого обязанности по осуществлению погребения умерших и оказанию гарантированного перечня услуг по погребению в <адрес> сельском поселении возложена на МУП «<данные изъяты>». Согласно копии постановления главы муниципального образования Глинковское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ N1, на территории <адрес> сельского поселения утвержден Порядок формирования цен на ритуальные услуги (предметы, необходимые для погребения). Согласно копии постановления администрации <адрес> сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена стоимость ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению, оказываемых МУП «Корммунальщик» согласно гарантированного перечня услуг. Таким образом, суд считает установленным, что ответчиком приняты необходимые и достаточные меры по исполнению возложенного на него законом полномочия по надлежащей организации (планомерному продуманному устройству) похоронного дела, которая гарантируют соблюдение прав неопределенного круга лиц в указанной сфере услуг на территории поселения, а именно: функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории <адрес> сельского поселения <адрес> в установленном порядке возложены на хозяйствующий субъект - МУП «<данные изъяты>», организован контроль за формированием цен на ритуальные услуги, и при этом реализующие волю умершего граждане свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги, в том числе согласно гарантированного перечня. При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии нарушений законодательства о похоронном деле на территории <адрес> сельского поселения <адрес>, и оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, РЕШИЛ: В иске прокурора Глинковского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> о понуждении к совершению действий по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела в срок до ДД.ММ.ГГГГ отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ельнинский районный суд Смоленской области в течение одного месяца со дня его вынесения. Председательствующий С.В.Ерохова