Дело №2-201/2012г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 мая 2012 года с.Глинка Ельнинский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Ероховой С.В., с участием помощника прокурора Глинковского района Смоленской области Шишковой Ю.Е., при секретаре Франк Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Глинковского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Глинковского района Смоленской области обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения <адрес>, где в обоснование требований указал, что прокуратурой <адрес> при проведении проверки Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> были выявлены нарушения требований ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", в том числе отсутствие специализированных служб, созданных с целью оказания гарантированного перечня услуг по погребению. Указал, что отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела в Администрации <адрес> сельского поселения нарушает права жителей поселения на предоставление безвозмездного гарантированного перечня услуг по погребению и на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции на безвозмездной основе и существующими хозяйствующими субъектами, в связи с чем просил суд обязать Администрацию муниципального образования <адрес> сельского поселения <адрес> создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Помощник прокурора Глинковского района в суде иск поддержала в полном объеме, изложенные в иске обстоятельства подтвердила, указала, что специализированная служба в поселении должна быть создана в виде самостоятельной организации - юридического лица. Представитель ответчика - администрации муниципального образования <адрес> сельского поселения <адрес> в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что на территории <адрес> сельского поселения <адрес> действительно не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, однако, при этомправа жителей поселения на предоставление на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению не нарушаются, так как администрация решаеттвсе вопросы по предоставлению таких услуг. Считает, что органы местного самоуправления имеют право самостоятельно принимать решения по осуществлению своих полномочий, в том числе и по вопросу создания специализированных похоронных служб, в пределах представленных им полномочий по организации ритуальных услуг и похоронного дела, Для обеспечения предоставления гражданам услуг по погребению согласно гарантированного перечня Администрация <адрес> сельского поселения <адрес> вправе привлекать организации, осуществляющие такие услуги, на договорной основе. Создавать специализированную службу как юридическое лицо в соответствии с требованиями прокурора считает нецелесообразным как из-за отсутствия для этого финансовых средств, так и по причине отсутствия категорий лиц, подлежащих захоронению такой службой, и такие случаи в течение ряда лет единичны. В настоящее время при обращении граждан по организации ритуальных услуг администрация всегда оказывает содействиев решении таких вопросов, а также поорганизует погребение на безвозмездной основе при необходимости без создания службы. Заслушав пояснения ответчика, прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии со ст.25 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Как следует из положений указанного закона, специализированные службы по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется органами местного самоуправления, создаются в целях обеспечения государственных гарантий погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего, или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению (в соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 9 данного Федерального закона) на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение. Из копии постановления администрации <адрес> сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что данным нормативным актом утверждено Положение об организации ритуальных услуг, погребения, похоронного дела и содержании кладбищ на территории сельского поселения, согласно п.п.3.1, 3.2 которого организация похоронного дела и мест захоронения осуществляется Администрацией <адрес> сельского поселения. Погребения умерших и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела. Взаимодействие специализированных служб с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, оказывающими ритуальные услуги, осуществляется на основе договора (л.д.16-19). Таким образом, согласно вышеприведенным положениям действующего федерального законодательства и местного нормативного акта, создание специализированной службы, уполномоченной оказывать вышеперечисленные услуги, является одним из полномочий органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения поселений по организации похоронного дела и ритуальных услуг. Вышеуказанный Федеральный закон N 8-ФЗ (в частности, статьи 9, 10 Закона) предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление гражданами погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. Из смысла ст.25 данного Закона не усматривается, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием только специализированных служб, то есть граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги, в том числе услуги по погребению, и в случае отсутствия в поселении специализированной организации по похоронному делу предоставление как гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, так и дополнительных ритуальных услуг, может осуществляться существующими хозяйствующими субъектами, оказывающие такие услуги на территории муниципального района, а также межмуниципальными организациями. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что полномочия органов местного самоуправления по созданию на территории поселений специализированных служб по вопросам похоронного дела не ограничиваются созданием таких служб исключительно в форме муниципальных самостоятельно хозяйствующих субъектов, поскольку указанное требование в законе отсутствует, и в пределах компетенции такие органы вправе самостоятельно принимать решения по порядку создания на территории поселения указанной службы и её формам (в том числе: создание муниципального унитарного предприятия; участие в создании межпоселенческой специализированной службы по вопросам похоронного дела на договорной основе; заключение контракта на исполнение функций специализированной службы в соответствии с порядком, установленным органом местного самоуправления, как с вновь созданными, так и с существующими организациями, имеющими право на осуществление соответствующих видов деятельности; иные способы и формы). В связи с изложенным требования прокурора в части обязательного создания вышеуказанной специализированной службы в форме юридического лица на территории поселения суд признает не обоснованным, поскольку это нарушает конституционный принцип самостоятельности органа местного самоуправления в выборе форм и порядка осуществления полномочий и разрешения вопросов, относящихся к его исключительной компетенции. В суде установлено, что ответчиком - администрацией <адрес> сельского поселения, специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории поселения не организована, и доказательств, свидетельствующих о принятии ответчиком достаточных мер по исполнению возложенного на него законом полномочия по надлежащей организации (планомерному продуманному устройству) похоронного дела, гарантирующей соблюдение прав неопределенного круга лиц в указанной сфере услуг, в том числе на выбор исполнителя таких услуг, на информацию по порядку их предоставления и т.п., по делу не имеется. Таким образом, факт неисполнения ответчиком требований законодательства по организации органом местного самоуправления похоронного дела на территории поселения в соответствии с законом в суде нашел свое подтверждение. Возражения ответчика об отсутствии в администрации финансовых средств для создания специализированной службы, а равно о недостаточном сроке для выполнения исковых требований суд отклоняет, поскольку указанные причины не могут быть признаны основаниями для освобождения органа местного самоуправления от исполнения полномочий, возложенных на него законом, и предложенный прокурором срок для принятия ответчиком мер по исполнению своих полномочий, а именно - до ДД.ММ.ГГГГ, при установленных в суде обстоятельствах суд признает разумным. Учитывая изложенное, суд признает исковые требования о понуждении ответчика к действиям по созданию на территории поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела подлежащими удовлетворению с соблюдением конституционного права ответчика на самостоятельное определение формы и порядка реализации указанного полномочия. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Глинковского района Смоленской области удовлетворить. Обязать администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> создать на территории поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела путем самостоятельного выбора формы и порядка реализации указанного полномочия в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его вынесения в Смоленский областной суд через Ельнинский районный суд Смоленской области. Председательствующий С.В.Ерохова