05.05.2012 г. Решение о признании незаконными бездействий и понуждении к совершению действий по очистки свалки.



Дело №2-134/2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 мая 2012 года                                                                                          с.Глинка

Смоленской области

Ельнинский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Ероховой С.В., с участием помощника прокурора Глинковского района Смоленской области Шишковой Ю.Е.,

присекретаре Франк Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Глинковского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес>» Смоленской области, Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> и Администрации муниципального унитарного предприятия «<данные изъяты>» <адрес> сельского поселения <адрес>, о признании незаконными бездействий и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Глинковского района Смоленской области обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц, где в обоснование требований привел следующие обстоятельства. Прокуратурой Глинковского района при участии специалистов Управления Росприроднадзора по Смоленской области проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды Администрацией муниципального образования «<адрес>», Администрацией <адрес> сельского поселения, администрацией муниципального унитарного предприятия (далее -МУП) «<данные изъяты>» <адрес> сельского поселения <адрес> района Смоленской области при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. В ходе проведенной проверки установлено,что на протяжении последних лет, включая перио<адрес> года, МУП «<данные изъяты>» собирает от населения <адрес> и вывозит твердые бытовые отходы различных классов опасности, а именно: отходы 3-5 классов опасности - бой кирпича, отходы рубероида, шифера, отходы деревообработки, отходы отработанной авторезины, отходы емкостей с остатками нефтепродуктов, отходы пластика и складирует их на земельном участке с кадастровым номером , находящемся примерно в 200 м по направлению на юго- восток от <адрес>», в то время как данныйземельный участок не является местом централизованного хранения и захоронения отходовпроизводства и потребления.

Указал, что в соответствии с п.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 г. №8 9-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, но МУП «Коммунальщик» размещает отходы на не отведенной для этой цели территории (несанкционированной свалке), то есть на объекте размещения отходов, не внесенном в государственный реестр таких объектов. Прокуратурой Глинковского района неоднократно в адрес Главы МО «<адрес>», Главы Администрации МО «<адрес>», Главы <адрес> сельского поселения, директора МУП «<данные изъяты>», неоднократно вносились представления об устранении выявленных прокуратурой района нарушений законодательства об охране окружающей среды, однако, до настоящего времени меры по устранению нарушений не принимаются.При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора, вывоза, складирования, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

     В связи с указанными обстоятельствами заявитель просил суд:

- признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «<адрес>» Смоленской области, выразившееся в непринятии мер по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, и обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Смоленской области организовать регулярную утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов;

- признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования <адрес> сельского поселения <адрес> района Смоленской области и администрации МУП «<данные изъяты>» <адрес> сельского поселения <адрес> района Смоленской области, выразившееся в непринятии мер по очистке территории несанкционированной свалки бытовых и промышленных отходов, расположенной на вышеуказанном земельном участке, и по созданию объекта размещения отходов на основании разрешения, и обязать администрацию муниципального образования <адрес> сельского поселения <адрес> района Смоленской области и администрацию МУП «<данные изъяты>» Глинковского сельского поселения <адрес> района Смоленской области принять меры по очистке территории несанкционированной свалки бытовых и промышленных отходов, расположенной на указанном земельном участке, и создать объект размещения отходов на основании разрешения.

Третье лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, представитель в суд не явился, в суд направил заявление, где исковые требования поддержаны в полном объёме и содержится просьба о рассмотрении дела без участия третьего лица.

На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ суд, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело без участия представителя третьего лица.

В судебном заседании представитель прокуратуры Глинковского района иск поддержал в полном объеме и пояснил, что подтверждает обстоятельства, указанные в исковом заявлении в обоснование исковых требований. До настоящего времени сведений о принятии органами местного самоуправления мер по организации очистки территории несанкционированной свалки в прокуратуре района не имеется. Считает, что бездействия органов местного самоуправления <адрес> района повлекли нарушения законодательства, в том числе природоохранного, что в настоящее время имеет негативные последствия для окружающей среды и здоровья населения. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика - Администрации муниципального образования «<адрес>» Смоленской области в суде исковые требования признал частично и пояснил, что не согласен с тем, что администрация МО «<адрес>» Смоленской области бездействовала и не принимала мер к организации полигона для твердых бытовых отходов, т.к. руководство района неоднократно обращалось в администрацию Смоленской области с просьбой оказать финансовую помощь для оборудования полигона. В настоящее время МО «<адрес>» включено в областную целевую программу «Строительство полигонов твердых бытовых отходов и очистных сооружений на территории муниципальных образований Смоленской области на 2012-2016 годы». Переработку отходов на территории района организовать экономически невыгодно, т.к. объём отходов мал для строительства объекта переработки. В остальном с заявленными исковыми требованиями он согласен. Кому принадлежит земельный участок, на котором была создана несанкционированная свалка, он пояснить не может. Принимались ли меры администрацией МО по устранению нарушений действующего законодательства указанные в представлениях прокуратуры <адрес> района, пояснить не может.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования <адрес> сельского поселения <адрес> района Смоленской области исковые требования признала частично и пояснила, что со времени отвода земельного участка под поселковую свалку в ДД.ММ.ГГГГ году объём вывозимых бытовых отходов намного превысил предполагаемые объёмы, а также изменилась характеристика отходов, поэтому на ранее отведенном для данных целей участке скопилось много отходов, требующих утилизации и складирования, однако, для проведения таких работ в поселении нет необходимой техники. Администрацией поселения предпринимались меры по организации очистки территории свалки путем заключения договоров с организациями, имеющими соответствующую технику, но исполнение таких договоров затруднительно в связи с отсутствием в бюджете поселения достаточных финансовых средств для оплаты транспортных услуг. Не согласился с исковыми требованиями прокурора в той части, что администрация <адрес> сельского поселения бездействовала, так как в меру возможностей принимались определенные меры по очистке территории свалки и созданию полигона, что подтверждаются документами. Так, она с ДД.ММ.ГГГГ года неоднократно поднимала вопрос перед руководством района о необходимости надлежащего оборудования полигона для размещения бытовых отходов, однако, в связи с отсутствием финансовых средств на эти цели этот вопрос до настоящего времени не разрешен. Также в течение ДД.ММ.ГГГГ года неоднократно ставился вопрос перед руководством района и области о необходимости утилизации (захоронения) отходов, т.к. в соответствии с Уставом МО «<адрес>» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям Администрации муниципального образования «<адрес>», но данный вопрос также не разрешен. Свалка ежегодно проверяется контролирующими организациями на предмет её опасности для населения, по предложениям принимаются меры.

Пояснила также, что МУП «<данные изъяты>» вывозил и до настоящего времени вывозит бытовые отходы из <адрес> на территорию действующей свалки, так как другого участка не имеется. Однако, на данную территорию вывозят мусор также жители <адрес> и других населенных пунктов района и несанкционированно сгружают его вне территории свалки, что в последнее время приобрело стихийный характер, несмотря на разъяснительную работу среди населения. Проконтролировать вывоз мусора населением в поселении нет возможности, так как на это не имеется средств.

В настоящее время утверждена областная целевая программа «Строительство полигонов твердых бытовых отходов и очистных сооружений на территории муниципальных образований Смоленской области» на 2012-2016 годы», согласно которой строительство полигона твердых бытовых отходов в МО «<адрес>» запланировано на 2013 год. Пор мере изыскания средств администрация будет принимать мкры по очистке свалки и поддержанию её санитарного состояния.

Представитель ответчика - администрации МУП «<данные изъяты>» <адрес> сельского поселения <адрес> района Смоленской области в суде исковые требования признал частично и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области предприятию была выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. Для получения этой лицензии в орган Росприроднадзора представлялись документы, подтверждающие наличие условий для выдачи лицензии, в том числе сведения о наличии полигона для вывоза бытовых отходов. При этом представлялись сведения о том, что размещение отходов будет производиться на полигоне в д.<адрес>. На существующую свалку органами Росприроднадзора составлялся паспорт, согласно которого опасных отходов на ней не имеется. Признает, что документальных оснований для размещения отходов на данном земельном участке у предприятия не имеется, так как указанный в иске земельный участок с кадастровым номером расположенный в 200 м. на юго-восток от <адрес> балансе предприятия не состоит и в аренду не предоставлялся. Территория данного участка не огорожена и как полигон отходов должным образом не оборудована, поэтому туда свозят отходы всё население и организации, а МУП «<данные изъяты>» не может нести ответственность за незаконные действия не установленных прокуратурой лиц. Для очитки свалки у предприятия необходимой техники нет.

Заслушав пояснения представителей истца и ответчиков, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В ст. 42 Конституция Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Данное право также закреплено в п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Согласно ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

В ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" перечислены требования к объектам размещения отходов и требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований.

В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.

Согласно определению понятия "объект размещения отходов", закрепленному ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указанным объектом признается только специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. При этом именно соблюдение совокупности требований, предъявляемых к обустройству объектов размещения отходов, позволяет обеспечить их экологическую и санитарно- эпидемиологическую безопасность для человека и окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов могут создаваться только на основании разрешений, выдаваемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами (их территориальными органами).

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Смоленской области от 10 апреля 2001 г. N 5 «О мерах по совершенствованию организации санитарной очистки населенных пунктов Смоленской области» в соответствии с Федеральным законом РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" и в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения утверждены и введены в действие на территории Смоленской области методические указания МУ 2.1.7.005-2001 "Санитарная очистка населенных пунктов от твердых бытовых отходов", которыми определены в том числе и требования к объектам размещения твердых бытовых отходов на территории Смоленской области.

Таким образом, из приведенных положений следует, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и при этом публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации законодательно закрепленных за ними соответствующих властных полномочий на территории муниципальных образованиий.

Как установлено судом, постановлением Главы Администрации <адрес> района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> МПО КХ в постоянное пользование для производственных целей (под свалку бытовых отходов) был отведен земельный участок общей площадью 1,5 га, из них: 0,17 га кустарники, 0,25 га подъездная дорога, 1,08 га карьер, из них от ТСОО «<данные изъяты>» из земель постоянного пользования - 0,95 га, в том числе - 0,17 га кустарников, 0,25 га - подъездная дорога, 0,53 га - карьер, от <адрес> <адрес> Администрации - 0,55 га, занятых существующим карьером.

Согласно постановления Главы муниципального образования «<адрес>» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 14183 кв.м, предоставленное РПО КХ вышеуказанным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ , прекращено, аМуниципальному унитарному предприятию «<данные изъяты>» <адрес> сельского поселения <адрес> района Смоленской области (далее - МУП «<данные изъяты>») из земель сельскохозяйственного назначения предоставлен в аренду сроком на 49 лет, для производственных целей, земельный участок с кадастровым номером , находящийся примерно в 200 м по направлению на юго- восток от ориентира 2 км автодороги «<адрес>», расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл. Смоленская, <адрес> (мусоросвалка) площадью 20319 кв.м, в границах, указанных в кадастровых картах (планах) участков, и оформление договора аренды с направлением для заключения и государственной регистрации в двухнедельный срок после предоставления заявителем кадастровых планов на земельный участок возложены на отдел экономики и комплексному развитию администрации МО «<адрес>».

Согласно копии кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , находящийся примерно в 200 м по направлению на юго- восток от ориентира 2 км автодороги «<адрес>», расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, (мусоросвалка), площадью 14183 кв.м, относящийся к землям специального назначения с разрешенным использованием для производственного назначения, является государственной собственностью и правообладателя на него не значится.

С учетом изложенного, суд считает, что доказательств того обстоятельства, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, предоставлен в аренду МУП «<данные изъяты>» либо принадлежит иным предприятиям и учреждениям, по делу не имеется.

В суде представитель ответчика - МУП «<данные изъяты>» признал факт вывоза и (транспортировки) бытовых отходов, осуществляемых им на основании договоров и лицензии с последующим размещением отходов на территории земельного участка без надлежащего разрешения, так как согласно исследованной копии лицензии и приложениям к ней право на деятельность по размещению (хранению) отходов предоставлена МУП «<данные изъяты>» только в отношении отдельных видов отходов на территории по адресу <адрес>.

Согласно копии договора на оказание услуг по вывозу твердых отходов от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между МУП «<данные изъяты> (Исполнитель) и Администрацией МО «<адрес>» (Заказчик) МУП «<данные изъяты>» принял на себя исполнение работ по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов согласно лимитов размещения отходов, согласованных с комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов ИРЦГСЭН (п.2.1) с вывозом твердых отходов в размере 51,7 куб.м в года на полигон (свалку) (пп.3.2.2, 3.2.4), где место нахождения указанного полигона не обозначено.

В суде представитель ответчика МУП «<данные изъяты>» признал, что фактически бытовые отходы вывозятся на территорию земельного участка, ранее предоставленного под свалку организации коммунального хозяйства в <адрес> районе, то есть на несанкционированную свалку.

Таким образом, суд установил, что МУП «<данные изъяты>» в отсутствие законных оснований, в нарушение требований с п.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 г. №8 9-ФЗ «Об отходах производства и потребления» осуществляет размещение бытовых отходов на территории, фактически являющейся объектом, который не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, в связи с чем суд признает обоснованными исковые требования в части понуждения данного предприятия к принятию мер по устранению последствий указанного нарушения.

Из копии постановления Администрации Смоленской области от 30.09.2011 г. №600 усматривается, что данным постановлением утверждена областная целевая программа «Строительство полигонов твердых бытовых отходов и очистных сооружений на территории муниципальных образований Смоленской области на 2012-2016 годы», которая имеет целью решение проблемы хранения, утилизации, захоронения твердых бытовых отходов, и участником данной программы является муниципальное образование «<адрес>» <адрес>.

С учетом данного обстоятельства суд полагает правильным считать Администрацию муниципального образования «<адрес>» Смоленской области надлежащим лицом, уполномоченным на создание в муниципальном образовании объекта для размещения твердых бытовых отходов в соответствием с предъявляемыми требованиями действующего законодательства, в связи с чем ответственным за выполнение соответствующих исковых требований.

Суд принимает возражения ответчика - администрации муниципального образования <адрес> сельского поселения <адрес> района Смоленской области, на требование истца о признании незаконным бездействия данного органа местного самоуправления по исполнению указанных в иске уставных полномочий, поскольку представленные и исследованные в суде доказательства свидетельствуют о принятии данным ответчиком определенных мер как по очистке несанкционированной свалки, так и по созданию объекта для размещения твердых бытовых отходов на основании разрешения, в связи с чем исковые требования в указанной части признает недостаточно обоснованными.

Вместе с тем, учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что данным ответчиком не принято своевременных и достаточных мер по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов в соответствии с требованиями закона, вследствие чего на территории поселения допущены нарушения правил обращения с отходами, повлекшие порчу земель и иные нарушения экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности окружающей среды и населения, в связи с чем исковые требования в части понуждения данного ответчика к надлежащему исполнению соответствующих полномочий суд признает законными и обоснованными.

Согласно утвержденной Постановлением Коллегии Госстроя РФ от 22.12.1999 г. №7 «Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской федерации. МДС 13-8.2000» для мегаполисов в наибольшей степени подходит проектирование и строительство комплексных заводов, обеспечивающих использование отходов как источника энергии и вторичного сырья. Для городов с населением 100 - 200 тыс. жителей целесообразна разработка упрощенной технологии обезвреживания и утилизации твердых бытовых отходов (далее - ТБО). Для городов с населением около 100 тыс. жителей, расположенных в южных районах, целесообразно применение полевого компостирования ТБО с предварительным отбором утильных фракций. Складирование отходов на полигонах остается пока основным методом обезвреживания отходов. Для сокращения площадей под полигоны разработаны методы многоярусного складирования с многократным уплотнением, что позволяет значительно увеличить нагрузку на единицу площади. При высотной схеме ТБО укладываются на высоту более 20,0 м.

В связи с изложенным, принимая во внимание представленные суду сведения по объёму запланированных твердых бытовых отходов на территории муниципального образования, который не обеспечивает экономическую обоснованность мероприятий по переработке отходов, суд признает убедительными доводы ответчиков о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению заявленных прокурором требований в части исполнения полномочий по организации переработки бытовых и промышленных отходов.

Вместе с тем, Администрацией муниципального образования «<адрес>» Смоленской области не представлено суду доказательств принятия своевременных мер по организации утилизации (захоронения) отходов, а также по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, в связи с чем суд находит исковые требования в части признания незаконным бездействия данного ответчика по исполнению указанных полномочий подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчиков о наличии утвержденной областной программы, предполагающей создание в муниципальном образовании «<адрес>» объекта для размещения твердых бытовых отходов в соответствием с требованиями действующего законодательства суд не признает основаниями для освобождения органов местного самоуправления муниципального образования от надлежащего исполнения предусмотренных законом полномочий в настоящее время и принятия в связи с этим своевременных и достаточных мер по устранению допущенных нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды и обращения с отходами, а равно предупреждению таких нарушений, в связи с чем исковые требования в части понуждения к совершению действий по устранению нарушений действующего законодательства, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Глинковского района Смоленской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «<адрес>» Смоленской области, выразившееся в непринятии мер по утилизации бытовых и промышленных отходов.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Смоленской области организовать регулярную утилизацию (захоронение) бытовых и промышленных отходов и создать в установленном порядке объект размещения бытовых отходов на основании разрешения.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> сельского поселения <адрес> района Смоленской области и МУП «<данные изъяты>» <адрес> сельского поселения <адрес> района <адрес> принять меры по очистке территории несанкционированной свалки бытовых и промышленных отходов на территории земельного участка, расположенного в районе 2 км автодороги «<адрес>».

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его вынесения в Смоленский областной суд через Ельнинский районный суд Смоленской области.

       Председательствующий                                                         С.В.Ерохова