Дело № 2-19/2012г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Глинка 18 января 2012 года
Смоленской области
Ельнинский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Ероховой С.В.,
с участием прокурора Кулаженковой В.Х.,
при секретаре Франк Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Глинковского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения Глинковского района Смоленской области о понуждении к совершении действий,
установил:
Прокурор Глинковского района Смоленской области обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц, где указал на следующие обстоятельства. В ходе проведенной прокуратурой Глинковского района проверки установлено, что должностными лицами администрации <адрес> сельского поселения Глинковского района Смоленской области нарушается антикоррупционное законодательство Российской Федерации, которое выражается в не проведении экспертизы нормативно-правовых актов сельского поселения и их проектов. В обоснование требований прокурором указано, что в соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), и согласно п. 2 ст. 6 названного Федерального закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Также согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативно- правовых актов основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения, и в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 4 указанного Федерального закона выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. Указал, что Постановлением главы администрации <адрес> сельского поселения Глинковского района Смоленской областит от 04.07.2011 г. №22 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов Белохолмского сельского поселения, проведение которой входит в обязанности инспектора Белохолмского сельского поселения, обеспечивающего юридическое сопровождение деятельности администрации поселения. Однако, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов Белохолмского сельского поселения фактически не проводится, заключения не составляются, чем нарушается п.3 ч.1 ст.3 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», согласно которого антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится, в том числе и органами местного самоуправления, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. В связи с изложенными обстоятельствами прокурор Глинковского района Смоленской области просил суд признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельского поселения Глинковского района Смоленской области в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов и обязать указанный орган местного самоуправления провести антикоррупционную экспертизу всех действующих муниципальных нормативных правовых актов и в дальнейшем проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.
Прокурор в суде исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации <адрес> сельского поселения Глинковского района Смоленской области в судебном заседании исковые требования признала частично и показала, что о необходимости проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов ей известно, и администрацией поселения принимаются меры по исполнению антикоррупционного законодательства. Так, в поселении утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов Белохолмского сельского поселения, согласно которого проводить такую экспертизу вменено в обязанности инспектора <адрес> сельского поселения, обеспечивающего юридическое сопровождение деятельности сельского поселения. Данный правовой акт проверен прокуратурой Глинковского района на предмет его законности и замечаний не было. Все нормативные правовые акты сельского поселения направляются для экспертизы в юридический отдел Администрации Смоленской области, в прокуратуру Глинковского района, где проходят проверку, проекты нормативных правовых актов размещаются на официальном сайте для проведения правовой экспертизы. Считает, что так как инспектор не имеет юридического образования, он не может квалифицированно проводить указанную экспертизу и составлять заключения по экспертизе, то данные полномочия необходимо передать компетентному специалисту, но до настоящего времени этот вопрос администрацией не решался.
Заслушав пояснения представителя ответчика, заключение прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов основными принципами организации антикоррупционной экспертизы являются: 1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, 2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами, 3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), 4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), 5) сотрудничество федеральных рганов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, орагнов госудасртвенной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, должностные лица) с институтами гражданского общества при проведенииантикоррупционной экспертизы.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.3 этого же Федерального Закона антикоррупционная экспертиза проводится, в том числе органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с Федеральным Законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.
В соответствии с ч.4 ст.3 этого же Федерального Закона органы, организации, должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
В суде установлено, что в органе местного самоуправления - администрации <адрес> сельского поселения Глинковского района Смоленской области действует Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов <адрес> сельского поселения Глинковского района Смоленской области, утвержденный постановлением администрации <адрес> сельского поселения Глинковского района Смоленской области от 04 июля 2011 года №22 (далее - Порядок), и на проведение указанной экспертизы уполномочен инспектор <адрес> сельского поселения, что подтверждается копиями вышеназванных постановления администрации <адрес> сельского поселения Глинковского района Смоленской области от 04 июля 2011 года №22 и утвержденного им Порядка. Однако, данный Порядок не в полной мере отвечает требованиям закона в части соответствия установленным законом принципам и формам проведения антикоррупционной экспертизы и фактически не исполняется.
Доводы ответчика о том, что в сельском поселении нет специалиста, имеющего соответствующие образование и квалификацию для проведения антикоррупционной экспертизы, поэтому нормативные правовые акты органов местного самоуправления <адрес> сельского поселения направляются в юридический отдел Администрации Смоленской области для правовой экспертизы, в ходе которой проводится антикоррупционная экспертиза, а также в прокуратуру Глинковского района, что указывает на выполнение администрацией поселения указанных в иске требований закона, суд отклоняет в связи со следующим.
Доказательств о передаче полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов сельского поселения на указанное им структурное подразделение областного органа государственной власти суду не представлено; органы прокуратуры уполномочены на проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов) в установленных законом порядке и формах, однако, данное обстоятельство не освобождает органы местного самоуправления от выполнения требований антикоррупционного законодательства в пределах предоставленных им законом полномочий, в том числе по утверждению Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов) с соблюдением установленных законом принципов и форм и по выполнению такого Порядка.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств, в их совокупности суд признает установленным, что ответчиком - администрацией <адрес> сельского поселения Глинковского района Смоленской области не соблюдается антикоррупционное законодательство Российской Федерации в части проведения в установленном законом порядке антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельского поселения Глинковского района Смоленской области в виде неисполнения обязанности по проведению в установленном законом порядке антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов).
Обязать администрацию <адрес> сельского поселения Глинковского района Смоленской области в порядке, установленном действующим законодательством, провести антикоррупционную экспертизу действующих муниципальных нормативных правовых актов и осуществлять проведение антикоррупционной экспертизы (проектов принимаемых администрацией в соответствии с принятым Порядком.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Смоленский областной суд через Ельнинский районный суд Смоленской области в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий С.В.Ерохова