18.01.2012 г. Решение о понуждении к совершению действий по проведению антикоррупционной экспертизы.



Дело № 2-15/2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Глинка                                                                               18 января 2012 года

                                                                                 

Ельнинский районный суд Смоленской области в составе            председательствующего судьи Ероховой С.В.,

с участием прокурора Кулаженковой В.Х.,

при секретаре Франк Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Глинковского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Глинковскому районному Совету депутатов Смоленской области о понуждении к совершению действий,

установил:

Прокурор Глинковского района Смоленской области обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц, где указал на следующие обстоятельства. В ходе проведенной прокуратурой Глинковского района проверки установлено, что в Глинковском районном Совете депутатов Смоленской области нарушается антикоррупционное законодательство Российской Федерации, что выражается в не проведении экспертизы нормативно-правовых актов Совета и их проектов. В обоснование требований прокурором указано, что в соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), и согласно п. 2 ст. 6 названного Федерального закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Также согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативно- правовых актов основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения, и в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 4 указанного Федерального закона выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. Указал, что Решением Глинковского районного Совета депутатов Смоленской области от 15.11.2011 г. №73 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов Глинковского районного Совета депутатов Смоленской области, проведение которой входит в обязанности ведущего специалиста Глинковского районного Совета депутатов, уполномоченного на проведение такой экспертизы. Однако, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в Глинковском районном Совете депутатов Смоленской области фактически не проводится, заключения не составляются, чем нарушается п.3 ч.1 ст.3 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», согласно которого антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится, в том числе и органами местного самоуправления, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. В связи с изложенными обстоятельствами прокурор просил суд признать незаконным бездействие Глинковского районного Совета депутатов Смоленской области в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов и обязать указанный орган местного самоуправления провести антикоррупционную экспертизу всех действующих муниципальных нормативных правовых актов и в дальнейшем проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

Прокурор в суде исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - Глинковского районного Совета депутатов Смоленской области в судебном заседании исковые требования признал и показал, что о необходимости проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов администрации поселения им известно, и принимаются меры по исполнению антикоррупционного законодательства - утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов Глинковского районного Совета депутатов, согласно которого проводить такую экспертизу уполномочен ведущий специалист Глинковского районного Совета депутатов. Обязуются в дальнейшем исполнять и соблюдать требования законодательства.

Заслушав пояснения представителя ответчика, заключение прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов основными принципами организации антикоррупционной экспертизы являются: 1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, 2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами, 3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), 4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), 5) сотрудничество федеральных рганов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, орагнов госудасртвенной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, должностные лица) с институтами гражданского общества при проведенииантикоррупционной экспертизы.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.3 этого же Федерального Закона антикоррупционная экспертиза проводится, в том числе органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с Федеральным Законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.

В соответствии с ч.4 ст.3 этого же Федерального Закона органы, организации, должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

В суде установлено, что в органе местного самоуправления - Глинковском районном Совете депутатов Смоленской области утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Глинковского районного Совета депутатов Смоленской области, и на проведение указанной экспертизы уполномочен ведущий специалист Глинковского районного Совета депутатов, что подтверждается копией решения Глинковского районного Совета депутатов от 15.11.2011 г. №73. Однако, вышеуказанный Порядок не в полной мере отвечает требованиям закона в части соответствия установленным принципам и формам проведения органами местного самоуправления антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, в связи с чем требования закона в данной части фактически не исполняются.

С учетом совокупности изложенных обстоятельств суд признает установленным, что ответчиком Глинковским районным Советм депутатов Смоленской области антикоррупционное законодательство Российской Федерации в части проведения в установленном порядке антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов не соблюдается, в связи с чем принимает признание иска ответчиком и находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Глинковского районного Совета депутатов Смоленской области в виде неисполнения обязанности по проведению в установленном законом порядке антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов).

Обязать Глинковский районный Совет депутатов Смоленской области осуществлять в установленном законом порядке проведение антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Смоленский областной суд через Ельнинский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий                                                     С.В.Ерохова