иск прокурора в защиту интересов к администрации МО о признании незаконным действий, удовлетворен.



Дело № 2-229/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 мая 2012 года                                                                                                                  г. Ельня

Судья ФИО3 районного суда <адрес> Быченкова Г.И., при секретаре Моисеенковой Н.Н. с участием прокурора ФИО3 <адрес> Дудникова А.А., представителя ответчика - Администрация муниципального образования «<адрес>» <адрес> по доверенности Телезуевой О.Е., заинтересованных лиц Комогорова Д.В., Комогоровой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ФИО3 <адрес> в защиту интересов Комогорова Д.В., Комогоровой Ю.В. к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о признании незаконными действий по непризнанию семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», возложении обязанности по включению семьи в списки участников данной подпрограммы, восстановлении в очереди.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ФИО3 <адрес> обратился в суд с требованиями в защиту интересов Комогорова Д.В., Комогоровой Ю.В. к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о признании ее действий незаконными и об устранении допущенных нарушений, В обосновании предъявленных требований указано, что прокуратурой ФИО3 <адрес> была проведена проверка соблюдения жилищного законодательства Администрацией при реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в результате которой выявлены нарушения жилищного законодательства в деятельности Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, выразившиеся в том, что согласно выписки из Протокола заседания рабочей группы по реализации федеральной целевой программе «Жилище» на 2011- 2015 годы от ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией было принято необоснованное решение об исключении молодую семью Комогоровых из списка участников подпрограммы по причине представления ими документов, содержащих недостоверные сведения. В последующем, согласно выписки из Протокола заседания рабочей группы по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы от ДД.ММ.ГГГГ, рабочей группой принято решение об отказе молодой семье Комогоровых в восстановлении в очереди участников подпрограммы. Вышеуказанные решения рабочей группы по реализации федеральной целевой программы «Жилище» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ являются, по их мнению, не законными. Поэтому, ссылаясь на изложенные обстоятельства, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в интересах Комогорова Д.В., Комогоровой Ю.В., прокурор ФИО3 <адрес> обратился в суд требованиями о признании действий Администрации незаконными, об устранении допущенных нарушений и о восстановлении семьи Комогорова Д.В. и Комогоровой Ю.В. в списках участников программы «Жилище» с учетом даты постановки на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор Дудников А.А. поддержал исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Телезуева О.Е. требования прокурора ФИО3 <адрес> признала частично, пояснив, что семья Комогорова Д.В., действительно, в 2009 году была признана малоимущей, в связи с чем, поставлена на очередь на получение жилья распоряжением ФИО1 городского поселения ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ а-<адрес>, в последствие, в ходе проведения проверки сведений, содержащихся в документах, представленных Комагоровым Д.В. для участия в данной подпрограмме, была выявлена их недостоверность в дате оформленного им заявления. По этой причине, семья Комогоровых была исключена из списка участников подпрограммы, а в январе 2012 года по этим же основаниям им было также отказано в восстановлении в очереди участников подпрограммы.

Заинтересованные лица Комогоров Д.В. и Комогорова Ю.В. требования прокурора ФИО3 <адрес> поддержали в полном объеме, уточнив, что, вышеуказанное заявление о включении их семьи в состав участников подпрограммы, было написано и подано ими в Администрацию <адрес> именно в ноябре 2009 году, а не в 2008 году, как это ошибочно отражено в журнале учета этих заявлений. В действительности, заявление и прилагаемые к нему согласно перечню документы, были приняты специалистом Администрации ФИО10 тоже в ноябре 2009 года. При написании же заявления, а также при принятии его специалистом, произошла техническая ошибка, описка в дате. На постановку их на очередь с 2008 года они не претендуют, считают, что они должны быть зарегистрированы по данной программе с 14.11. 2009 года.

         Выслушав стороны, заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям прокурора об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-1015 годы.

Как указано в этом Постановлении, в ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 431, федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 675, были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации. За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

Эти новые правовые условия создали основу для реализации на практике поставленных целей и позволили с помощью широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления осуществить меры, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", направленные на улучшение жилищных условий тысяч семей и повышение качества оказываемых коммунальных услу<адрес> задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определило социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы, утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 Правил, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая если семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу п. 15.1 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:

а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

г) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются документы на строительство);

д) копия кредитного договора (договор займа), заключенного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;

е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта;

ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

Согласно п.п. «в», п. 18 Правил основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются, в том числе, и недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

Как усматривается из материалов дела, Комогоров Д.В. и Комогорова Ю.В. состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ.

В 2009 году на основании поданного заявления семья Комогоровых была признана малоимущей и поставлена на очередь на получение жилья распоряжением ФИО1 городского поселения ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ а-р.

В последующем, семья Комогоровых обратилась с заявлением в Администрацию <адрес> о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

В тоже время, в книге учета молодых семей - участниц вышеуказанной программы на 2006 - 2010 годы, дата подачи заявления Комагоровым Д.В. стоит ДД.ММ.ГГГГ. Указанное заявление принято и подписано специалистом ФИО10 этим же числом.

Поскольку, это противоречит и не соответствует фактической дате обращения Комагорова Д.В. по данному вопросу, то по этой причине, согласно выписки из Протокола заседания рабочей группы по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение - исключить молодую семью Комогоровых из списка участников подпрограммы, в связи с представлением документов, содержащих недостоверные сведения.

Из выписки протокола заседания рабочей группы по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы от ДД.ММ.ГГГГ, рабочей группой принято решение об отказе молодой семье Комогоровых в восстановлении в очереди участников подпрограммы.

Однако, указанные решения рабочей группы по реализации федеральной целевой программе «Жилище» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ суд не может признать законными и обоснованными по следующим основаниям.

Как было установлено в ходе судебного заседания, на дату подачи заявления о включении в число участников подпрограммы, возраст супругов - Комогорова Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Комогоровой Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не превышал 35 лет, то есть данная молодая семья подпадала под категорию лиц, участвующих в указанной программе. Она отвечала также всем остальным условиям и требованиям указанной подпрограммы, поскольку была признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законом. При этом, правом на улучшение жилищных условий за счет государственных средств ранее они не пользовались.

Данные обстоятельства по существу не оспариваются сторонами по делу.

При таких установленных данных, суд делает вывод, что семья Комогоровых правомерно была включена в число участников подпрограммы.

Помимо этого, в суде с достоверностью установлено, что само заявление Комогорова Д.В. о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Администрацию МО «<адрес>» <адрес> было оформлено и подано ДД.ММ.ГГГГ, хотя ошибочно датируется ДД.ММ.ГГГГ.

Данный факт подтверждается пояснениями в суде Комогорова Д.В., согласно которых данное заявление им было подано в Администрацию <адрес> именно в 2009 году, как и все прилагаемые документы, которые он вместе с женой собирали в том же в 2009 году. Ошибку при написании даты в заявлении он допустил по невнимательности при списании текста заявления с представленного ему образца. Поэтому, правильная дата подачи им заявления в Администрацию МО «<адрес>» <адрес>, по его утверждению, следует считать - ДД.ММ.ГГГГ. Эти же обстоятельства подтвердила в суде и Комогорова Ю.В.

Приведенные сторонами пояснения подтверждаются и в сопоставлении их с другими документами по делу.

Так, согласно приложенному к указанному заявлению распоряжению ФИО1 городского поселения ФИО3 <адрес> за а-р о признании семьи Комогоровых малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилья, оно датировано ДД.ММ.ГГГГ, что, в последующем, по этому основанию в том же 2010 года, позволило Комогоровым обратиться в районную Администрации о включении их семьи в целевую программу «Жилище» на 2002-2010 годы.

При этом, само распоряжение Администрации, как указанно выше, было принято компетентным органом в пределах своих полномочий и на законных основаниях. Кроме этого, до настоящего времени данное распоряжение является действующим и никем из сторон не оспаривалось и не отменялось.

Таким образом, необходимо признать, что заявление Комогорова Д.В о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 года не могло датироваться 2008 годом, а при его написании и дальнейшем оформлении была просто допущена техническая ошибка как со стороны самого заявителя Комогорова Д.В., так и со стороны должностного лица, регистрирующего его.

Кроме того, выявленные членами рабочей группы в ходе проведения проверки сведений, содержащихся в документах, представленных для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы несоответствия, должны были быть выявлены и устранены ими в 10- дневный срок с даты представления этих документов Комогоровыми в 2009 году, перед принятием непосредственно решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы (п. 17. Правил).

Вместе с тем, проверка документов участников подпрограммы, в том числе и Комогоровых, была проведена членами рабочей группы только после принятия прокуратурой района мер прокурорского реагирования (Представление от ДД.ММ.ГГГГ за ).

При таких данных, права и законные интересы Комогоровых не могут завесить от ненадлежащего исполнения работниками Администрации своих обязанностей, которые по своей невнимательности и небрежности приняли заявление от Комогорова Д.В., неверно датированное ДД.ММ.ГГГГ годом, не указав ему об этой ошибке. Указанное обстоятельство не может ставить семью Комогоровых в неравное положение по сравнению с другими молодыми семьями.

Учитывает суд и тот факт, что жилищное положение Комогорова Д.В. и Комогоровой Ю.В. в настоящее время не изменилось, они также не обеспечены жильем, вынуждены «снимать» квартиру вместе с несовершеннолетним ребенком. Предоставленным правом участники подпрограммы не воспользовались не по своей вине.

В следствие этого, при разрешении данных требований, у суда имеются достаточные основания считать, что принятое рабочей группой решение об исключении молодой семьи Комогоровых из списка участников подпрограммы, в связи с представлением документов, содержащих недостоверные сведения по дате его оформления, является незаконным и нарушает жилищные права молодой семьи Комогорова Д.В. и Комогоровой Ю.В.

Принятие непосредственно органом местного самоуправления такого решения влечет неправомерное (ст.14 ЖК РФ) снятие с себя обязанностей и обязательств по обеспечению граждан жилыми помещениями. Сам же негативные характер и последствия неправильно принятого решения рабочей группы ведет к нарушению принципа справедливости, поскольку этим решением малоимущая, малообеспеченная и социально - слабо защищенная семья лишается прав на участие в реализуемой федеральной целевой программе по обеспечению жилищем.

Поскольку, требования прокурора, заявленные в интересах Комогорова Д.В. и Комогоровой Ю.В. основаны на законе и подтверждаются достаточным количеством доказательств, обосновывающих заявленные исковые требования, то суд признает незаконными действия администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> по исключению из общего списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 года семьи Комогоровых, в составе: Комогорова Д.В., Комогоровой Ю.В., ФИО12

Суд также признает обоснованными требования истца о восстановлении семьи Комогорова Д.В. и Комогоровой Ю.В. в списках участников вышеуказанной программы, с учетом даты постановки на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора ФИО3 <адрес> удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> об исключении из общего списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 года молодую семьюКомогорова Д.В. и Комогорову Ю.В.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> восстановить семью Комогорова Д.В. и Комогоровой Ю.В. в списках участников вышеуказанной программы, с учетом фактической даты постановки их на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ельнинский районный суд <адрес> в течение месяца.

       

Судья:                                                 /подпись/                                             Г.И. Быченкова.