О включении периода прохождения военной службы по призыву в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.



Дело № 2-88/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2011 г. с. Ельники

Ельниковский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Л.Н. Сабировой,

при секретаре Невской И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каштанова С.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периода прохождения военной службы по призыву в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,

УСТАНОВИЛ:

Каштанов С.В. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периода прохождения военной службы по призыву в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, обосновав свои требования следующим.

По утверждению истца, он 24.05.2010 обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Пенсия ему была назначена с 24.05.2010 и выплачивалась до 01.06.2011. Решением ответчика № 8 от 24.05.2011 ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в виду того, что на момент обращения за назначением пенсии отсутствует 30 лет требуемого специального медицинского стажа за работу в городе. Имеется 27 лет 1 месяц 25 дней. Период прохождения военной службы с 23.05.1986 по 13.06.1988 в должности фельдшера не приравняли к работе на селе, а засчитали как работу в городе. С данным решением ответчика истец не согласен, поскольку с 1986 года по настоящее время, за исключением периода службы в армии, он работает в сельской местности, поэтому считает, что для назначения льготной пенсии ему требуется 25 лет специального стажа, а не тридцать лет, как указано в решении. Кроме того, истец считает, что в данном случае необходимо руководствоваться законодательством, действующим на момент прохождения им военной службы.

Так же, истец считает, что у ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Ельниковском муниципальном районе не было достаточных оснований для прекращения выплаты трудовой пенсии.

Просит признать незаконным и отменить решение ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия №8 от 24.05.2011; обязать ответчика период прохождения военной службы по призыву с 23.05.1986 по 13.06.1988 включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения; обязать ответчика возобновить выплату пенсии с 01.06.2011; взыскать в его пользу с ответчика 200 рублей в возврат государственной пошлины.

В судебном заседании Каштанов С.В. свои исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, и в уточнение пояснил, что период военной службы по призыву с 23.05.1986 по 13.06.1988 он просит засчитать ему в специальный стаж, как службу медицинского работника по специальности в поселке городского типа. При этом просил учесть и тот факт, что служба по призыву им проходилась в войсковой части, расположенной в поселке городского типа Домбаровский, Оренбургской области в должности фельдшера медицинского пункта военной части, то есть, даже проходя службу по призыву, он осуществлял деятельность по охране здоровья людей в поселке городского типа, а не в городе.

Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия – С.В. Аверкина, действующая на основании доверенности от 25.07.2011 (л.д. 96), иск не признала и просила оставить его без удовлетворения. Суду пояснила, что решение об отказе Каштанову С.В. в назначении досрочной трудовой пенсии № 8 от 24.05.2011 считает обоснованным по основаниям, изложенным в соответствующем решении начальника. Никаких иных оснований к отказу нет, дополнительных доводов и доказательств так же не имеет. Факт службы Каштанова С.В. в армии по специальности в поселке городского типа и сам период службы ими не оспаривается, но им рекомендовано засчитывать такие периоды в специальный стаж, как период работы в городе, независимо от места дислокации воинской части. В оспариваемом решении имеется опечатка в указании года рождения Каштанова С.В., а именно вместо 1966 года указали 1967 год.

Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит требования Каштанова С.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

24.05.2010 Каштанов С.В. обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной пенсии за выслугу лет, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения (том 1 л.д. 29).

Решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия от 31.05.2010 Каштанову Сергею Васильевичу с 24.05.2010 назначена пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (том 1 л.д. 25).

Из данных о страховом стаже по состоянию на 31.05 2010 следует, что период службы в армии с 23.05.1986 по 13.06.1988 Каштанову С.В. засчитан в календарном исчислении (том 1 л.д. 26).

Решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 8 от 24.05.2011 Каштанову Сергею Васильевичу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 статьи 28 ФЗ-173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в виду того, что на момент обращения за назначением пенсии отсутствует 30 лет требуемого специального медицинского стажа работы в городе. Имеется 27 лет 1 месяц 25 дней. В обоснование отказа, кроме того, указано, что период прохождения военной службы с 23.05.1986 по 13.06.1988 в должности фельдшера не приравнивается к работе на селе, необходимо засчитать службу, как работу в городе. При смешанном специальном трудовом стаже, когда одна часть его приходится на работу на селе, а другая часть – на службу в армии, пенсия назначается при наличии выслуги не менее 30 лет (том 1 л.д. 95).

Данное решение ответчика суд считает незаконным и подлежащим отмене, исходя из следующего.

Из копии диплома серии ЖТ следует, что Каштанов С.В. в 1986 году окончил полный курс Краснослободского медицинского училища по специальности «фельдшерская» (том 1 л.д. 33).

Согласно копии трудовой книжки Каштанова С.В. копии льготной справки № 24 от 24.05.2010 с 10.03.1986 по настоящее время истец работает на медицинских должностях, в том числе: с 10.03.1986 работал на должности акушера Н-Никольского ФАП, с 23.05.1986 по 13.06.1988 проходил службу в рядах Советской Армии, с 11.08.1988 работал на должности помощника санитарного врача Ельниковской СЭС. С 19.08.1988 по настоящее время – фельдшер отделения скорой помощи МУЗ «Ельниковская центральная районная больница». Записей о работе Каштанова С.В. по специальности в городе в трудовой книжке не имеется (том 1 л.д. 30-32, 39-40).

Из копии военного билета и архивной справки № 56/2/6377 следует, что Каштанов С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения проходил действительную военную службу в войсковой части 45195, расположенной в поселке городского типа Домбаровский, <адрес>, Приволжский военный округ, с 23 мая 1986 года по 13 июня 1988 года в должности фельдшера медицинского пункта части (том 1 л.д. 34-37, 38).

Факт осуществления истцом лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения только в сельской местности, на должностях и в учреждениях, поименованных в Списках соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, утвержденных Правительством Российской Федерации (Новоникольский фельдшеро-акушерский пункт, Ельниковская Санэпидемстанция, МУЗ «Ельниковская Центральная районная больница), без учета периода службы в армии по призыву, проходившей в поселке городского типа, представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался.

В соответствии с частью второй статьи 68 Гражданского процессуального кодекса РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Федерального закона, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления и периоды работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления выслуги лет указанной категории лиц до введение в действие нового правового регулирования.

Период службы Каштанова С.В. в Советской Армии в должности фельдшера медицинского пункта в части относится к периоду деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

В указанный спорный период времени действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, согласно подпункту «б» пункта 1 которого пенсии за выслугу лет врачам и другим работникам здравоохранения должны были назначаться при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах. Этим же Постановлением утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в котором поименованы медицинские кабинеты и пункты, а в наименованиях должностей – фельдшеры (пункт 1 раздела II Перечня). Этим же Постановлением утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которым предусматривалось, что работникам здравоохранения служба в составе Вооруженных сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности (подпункт «г» пункта 1 Положения). При этом время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а так же в войсках и органах, указанных в подпункте «г» пункта 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности независимо от этого условия (пункт 4 Положения).

По смыслу пункта 5 этого же Постановления Совета Министров СССР при назначении льготной пенсии работникам здравоохранения работа в поселках городского типа приравнивается к работе в сельской местности.

Следовательно, поскольку служба Каштанова С.В. в составе Вооруженных Сил СССР в период с 23.05.1986 по 13.06.1988 протекала в поселке городского типа и по специальности (в должности фельдшера медицинского пункта части), в городе Каштанов С.В. никогда не работал, указанный спорный период, во-первых, подлежит зачету в специальный стаж истца, во вторых - пенсия за выслугу лет Каштанову С.В. подлежит назначению при стаже работы по специальности не менее 25 лет, а не 30 лет, как ошибочно полагает ответчик.

Учитывая данное обстоятельство и исходя из сведений о страховом стаже истца по состоянию на 31.05.2010 (том 1 л.д. 26-27) суд приходит к выводу о том, что на дату обращения за назначением пенсии (на 24.05.2010) Каштанов С.В. имел право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Как в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 8 от 24.05.2011 (том 1 л.д. 93-94), так и в решении от 24.05.2011 (том 1 л.д. 95) ответчик, указывая на то, что при смешанном специальном трудовом стаже, когда часть его приходится на работу на селе, а другая часть – на службу в армии, пенсия назначается при наличии выслуги не менее 30 лет, не сослался на какой-либо нормативно-правовой акт. Правила исчисления стажа в соответствии с законом могут быть установлены только Правительством РФ (в оспариваемый период – Советом Министров СССР). При этом как ныне действующие Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, так и действовавшие в оспариваемый период, не содержат таких положений. Поэтому ссылку представителя ответчика на учебно-методическое пособие, направленное в их адрес в 1998 году Пенсионным фондом РФ, согласно которому служба в армии, независимо от места дислокации воинской части (подразделения), не приравнивается к работе на селе, и при смешанном специальном трудовом стаже, когда часть его приходится на работу на селе, а другая часть – на службу в армии, пенсия назначается при наличии выслуги не менее 30 лет суд считает не обоснованной.

Кроме того, суд не может не согласиться с утверждением истца о том, что у ответчика по состоянию на 24.05.2011 не имелось оснований для вынесения решения об отказе Каштанову С.В. в назначении пенсии.

Из письменного сообщения ГУ - Управления пенсионного фонда РФ в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия от 29.07.2011 следует, что с иными заявлениями о назначении пенсии, кроме заявлений от 27.10.2008 и от 24.05.2010, Каштанов С.В. к ответчику не обращался.

Из объяснений представителя ответчика, копии протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 24.05.2011 следует, что оспариваемое истцом решение от 24.05.2011 было принято по тому же самому заявлению Каштанова С.В. от 24 мая 2010 года и по тем же самым документам, которые были приложены к этому заявлению. Каких-либо дополнительных документов, содержащих сведения, опровергающие достоверность ранее представленных сведений в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия не поступало. При этом решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия от 31.05.2010 о назначении Каштанову С.В. трудовой пенсии за выслугу лет до настоящего времени ни кем не отменялось.

Случаи прекращения выплаты трудовой пенсии предусмотрены статьей 22 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию).

Изменение в настоящее время позиции пенсионного органа в отношении порядка зачета истцу в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР доказательством утраты права пенсионера на назначенную ему трудовую пенсию не является.

На основании изложенного суд считает, что пересмотр решения о праве истца на пенсию в связи с тем, что он не обусловлен вновь открывшимися обстоятельствами, которые существовали на момент принятия пенсионным органом положительного решения или неправомерными действиями пенсионера, является недопустимым.

Каких-либо иных оснований, предусмотренных статьями 21 и 22 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для приостановления или прекращения выплаты Каштанову С.В. трудовой пенсии у ответчика так же не имелось.

Каштанов С.В. так же просит обязать ответчика возобновить выплату ему пенсию с 01.06.2011.

Данное требование истца подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из письменных сообщений ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия от 26.07.2011 и от 29.07.2011 следует, что Каштанову С.В. пенсия по старости была назначена по заявлению от 24.05.2010 и выплачивалась с 24.05.2010 по 31.05.2011. С 01.06.2011 выплата пенсии прекращена (том 1 л.д. 155).

Выпиской из лицевого счета по вкладу и представленными истцом чеками так же подтверждается отсутствие перечислений пенсии на счет Каштанова С.В. в ОАО «Сбербанк России» (том 1 л.д. 135).

Настоящим решением суда установлено, что решение № 8 от 24.05.2011 об отказе Каштанову С.В. в назначении пенсии не соответствует закону и подлежит отмене, следовательно, выплата Каштанову С.В. пенсии подлежит возобновлению с 01.06.2011.

Истец Каштанов С.В. просит суд взыскать в его пользу с ответчика 200 рублей в возмещение расходов на уплату госпошлины.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Истцом Каштановым С.В. при подаче искового заявления уплачена госпошлина в размере 200 рублей (л.д. 1).

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию 200 рублей в возмещение судебных расходов.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Каштанова С.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периода прохождения военной службы по призыву в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, удовлетворить.

Признать решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 8 от 24 мая 2011 года незаконным и отменить.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия засчитать Каштанову С.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в календарном исчислении период службы в Вооруженных Силах СССР с 23.05.1986 по 13.06.1988.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия возобновить выплату Каштанову С.В. трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 01 июня 2011 года.

Взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Каштанова С.В. 200 (двести) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия его судом в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ельниковский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий:

Справка: кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 27.09.2011г. решение Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 23 августа 2011г. оставлено без изменения, кассационная жалоба ГУ – УПФ РФ в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия – без удовлетворения.