О признании незаконным бездействия администрации Ельниковского муниципального района по непринятию мер к организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Ельниковского муниципального района



Дело № 2-192/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Ельники 6 декабря 2011 года

Ельниковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Кашуркина В.Н.,

с участием прокурора Ельниковского района Республики Мордовия Филиппова С.Е., представителя администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия Пономарева А.И.,

при секретаре Шаталиной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ельниковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Ельниковского муниципального района по непринятию мер к организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Ельниковского муниципального района,

у с т а н о в и л :

прокурор Ельниковского района Республики Мордовия в порядке статей 45, 254 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Ельниковского муниципального района по непринятию мер к организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Ельниковского муниципального района.

В обоснование заявленных требований прокурор Ельниковского района Республики Мордовия указывает следующее:

прокуратурой Ельниковского района проведена проверка исполнения законодательства, касающегося организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Установлено, что на территории района полномочия по решению вопросов организации предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования исполняются администрацией Ельниковского муниципального района ненадлежащим образом. На момент проверки право на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования нарушено у 83 малолетних детей.

Причиной нарушения прав детей на получение такого образования является ненадлежащее исполнение администрацией Ельниковского муниципального района обязанностей, возложенных пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 17 и 31, Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», статьи 4 Устава Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.

Бездействие администрации Ельниковского муниципального района по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования является незаконным, нарушает права и законные интересы неопределенного круга несовершеннолетних лиц на получение дошкольного образования, гарантированное государством.

Прокурор Ельниковского района Республики Мордовия просит:

Признать незаконным бездействие администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия по не обеспечению доступа детей к бесплатному дошкольному образованию на территории Ельниковского района Республики Мордовия.

Обязать администрацию Ельниковского муниципального района Республики Мордовия в течение одного года со дня вступления решения в законную силу организовать надлежащее предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, не допуская при этом наличия очередности в получении доступа детей к бесплатному дошкольному образованию, путем создания муниципального дошкольного образовательного учреждения либо организации дополнительных мест для детей в имеющихся муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

В судебном заседании прокурор Ельниковского района Республики Мордовия Филиппов С.Е. заявленные требования в части срока исполнения обязанности организовать надлежащее предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования изменил, просил суд обязать администрацию Ельниковского муниципального района Республики Мордовия в течение 2 лет со дня вступления решения в законную силу организовать надлежащее предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, не допуская при этом наличия очередности в получении доступа детей к бесплатному дошкольному образованию, путем создания муниципального дошкольного образовательного учреждения либо организации дополнительных мест для детей в имеющихся муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. В остальной части требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации Ельниковского муниципального района Пономарев А.И., действующий на основании доверенности, заявленные требования прокурора не признал. В обоснование возражений пояснил, что администрация в организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования не бездействует, принимаются все возможные меры, направленные на реализацию принципа общедоступности дошкольного образования, создаются дополнительные места в детских садах, в настоящий момент готов к вводу в эксплуатацию, после капитального ремонта детский сад № 1 на 55 мест, подана заявка в Министерство образования Республики Мордовия на выделение субвенции бюджету Ельниковского муниципального района на строительство детского сада на 126 мест. Недостаточно у администрации денежных средства для самостоятельного решения указанного вопроса. Не отрицал наличие очередности в муниципальные дошкольные образовательные учреждения 83 человек. Полагал, что при вынесении судебного решения об обязании органа местного самоуправления обеспечить общедоступность дошкольного образования предоставить не 2 года, как просит прокурор, а не менее 3 лет для реальной организации надлежащего предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Из отзыва администрации Ельниковского муниципального района следует, что в заявлении прокурора и приложенных к нему документах нет никаких доказательств указывающих на бездействие администрации, в настоящий момент готов к вводу в эксплуатацию, после капитального ремонта детский сад № 1 на 55 мест, подана заявка в министерство образования Республики Мордовия на выделение субвенции бюджету Ельниковского муниципального района на строительство детского сада на 126 мест. Данные обстоятельства указывают на то, что администрацией Ельниковского муниципального района принимаются все необходимые меры к организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Ельниковского муниципального района Республики Мордовия (л.д. 35).

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные материалы дела, находит заявление прокурора обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования

Согласно пункту 3 статьи 18 указанного Закона для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии с пунктом 5 указанной статьи органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 4 Устава Ельниковского муниципального района Республики Мордовия данный вопрос отнесен к вопросам местного значения Ельниковского муниципального района.

Оценивая доводы сторон по существу заявления, суд констатирует, что на территории Ельниковского муниципального района дошкольное образование не является общедоступным, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Так, как следует из ответа Главы администрации Ельниковского муниципального района в Ельниковском районе зарегистрировано 83 ребенка, состоящих на очереди в детские дошкольные образовательные учреждения (л.д. 7). Не оспариваются данные обстоятельства и представителем администрации Ельниковского муниципального района Пономаревым А.И.

Факт наличия очереди в дошкольные учреждения подтверждается также представленными администрацией Ельниковского муниципального района списками детей, стоящих в данной очереди (л.д.13-17).

Таким образом, из зарегистрированных на территории Ельниковского района детей в возрасте до 7 лет фактически отказано в предоставлении дошкольного образования 83 детям.

Доказательств осуществления администрацией Ельниковского муниципального района в порядке пункта 5 статьи 18 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» организации и координации методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому суду не представлено. В соответствии с частью 1 статьи 249, частью 2 статьи 195 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд признает данный факт недоказанным.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что на территории Ельниковского муниципального района дошкольное образование не является общедоступным, суд констатирует, что администрацией Ельниковского муниципального района не исполнена возложенная на нее пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпунктом 11 пункта 1 статьи 4 Устава Ельниковского муниципального района Республики Мордовия обязанность организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Оценивая доводы сторон, суд руководствуется определением «бездействия», данным в абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которому к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

С учетом изложенного суд констатирует бездействие администрации Ельниковского муниципального района в сфере организации на территории Ельниковского муниципального района предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Довод представителя администрации Ельниковского района о том, что в указанной сфере ведется активная работа, следовательно, нельзя признать бездействие администрации незаконным, является несостоятельным, поскольку основан на неверном определении понятия «бездействие» как полного отсутствия действий, придании данному термину негативной, критической окраски, что не основано на законе.

Как указано выше, бездействие есть неисполнение обязанности. Следовательно, совершение определенных действий, результатом которых не является исполнение возложенной обязанности, не исключает наличия бездействия. Закон также не придает данному термину негативной, критической окраски, поскольку бездействие может носить как незаконный, так и законный характер.

Таким образом, поскольку, несмотря на проведение определенной работы, администрацией Ельниковского муниципального района не обеспечено предоставление на территории района общедоступного бесплатного дошкольного образования всем желающим, имеет место бездействие администрации Ельниковского муниципального района в данной сфере.

Довод о нехватке денежных средств также является несостоятельным, поскольку не влияет на квалификацию бездействия. Отсутствие денежных средств, само по себе, не освобождает администрацию Ельниковского района от выполнения возложенной законом обязанности. Кроме того, доказательств недостаточности денежных средств для выполнения указанной обязанности суду не представлено. В соответствии с частью 1 статьи 249, частью 2 статьи 195 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд признает данный факт недоказанным.

Оценивая законность установленного бездействия администрации Ельниковского муниципального района в сфере организации на территории Ельниковского муниципального района предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования суд исходит из следующего:

в соответствии с частью 4 статьи 258 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В рассматриваемом случае в удовлетворении заявления не может быть отказано, поскольку закон не допускает бездействия в указанной сфере, бездействие администрации Ельниковского муниципального района влечет отказ в предоставлении детям путевок в дошкольные образовательные учреждения, то есть отказ в доступе к дошкольному образованию, чем нарушает установленное частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации право граждан на общедоступность дошкольного образования.

Так, согласно части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Данные правовые нормы подлежат применению в рассматриваемом случае.

Так, как следует из статьи 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Как следует из статьи 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Названное конституционное право граждан на общедоступность дошкольного образования федеральным законом не ограничено.

Действующим законодательством не предусмотрено оснований для освобождения органов местного самоуправления от исполнения обязанности по организации предоставления общедоступного дошкольного образования.

Следовательно, законные основания для бездействия отсутствуют.

С учетом изложенного указанное бездействие, как нарушающее конституционное право граждан на общедоступность дошкольного образования, не может носить законного характера. Суд констатирует, что данное бездействие является незаконным.

Проанализировав вышеуказанные нормы права и материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 258 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с частью 3 статьи 258 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом характера дела, необходимости соблюдения при устранении допущенного нарушения прав граждан бюджетного законодательства и законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, суд признает предложенный прокурором двухгодичный срок устранения нарушений достаточным.

Руководствуясь статьями 194-198, 249, 250, 252, 257 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

признать незаконным бездействие администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия в сфере организации на территории Ельниковского района предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Обязать администрацию Ельниковского муниципального района Республики Мордовия в течение 2 (двух) лет с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав граждан и организовать на территории Ельниковского муниципального района предоставление общедоступного дошкольного образования.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ельниковский районный суд Республики Мордовия.

Решение в окончательной форме изготовлено 6 декабря 2011 года.

Председательствующий: