О признании права на досрочную трудовую пенсию и включение периода работы в специальный стаж



Дело № 2-9/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Ельники 1 февраля 2012 года

Ельниковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Кашуркина В.Н.,

с участием истицы Криворотовой С.М., представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия Аверкиной С.В.,

при секретаре Шаталиной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Криворотовой С.М. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на досрочную трудовую пенсию и включение периода работы в специальный стаж,

у с т а н о в и л:

Криворотова С.М. обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что решением ГУ – УПФ РФ в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 17 от 05 декабря 2011 года ей отказано в досрочном назначении пенсии по старости в виду того, что на момент ее обращения за назначением пенсии – 29 ноября 2011 года у нее отсутствует 25 лет требуемого медицинского стажа в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья в сельской местности. Установлено, что на момент обращения за назначением пенсии у нее имеется специальный стаж – 24 года 9 месяцев 25 дней.

При этом, период отпуска по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года учтен ответчиком в календарном, а не льготном порядке.

Истица полагает, что в подсчет сроков осуществления лечебной деятельности должны быть включены в льготном порядке (1 год за 1 год 3 месяца) период, когда она находилась в отпуске по уходу за ребенком, поскольку он был предоставлен в период действия нормативных актов, позволявших включать такой отпуск в стаж осуществления медицинской деятельности.

Истица просит признать решение начальника ГУ –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 17 от 05 декабря 2011 года незаконным и отменить.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия засчитать ей в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения отпуск по уходу за ребенком с 04 марта 1990 года по 31 июля 1991 года в льготном исчислении (из расчета 1 год за 1 год 3 месяца).

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента обращения.

Взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия в ее пользу 200 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

В судебном заседании истица Криворотова С.М. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ГУ - Управления пенсионного фонда РФ в Ельниковском районе Республике Мордовия Аверкина С.В., действующая по доверенности (л.д. 94), исковые требования не признала, пояснив суду, что отказ в назначении досрочной трудовой пенсии Криворотовой С.М. обоснован по основаниям, изложенным в соответствующем решении начальника. Никаких иных оснований к отказу нет, дополнительных доводов и доказательств, подтверждающих возражения на иск также не имеет. При включении в специальный стаж оспариваемой истицей периода работы в льготном исчислении (1год за 1 год 3 месяца) право Криворотовой С.М. на досрочное назначение пенсии ко дню ее обращения возникает, поскольку к указанному времени медицинский стаж ее работы составит более 25 лет.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив их в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что исковые требования Криворотовой С.М. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающее право на досрочное назначение и трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Как следует из материалов дела, и установлено судом 29 ноября 2011 года Криворотова С.М. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.

Решением № 17 от 05 декабря 2011 года ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия было отказано в назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимой продолжительности специального медицинского стажа. По решению ответчика специальный стаж истицы на дату обращения составил 24 года 9 месяцев 25 дней (л.д. 13).

Из записей в трудовой книжке Криворотовой С.М. следует, что с 15 августа 1988 года по настоящее время истица работала и работает медицинской сестрой, старшей медицинской сестрой, заведующей отделением Старотештелимского психоневрологического дома-интерната, в настоящее время Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Старотештелимский психоневрологический интернат» (л.д. 4-10), то есть осуществляла лечебную деятельность в должности и в учреждении, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении, что ответчиком не оспаривается.

Согласно протоколу заседания Комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия спорный период работы истицы - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 04 марта 1990 года по 31 июля 1991 года засчитан в трудовой стаж в календарном исчислении, так как приказ о предоставлении отпуска по уходу за ребенком не издавался, начисления за этот период не производились (л.д. 30-31).

Согласно данным из льготной справки от 29 ноября 2011 года № 163 Криворотова С.М. в оспариваемый период с 04 марта 1990 года по 31 июля 1991 года находилась в отпуске по уходу за ребенком, приказ не издавался (л.д. 67).

Суд приходит к выводу о возможности льготного исчисления стажа периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.

При этом, суд исходит из того, что до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, при предоставлении женщине отпуска по уходу за ребенком до 06 октября 1992, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", время нахождения женщины в указанном отпуске подлежит включению в полном объеме в специальный стаж для досрочного назначения пенсии, поскольку право на включение указанного периода в специальный стаж было приобретено на основе действовавшего на момент возникновения соответствующих правоотношений законодательства до внесения вышеуказанных изменений, с принятием которых время нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестало включаться в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.

Судом установлено, что дочь истицы ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17). В период с 4 марта 1990 года по 25 июня 1991 года истица Криворотова С.М. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,5 лет, а в период с 26 июня 1991 года по 31 июля 1991 года - до достижения ребенком возраста 3 лет, что не оспаривается ответчиком.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста 3 лет) у истицы проходил до 06 октября 1992 года - в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, в стаж, дающий право на досрочную пенсию, подлежит включению в льготном исчислении период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет - с 04 марта 1990 года по 31 июля 1991 года.

Поскольку с учетом засчитанного судом периода работы в льготном исчислении, у Криворотовой С.М. по состоянию на 29 ноября 2011 года имелся необходимый стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и соответственно право на назначение досрочной трудовой пенсии у истицы, также возникло на указанную дату, что не оспаривается ответчиком.

В связи с изложенным суд считает необходимым обязать ГУ – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Криворотовой С.М. пенсию с 29 ноября 2011 года.

В соответствии статьей 98 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию уплаченная ею государственная пошлина в сумме 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования Криворотовой С.М. удовлетворить.

Признать решение ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 17 от 5 декабря 2011 года в оспариваемой части незаконным и отменить.

Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия включить Криворотовой С.М. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период с 04 марта 1990 года по 31 июля 1991 года нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении (из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца).

Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Криворотовой С.М. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 29 ноября 2011 года.

Взыскать в пользу Криворотовой С.М. с ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия в возмещении расходов по уплате государственной пошлины 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ельниковский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий: