О признании права на досрочную трудовую пенсию и включении периода работы в специальный стаж.



Дело № 2-184/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Ельники 15 июня 2012 года

Ельниковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Кашуркина В.Н.,

с участием представителя истца по доверенности Горшениной Л.И., представителя ответчика Чекуриной О.А.,

при секретаре Шаталиной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаркина Н.Е. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на досрочную трудовую пенсию и включении периода работы в специальный стаж,

у с т а н о в и л:

Макаркин Н.Е. обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что решением ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском районе Республики Мордовия № 12 от 18 августа 2011 года ему отказано в досрочном назначении пенсии по старости на основании абзаца третьего подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в виду того, что на момент его обращения за назначением пенсии у него отсутствует 15 лет требуемого специального стажа в районах Крайнего Севера. Засчитано в специальный стаж 7 лет 9 месяцев.

Вышеуказанным решением отказано во включении в специальный стаж периодов: с 25 января 1987 года по 01 апреля 1987 года работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в СМУ-3 ТЭЦ-3 Комсомольск на Амуре, по тем основаниям, что в трудовой книжке имеется запись о приёме на работу 26 января 1986 года, а приказ от 05 января 1987 года; с 02 июля 1990 года по 31 мая 1991 года – работа в МПКС в кооперативе «Арматурщик», с 01 июня 1991 года по 21 мая 1995 года – работа в малом предприятии «Ритм» - в виду отсутствия справки об уплате страховых взносов в ПФР.

Решение ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, по мнению истца, является незаконным, подлежащим отмене, как противоречащее действующему законодательству.

24 мая 2012 года в письменном заявлении (л.д.74-77) истец уточнил исковые требования, просил признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском районе Республики Мордовия от 18 августа 2011 года № 12 в оспариваемой части незаконным.

Обязать ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия включить ему в общий и специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы: с 25 января 1987 года по 01 апреля 1987 года - работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в СМУ-3 ТЭЦ-3 Комсомольск на Амуре; с 02 июля 1990 года по 31 мая 1991 года – работу в МПКС в кооперативе «Арматурщик»; с 01 июня 1991 года по 21 мая 1995 года – работу в малом предприятии «Ритм».

Обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ пенсию с 06 сентября 2011 года, то есть со дня возникновения права на получение досрочной трудовой пенсии по старости.

Взыскать в его пользу с ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия в возмещении расходов по уплате государственной пошлины 200 рублей, а также расходы на оплату доверенности на представителя в сумме 500 рублей.

В судебное заседание истец Макаркин Н.Е. надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.78).

Представитель истца Макаркина Н.Е. – Горшенина Л.И., действующая на основании доверенности (л.д. 82) от исковых требований в части включения периода работы с 25 января 1987 года по 01 апреля 1987 года в СМУ-3 ТЭЦ-3 Комсомольск на Амуре отказалась, о чем подала письменное заявление (л.д. 88) в остальной части исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия Чекурина О.А., действующая на основании доверенности (л.д. 85) исковые требования не признала, пояснив суду, что отказ в назначении досрочной трудовой пенсии Макаркину Н.Е. обоснован по основаниям, изложенным в соответствующем решении начальника. Никаких иных оснований к отказу нет, дополнительных доводов и доказательств также не имеет. В случае же включения истцу оспариваемых периодов, право на досрочную трудовую пенсию у Макаркина Н.Е. возникает на 06 сентября 2011 года (с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в районах Крайнего Севера), поскольку к указанному времени специальный стаж его работы составит 11 лет 3 месяца 1 день, что подтверждается распечаткой данных о страховом стаже истца (л.д. 87).

Указанный стаж работы будет достаточен для назначения Макаркину Н.Е. пенсии с уменьшением возраста на 3 года 8 месяцев, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» к моменту наступления 56 лет и 4 месяца.

Определением суда от 15 июня 2012 года производство по делу в части включения периода работы с 25 января 1987 года по 01 апреля 1987 года в СМУ-3 ТЭЦ-3 Комсомольск на Амуре, прекращено.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что истец Макаркин Н.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.5) по достижению 56 лет обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии по старости 18 мая 2011 года, что подтверждается копией его заявлением из пенсионного дела (л.д. 43-46).

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 12 от 18 августа 2011 года Макаркину Н.Е. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в виду того, что на момент его обращения за назначением пенсии у него отсутствует 15 лет требуемого специального стажа в районах Крайнего Севера. Засчитано в специальный стаж 7 лет 7 месяцев. В специальный стаж не были включены спорные периоды работы с 25 января 1987 года по 01 апреля 1987 года - работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в СМУ-3 ТЭЦ-3 Комсомольск на Амуре по тем основаниям, что в трудовой книжке имеется запись о приёме на работу 26 января 1986 года, а приказ от 05 января 1987 года; с 02 июля 1990 года по 31 мая 1991 года – работа в МПКС в кооперативе «Арматурщик» и с 01 июня 1991 года по 21 мая 1995 года – работа в малом предприятии «Ритм» в виду отсутствия справки об уплате взносов в ПФР (л.д.41).

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с частью 2 статьи 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7-9 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривалось стороной ответчика, что трудовая деятельность Макаркина Н.Е. в спорные периоды проходила в местах, приравненных к районам Крайнего севера.

Как следует из записи в трудовой книжки истца с 02 июля 1990 года по 31 мая 1991 года Макаркин Н.Е. осуществлял трудовую деятельность на должности водителя в кооперативе «Арматурщик», с 01 июня 1991 года по 21 мая 1995 года –в малом предприятии «Ритм» (л.д.53).

Указанные периоды работы ответчиком не включены в специальный стаж в виду отсутствия справки об уплате взносов в ПФР.

Согласно ответов МАУ «Комсомольский – на – Амуре городской архив» от 15 ноября 2010 года документы по личному составу Кооператива «Арматурщик» в Комсомольский – на – Амуре городской архив не поступали, их розыск положительного результата не дал, местонахождение их архиву не известно. Документы по личному составу Малого предприятия «Ритм» в Комсомольский – на – Амуре городской архив не поступали. Согласно справке государственной противопожарной службы от 22.07.2003 № 21/5-1699 документы Треста «Комсомольскэнергострой» за 1991-1995 годы сгорели во время пожара в административном здании 11 мая 1999 года (л.д. 58-59).

Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный Федеральный закон возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи (подпункт 1 пункта 1 статьи 6, пункт 2 статьи 14). Следовательно, право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивается уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такие платежи, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года N 7-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения.

Невыполнение работодателем предусмотренной законом обязанности по полной уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, право на перерасчет трудовой пенсии по старости и своевременное и полное получение обязательного страхового обеспечения за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, противоречит конституционным принципам равенства и справедливости, провозглашенным в статьи 19 Конституции Российской Федерации, и нарушает конституционное право застрахованного лица на пенсионное обеспечение, гарантируемое статьями 7, 39 Конституции Российской Федерации.

Постановлением от 10 июля 2007 года N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

С учетом включения спорных периодов в специальный трудовой стаж Макаркина Н.Е., он составит более требуемых по Закону 7 лет 6 месяцев (л.д.87), что также не оспаривается представителем ответчика, что позволяет ему обрести право на трудовую пенсию, которая назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. Таким образом, право истца, 06 мая 1955 года рождения, на досрочную трудовую пенсию возникает на 06 сентября 2011 года (с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в районах Крайнего Севера).

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и ст. 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, признании частично незаконным и подлежащим отмене решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 12 от 18 августа 2011 года об отказе назначении Макаркину Н.Е. досрочной трудовой пенсии по старости и обязании ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный трудовой стаж Макаркина Н.Е. для начисления трудовой пенсии по старости периоды работы с 02 июля 1990 года по 31 мая 1991 года в кооперативе «Арматурщик»; с 01 июня 1991 года по 21 мая 1995 года в малом предприятии «Ритм».

В соответствии статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате им государственной пошлины в размере 200 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из копии нотариальной доверенности на представление интересов в суде (л.д.82) Макаркиным Н.Е. понесены расходы в сумме 500 рублей.

Учитывая, что решение по делу вынесено в пользу истца, а по делу имеются судебные издержки - расходы по уплате государственной пошлины, на оформление доверенности, связанные с рассмотрением дела, имеются основания для полного удовлетворения заявления о взыскании судебных издержек с ответчика, поскольку они предусмотрены Законом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования Макаркина Н.Е. удовлетворить.

Признать решение ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 12 от 18 августа 2011 года в оспариваемой части незаконным и отменить.

Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия включить Макаркину Н.Е. в общий и специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: с 02 июля 1990 года по 31 мая 1991 года в Кооперативе «Арматурщик»; с 01 июня 1991 года по 21 мая 1995 года в Малом предприятии «Ритм».

Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Макаркину Н.Е. досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения такого права - с 06 сентября 2011 года.

Взыскать в пользу Макаркина Н.Е. с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей и на оформление доверенности в размере 500 (пятьсот) рублей, а всего 700 (семьсот рублей).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ельниковский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий: