Дело № 2-13/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Ельники ДД.ММ.ГГГГ
Ельниковский районный суд Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Кашуркина В.Н.,
при секретаре Шаталиной Е.М.,
с участием истицы Малоземовой Л.С., представителя ответчика Вахтеровой С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малоземовой Любови Сергеевны к администрации Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия о признании права собственности на жилой дом и включении его в состав наследства,
у с т а н о в и л:
Малоземова Л.С. обратилась в суд к администрации Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия с указанным иском, ссылаясь на то, что она является наследницей по завещанию своей бабушки ФИО1, которая ей завещала все свое имущество, принадлежащее ей на момент смерти. ФИО1 являлась супругой умершего инвалида войны, в связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ ей была предоставлена социальная выплата на строительство или приобретение жилья – серия <данные изъяты>. В тот же день был заключен договор строительного подряда на строительство жилого дома в <адрес> подрядчиком ООО «Монтажремстрой», и перечислены финансовые средства по социальной выплате на счет подрядчика, в связи с чем социальная выплата считается использованной. В <данные изъяты> жилой дом был построен, на что был составлен акт выполненных работ. ДД.ММ.ГГГГ дом был введен в эксплуатацию. Для регистрации права собственности на данный жилой дом необходимо изготовить технический паспорт, который был заказан в БТИ. ДД.ММ.ГГГГ ее бабушка ФИО1 умерла, в связи с чем не смогла зарегистрировать право собственности на дом, так как технический паспорт на дом не был изготовлен.
После смерти наследодателя она обратилась к нотариусу о вступлении в наследство по завещанию. Нотариус отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство, поскольку, на момент смерти бабушки право на дом не было юридически зарегистрировано, поэтому включение дома в состав наследства необходимо подтвердить в судебном порядке.
На момент смерти наследодателя ФИО1 ей фактически принадлежал жилой дом, но право собственности на него не было зарегистрировано в государственной регистрационной службе, в связи с чем, она не может вступить в наследство на данный жилой дом.
Просит признать за умершей ФИО1 право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> и включить его в состав наследства.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить, дала суду объяснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Ельниковского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия – Вахтерова С.П., выступающая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ не возражала против удовлетворения иска.
Заслушав объяснения лиц, участвующих по делу, исследовав представленные ими доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования истицы подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из копии завещания от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 все свое имущество, какое окажется ей принадлежащим ко дню ее смерти, в чем бы такое не заключалось и где оно ни находилось, завещала Малоземовой Любови Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, то есть истице (л.д.№).
Из копии свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 имеет право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> для приобретения жилья на территории Республики Мордовия площадью <данные изъяты> (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО <данные изъяты> (подрядчик) и ФИО1 в лице ФИО2, действующего на основании доверенности (заказчик), был заключен договор подряда № по условиям которого подрядчик обязуется построить одноквартирный жилой дом общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, а заказчик обязуется оплатить <данные изъяты> путем перечисления денежных средств с текущего счета на расчетный счет Подрядчика за счет социальной выплаты после подписания договора (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ на счет ФИО1, открытый в ОАО <данные изъяты> поступили денежные средства в сумме <данные изъяты> (л.д.№).
Из платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что денежные средства в сумме <данные изъяты> с лицевого счета ФИО1 в ОАО <данные изъяты> перечислены на счет ООО <данные изъяты> (л.д. №).
Согласно копии свидетельства о смерти (л.д. №) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из справки о стоимости выполненных работ № ДД.ММ.ГГГГ – унифицированной формы №, утвержденной постановлением Госкомстата России от ДД.ММ.ГГГГ №, заказчик ФИО1 подрядчик ООО <данные изъяты> согласно договору подряда № от ДД.ММ.ГГГГ осуществлено строительство одноквартирного жилого дома общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, стоимость выполненных работ <данные изъяты> (л.д.№).
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию указанный жилой дом ДД.ММ.ГГГГ в веден в эксплуатацию (л.д.№).
Из копии технического паспорта, изготовленного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты> (л.д.№).
Согласно письму нотариуса Ельниковского нотариального округа Республики Мордовия Малоземовой Л.С. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> виду отсутствия государственной регистрации права за наследодателем ФИО1 (л.д.№).
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность гражданина возникает с момента его рождения и прекращается смертью.
В связи со смертью ФИО1 утратила правоспособность, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности, вследствие чего за умершей ФИО1 судом не может быть признано право собственности на имущество.
В связи с изложенным исковые требования в части признания права собственности на жилой дом за умершей ФИО1 удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем имеются основания для удовлетворения иска в части включения жилого дома в состав наследства, оставшегося после смерти ФИО1 по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В связи с данным положением лишь совокупность документов, подтверждающих участие лица в создании объекта для себя и соблюдение при этом закона и иных правовых актов, может выступать в качестве основания для возникновения права собственности на этот объект.
Основанием для возникновения права в этом случае является не конкретная сделка (как при отчуждении объекта, уже имеющего собственника, - п. 2 ст. 218 ГК РФ), а сама деятельность по созданию объекта. Именно в этой деятельности, осуществленной в законном порядке, и лежат фактические основания, позволяющие зарегистрировать право на новый объект за конкретным лицом. С учетом того обстоятельства, что статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации связывает возникновение права собственности на вновь созданный объект недвижимости с регистрацией, целесообразно такое право предоставить непосредственно регистрирующему органу. Таким образом, ФИО1 построила жилой дом с соблюдением закона, но зарегистрировать право собственности согласно объяснениям истицы Малоземовой Л.С. при жизни не успела.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента государственной регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно подпункту 2 пункта 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Именно иной момент возникновения права собственности на недвижимое имущество предусмотрен законом (часть 3 Гражданского кодекса Российской Федерации), регулирующим отношения по наследованию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Таким образом, из содержания указанной статьи следует, что наследник по завещанию, принявший наследство в виде недвижимого имущества, переход права собственности на которое не был зарегистрирован наследодателем в установленном порядке, становится собственником такого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование - это универсальное правопреемство, в результате которого имущество (наследство, наследственная масса) умершего переходит к другим лицам в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент. При этом в пункте 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1184 Гражданского кодекса Российской Федерации средства транспорта и другое имущество, предоставленные государством или муниципальным образованием на льготных условиях наследодателю в связи с его инвалидностью или другими подобными обстоятельствами, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.
Таким образом, если наследодатель ФИО1 при жизни обязана была зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество в установленном законом порядке, но не успела исполнить данную обязанность, она переходит в результате универсального правопреемства к ее наследнице по завещанию Малоземовой Л.С.
С учетом указанных выше исследованных судом доказательств, норм материального права суд приходит к выводу, что исковые требования истицы о включении в наследственную массу оставшегося после смерти ФИО1 жилого дома, общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.
Суд не разрешает вопрос о возмещении судебных расходов, поскольку таковые требования заявителем не предъявлены.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования Малоземовой Любови Сергеевны удовлетворить частично.
Включить в наследственную массу, оставшийся после смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, общей площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований о признании за ФИО1 права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме в Верховный суд Республики Мордовия через Ельниковский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий