Об оспаривании постановления главы администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия №433 от 10 августа 2011г.



Дело № 2-197/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Ельники 30 мая 2012 года

Ельниковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Кашуркина В.Н.,

с участием заявителя Кидяевой Е.М., ее представителя по ордеру Семелева Н.В., представителя заинтересованного лица по доверенности Пономарева А.И.,

при секретаре Пьянзовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кидяевой Е.М. об оспаривании постановления главы администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия №433 от 10 августа 2011 года,

у с т а н о в и л:

Кидяева Е.М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления главы администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия № 433 от 10 августа 2011 года «Об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий».

В обосновании заявленных требований ссылается на то, что с 1987 года она зарегистрирована и проживает до настоящего времени в доме №7а, 1963 года постройки, но дом для проживания не пригоден, из-за его ветхого состояния. Указанный дом приобретен ее мужем - ФИО2. в 1979 году у ФИО3.

В 1991 году ФИО2. в нескольких метрах от этого дома, на принадлежащем ему земельном участке построил щитовой дом под номером №7. 29 мая 2005 года дом сгорел. Огнем было уничтожено 90% жилого строения и все их имущество. Денежных средств на восстановление сгоревшего дома они не имели. Поэтому они предложили своему сыну – ФИО1 своими силами и средствами восстановить сгоревший дом, а после восстановления дома они обещали ему этот дом подарить. ФИО1. согласился на их предложение и в период с 2005 по 2010 год своими силами и средствами он полностью восстановил сгоревший дом №7, затратив на это более 300000 рублей.

В июне 2005 года ФИО1. заключил договор с бригадой строителей на восстановление дома, за что уплатил им 150000 рублей, а внутренние отделочные работы выполнил сам до 2010 года, что подтверждается договором на строительные работы, документами на приобретение строительных материалов.

13 июня 2008 года ее муж ФИО2 умер.

14 января 2011 года она подарила ФИО1 числящийся за нею дом, находящийся по адресу: <адрес>

В июле 2011 года она как вдова участника Великой Отечественной войны – ФИО2 обратилась в администрацию Ельниковского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки на учет как имеющая право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья. Оспариваемым постановлением ей было отказано со ссылкой на то, что не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий. Полагает, что отказано ей было незаконно, так как, заключая договор дарения она не преследовала цель намеренно ухудшить свои жилищные условия для того чтобы состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а выполняла свои обязательства перед ФИО1., подарила фактически принадлежащий ему дом.

Заявитель просит суд восстановить срок для обращения в суд для обжалования постановления главы администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия № 433 от 10 августа 2011 года, поскольку в оспариваемом постановлении не был указан порядок и срок его обжалования. Кроме этого, ей исполнилось 80 лет и в силу преклонного возраста она <данные изъяты>.

С учетом уточнения заявленных требований (л.д. 63) просит признать незаконным постановление главы администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия № 433 от 10 августа 2011 года. Обязать главу администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия устранить в полном объеме допущенные нарушения ее прав – признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет как имеющей право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.

В судебном заседании заявитель Кидяева Е.М. и ее представитель по ордеру Семелев Н.В. (л.д. 43) заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, просили их удовлетворить. По вопросу пропуска срока на обращение в суд пояснила, что весь пакет документов, необходимых для представления в администрацию района собирал ее племянник – ФИО4., который также привозил ее для сдачи заявления в администрацию района и для получения копии оспариваемого постановления. Точной даты обращения в администрацию района с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и получения копии оспариваемого постановления она не помнит.

Представитель заинтересованного лица – администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия Пономарев А.И., действующий на основании доверенности от 22 мая 2012 года (л.д. 62) с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что отказ в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий Кидяевой Е.М. основан на законе. В силу подпункта 3 пункта 10 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья», утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия
от 25 августа 2005 года N 335 отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий.

Полагает, что заявителем пропущен срок на обращение в суд, установленный частью1 статьи256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оспариваемое постановление с уведомлением о порядке его обжалования заявителю было вручено в течение 3 дней со дня его вынесения. Просит применить последствия пропуска срока для обращения в суд, оказать заявителю в удовлетворении заявленных требований по этим основаниям.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

В силу пунктов 11 и 12 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия N335 от 25 августа 2005года постановление администрации муниципального образования о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных документов администрацией муниципального образования не позднее чем через тридцать дней со дня представления заявления и всех необходимых документов. Копия постановления администрации муниципального образования об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данного постановления, которое может быть обжаловано в судебном порядке.

Часть 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно части2 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что такой срок заявителем пропущен.

Как видно из материалов дела, постановлением администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия № 433 от 10 августа 2011 года Кидяевой Е.М. отказано в постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что не истек пятилетний срок после совершения сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, за исключением случаев, если независимо от совершения указанной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д.4).

В ответе от 11 августа 2011 года № 905 администрация Ельниковского муниципального района Республики Мордовия сообщила заявителю, что ее заявление о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет граждан, имеющих право на государственную поддержку в строительстве или приобретения жилья рассмотрено. По результатам рассмотрения заявления вынесено постановление администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия № 433 от 10 августа 2011 года «Об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий» Разъяснено, что решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий может обжаловать в суде (л.д.66).

Как следует из обозренного в судебном заседании журнала выдачи документов, копии листов которого приобщены к материалам дела (л.д. 65) копия оспариваемого постановления и ответ (уведомление) о результатах рассмотрения заявления от 11 августа 2011 года (л.д. 66) заявитель Кидяева Е.М. получила собственноручно, что не оспаривалось ею в судебном заседании, дата получения не указана.

Из показаний свидетеля ФИО4. – племянника заявителя следует, что он действительно оказывал помощь Кидяевой Е.М. в собирании необходимого перечня документов для обращения ее в администрацию района с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. Точную дату обращения заявителя с указанным заявлением не помнит, но спустя 1-2 недель после подачи документов он привез Кидяеву Е.М. в администрацию района, где ей вручили постановление об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В октябре или в ноябре 2011 года он обратился за юридической помощью к адвокату, который и подготовил настоящее заявление в суд.

Судом установлено, что заявитель копию постановления главы администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия № 433 от 10 августа 2011 года «Об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий» и уведомление о результатах рассмотрения ее заявления от 11 августа 2011 года № 905 получила не позднее середины августа 2011 года.

Таким образом, получив постановление главы администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия № 433 от 10 августа 2011 года, в середине августа 2011 года заявитель узнала о результатах рассмотрения ее заявления, то есть Кидяевой Е.М. стало известно о нарушении ее права в середине августа 2011года.

Из материалов дела видно, что с заявлением Кидяева Е.М. обратилась в суд 14 мая 2012 года, то есть с пропуском срока на обращение в суд, установленного статьей256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя о том, что в оспариваемом постановлении не указано, куда и в какой срок она могла обжаловать его, а также о том, что в силу преклонного возраста (80 лет) она <данные изъяты>, являются несостоятельными. При обращении в суд с настоящим заявлением, как указано выше, заявитель воспользовалась услугами адвоката, которому она обратилась в октябре-ноябре 2011 года, следовательно, она могла воспользоваться его помощью и в пределах установленного трехмесячного срока.

То обстоятельство, что в оспариваемом постановлении заявителю не было доведено срок и порядок обжалования постановления не может быть признано уважительной причиной к пропуску установленного статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока, поскольку указанный срок исходит из требований закона.

Кроме того, суд полагает, что заявление Кидяевой Е.М. не подлежит удовлетворению и по существу.

В силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

По смыслу данной нормы процессуального права для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

Между тем заявителем, в порядке, предусмотренном статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, такая совокупность не доказана.

Так, из материалов дела следует, что Кидяева Е.М. является вдовой ветерана-участника Великой Отечественной войны ФИО2, 1926 года рождения (л.д.27).

Кидяева Е.М. и ФИО2 состояли в зарегистрированном браке с 3 декабря 1955 года (л.д. 33). От данного брака имеют сына ФИО1, что сторонами не оспаривается.

ФИО2 – муж заявителя Кидяевой Е.М. умер 13 июня 2008 года (л.д.35).

Судом установлено, что Кидяевой Е.М. на праве собственности принадлежали жилой дом общей площадью 79,8 кв.м., в том числе жилой – 46,0 кв.м., и земельный участок площадью 2500 кв.м., находящиеся по адресу: <адрес>, что подтверждается копией договора дарения дома и земельного участка (л.д.21).

14 января 2011года Кидяева Е.М. подарила принадлежащие ей жилой дом и земельный участка своему сыну ФИО1. (л.д. 21).

В настоящее время собственником указанного дома и земельного участка является ФИО1. (л.д.22,23).

Из акта проверки жилищных условий Кидяевой Е.М. от 26 июля 2011 года по адресу: <адрес> следует, что жилой дом принадлежит ФИО1., заявитель прописана в указанном жилом помещении с 06 июля 1987 года одна, нуждается в улучшении жилищных условий (л.д.20).

Из справки администрации Стародевичинского сельского поселения от 18 ноября 2011 года № 759 (л.д. 34) следует, что ФИО2, умерший 13 июня 2008 года на день смерти постоянно проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Вместе с ним на день смерти была зарегистрирована и проживала его жена Кидяева Е.М. (л.д.34).

05 августа 2011 года Кидяева Е.М. обратилась в администрацию Ельниковского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий постановки ее на учет граждан, имеющих право на государственную поддержку в строительстве или приобретения жилья, предоставив перечень необходимых документов, копии которых ею приложены к судебному заявлению (л.д.64). Адрес проживания на момент обращения, как указано в заявлении в администрацию района - <адрес> Штамп в паспорте заявителя о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 31) поставлен МО УФМС России по РМ в Темниковском районе на основании распоряжения главы администрации Стародевичинского сельского поселения от 18 ноября 2011 года № 64(л.д.32) о присвоении точного адреса дому и земельному участку, приобретенному мужем заявителя в 1979 году у ФИО3., о чем указано в ее рассматриваемом заявлении (л.д.1).

Постановлением администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия № 433 от 10 августа 2011 года Кидяевой Е.М. отказано в постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что не истек пятилетний срок после совершения сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, за исключением случаев, если независимо от совершения указанной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д.4).

При этом, письмом N905 от 11 августа 2011года Кидяевой Е.М. сообщено о принятом решении, с указанием причины отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, также разъяснено ей право обжалования принятого решения (л.д.66).

Суд считает, что администрация Ельниковского муниципального района Республики Мордовия действовала в рамках предоставленных ей полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Указом Президента РФ от 7 мая 2008г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов" постановлена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. N5-ФЗ "О ветеранах".

Статьей 15 Федерального закона "О ветеранах" в качестве меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

При этом статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005г. N57-З "О регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по ведению учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья. Порядок ведения учета граждан устанавливается Правительством Республики Мордовия.

Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлены в пункте 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия N335 от 25 августа 2005года.

При этом согласно подпункту 3 пункта 10 вышеуказанных Правил отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, за исключением случаев, если независимо от совершения указанной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Учетная норма жилого помещения в силу решения Совета депутатов Ельниковского муниципального района Республики Мордовия от 17 октября 2006 года №168 составляет 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Как указано выше, на момент совершения сделки по отчуждению жилого дома общей площадью 79,8 кв.м., в том числе жилой – 46,0 кв.м., в данном доме проживала и была зарегистрирована только заявитель Кидяева Е.М.

Следовательно, суд приходит к выводу о том, что на момент совершения сделки по отчуждению жилого дома Кидяева Е.М. не нуждалась в улучшении жилищных условий.

Ссылка в заявлении на то обстоятельство, что, заключая договор дарения, заявитель не преследовала цель намерено ухудшить свои жилищные условия, а выполняла свои обязательства перед ФИО1., не основана на законе и ни чем не подтверждается.

Доводы заявителя о том, что при проверке жилищных условий она поясняла комиссии, что 2005 году у нее сгорел дом, в связи с чем она вынуждена проживать у родственников, хорошего жилья не имеет, однако при вынесении постановления данное обстоятельство не взято во внимание, не состоятельна, поскольку каких-либо документов об указанных обстоятельствах к заявлению в администрацию района она не предоставляла, что ею не оспаривалось в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности постановления администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия № 433 от 10 августа 2011 года об отказе в постановке Кидяевой Е.М. на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявленных требований Кидяевой Е.М. о признании незаконным постановления главы администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия № 433 от 10 августа 2011 года и возложении обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения ее прав, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ельниковский районный суд Республики Мордовия.

Решение в окончательной форме изготовлено 31 мая 2012 года.

Председательствующий: