О признании ЗАО `Ельниковская ДСПМК` виновном в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.



Дело № 5-2/2012

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с. Ельники 14 июня 2012 года

Судья Ельниковского районного суда Республики Мордовия Сабирова Л.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении закрытого акционерного общества «Ельниковская ДСПМК» по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

Отделом технологического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора с 10 часов 00 минут 04.06.2012 по 11 часов 00 минут 08.06.2012 при проведении проверки в ЗАО «Ельниковская ДСПМК», эксплуатирующего опасный производственный объект – участок механизации, находящийся по адресу: Республика Мордовия, Ельниковский район, с. Ельники, выявлены следующие нарушения:

- не проводятся комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности опасного производственного объекта предприятия;

- на один из двух автомобильных кранов не оформлен полис о страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производтвенном объекте;

- отсутствуют нормативно-технические документы, устанавливающие правила ведения работ автомобильными кранами, не разработаны технологические карты погрузо-разгрузочных работ;

- отсутствуют руководства по эксплуатации автокранов рег. №№ 3511, 4085;

- не обеспечивается поддержание автокранов за №№ 0023, 1610 в исправном состоянии путем проведения планово-предупредительных ремонтов согласно требованиям эксплуатационной документации, не разработаны графики ремонтов на текущий год;

- отсутствует вахтенный журнал у крановщика автокрана рег. № 3511;

- не получено разрешение на пуск в работу вновь зарегистрированного автокрана рег. № 4085, при этом он зарегистрирован и эксплуатируется с 2009 года;

- не обеспечено проведение повторной экспертизы промышленной безопасности по обследованию технического состояния автокрана рег. № 3511;

- не исправны указатели угла наклона крана рег. № 3511 (креномеры), установленные в кабине крана и на неповоротной платформе;

- при работе автокрана рег. № 3511 применяются стропы, имеющие три браковочных признака;

- при работе автокрана рег. № 3511 для зацепки и обвязки грузов допускаются лица, не обученные в качестве стропальщиков.

По факту выявленных нарушений 08.06.2012 старшим государственным инспектором отдела технологического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора в отношении ЗАО «Ельниковская ДСПМК» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из объяснений представителя ЗАО «Ельниковская ДСПМК», представленных материалов административного дела, исследованных в судебном заседании, установлено, что на балансе ЗАО «Ельниковская ДСПМК» находятся и эксплуатируются башенный кран рег. № 3471, автомобильные краны рег №№ 3511, 4085, которые являются участком механизации, зарегистрированным в качестве опасного производственного объекта 07.062002 за № А 45-00548-0002 (л.д. 14, 15).

В силу статьи2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении №1 к данному закону.

В соответствии с Приложением №1 к указанному Федеральному закону к категории названных объектов, в том числе, относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2011 г. № 168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов» участок механизации относится к опасным производственным объектам, использующим стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры (раздел 15 Приложения к Приказу).

В соответствии со статьей 9, 11 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, или его территориального органа; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В силу пункта 6 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263 контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а так же нормативно-техническими документами относится к основным задачам производственного контроля.

Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утвержденными постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 31 декабря 1999г. №98, предусмотрено, что в кабине стрелового крана должны быть установлены указатели угла наклона крана (креномеры, сигнализаторы). В случае, когда управление выносными опорами крана осуществляется вне кабины, на неповоротной раме крана должен быть установлен дополнительный указатель угла наклона крана (пункт 2.12.21 Правил).

Каждый изготовленный кран должен быть снабжен: паспортом, руководством по эксплуатации, инструкцией по монтажу (если потребуется монтаж), другой документацией, предусмотренной соответствующим государственным стандартом или техническими условиями на изготовление (пункт 3.1.15 Правил).

Перед пуском в работу вновь зарегистрированного крана должно быть получено разрешение на пуск в работу крана, подлежащего регистрации в органах Госгортехнадзора (пункт 9.2.2 Правил).

Краны, отработавшие нормативный срок службы, должны подвергаться экспертному обследованию (диагностированию), включая полное техническое освидетельствование, проводимому специализированными организациями в соответствии с нормативными документами. Результаты обследования должны заноситься в паспорт крана инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии (пункт 9.3.21 Правил).

Техническое обслуживание и ремонт кранов, в том числе отработавших нормативный срок службы, а также ремонт и рихтовка крановых путей должны проводиться в соответствии с руководствами по эксплуатации кранов и другими нормативными документами в сроки, установленные графиком планово-предупредительного ремонта. Владелец кранов обязан обеспечить проведение указанных работ в соответствии с графиком и своевременное устранение выявленных неисправностей (пункт 9.3.22 Правил).

Руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания. В этих целях должны быть, в том числе, разработаны должностные инструкции для ответственных специалистов и производственные инструкции для обслуживающего персонала, журналы, проекты производства работ, технологические карты, технические условия на погрузку и разгрузку, схемы строповки, складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации кранов (пункт 9.4.2 «г» Правил).

Для зацепки, обвязки (строповки) и навешивания груза на крюк крана, за исключением случаев, указанных в ст.9.4.12 настоящих Правил, должны назначаться стропальщики (пункт 9.4.11 Правил).

Владельцу кранов, грузозахватных приспособлений и тары следует установить такой порядок, чтобы обслуживающий персонал (крановщики, их помощники, электромонтеры, слесари, наладчики приборов безопасности) вел наблюдение за порученным ему оборудованием путем осмотра, проверки действия и поддерживал его в исправном состоянии.

Крановщики должны производить осмотр кранов перед началом работы, для чего владельцем кранов должно быть выделено соответствующее время. Результаты осмотра и проверки кранов крановщиками должны записываться в вахтенный журнал (пункт 9.4.27 Правил).

Неисправные грузозахватные приспособления, а так же приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. Не допускается нахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары (пункт 9.5.6 Правил).

За нарушение указанных требований Закона и Правил предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель отдела технологического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора Панькин А.В. в судебном заседании подтвердил выявленные в ходе проверки нарушения Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и вышеуказанных Правил и пояснил, что все нарушения, касающиеся крана № 4085, устранены, большая часть нарушений, касающихся крана № 3511 так же устранены. Просит назначить ЗАО «Ельниковская ДСПМК» наказание в виде административного приостановления эксплуатации автокрана рег. № 3511, находящегося по адресу: 431370, Республика Мордовия, Ельниковский район, с. Ельники, территория ЗАО «Ельниковская ДСПМК», сроком на 30 суток.

В судебном заседании представитель ЗАО «Ельниковская ДСПМК» Анисимов А.И., действующий на основании доверенности от 14.06.2012, вину ЗАО «Ельниковская ДСПМК» в совершении указанного административного правонарушения признал, пояснив, что представляемым им юридическим лицом требования Федерального закона, и Правил регламентирующих эксплуатацию опасных производственных объектов и, в частности, автокранов, выполняются не в полном объеме. В настоящее время основная часть выявленных в ходе проверки нарушений устранены, в частности: 14.06.2012 заключен договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда на автокран № 4085; изготовлены и утверждены технологические карты погрузо-разгрузочных работ; разработаны графики ремонтов автокранов на текущий год; 14.06.2012 в отдел технологического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора подано заявление о выдаче разрешения на пуск в эксплуатацию автокрана № 4085; произведена замена строп на автокране № 3511. Комплексные и целевые проверки проводились, но их проведение не было зафиксировано документально. Руководства по эксплуатации автокранов, вахтенные журналы имеются. Для зацепки и обвязки грузов при работе автокрана № 3511 допускаются обученные стропальщики. Принимаются меры к скорейшему устранению остальных нарушений: перечислены денежные средства за проведение повторной экспертизы промышленной безопасности автокрана №3511 по обследованию его технического состояния. Полагает, что указанная экспертиза будет проведена в течение недели.

Обстоятельства нарушения ЗАО «Ельниковская ДСПМК» требований промышленной безопасности опасного производственного объекта подтверждаются письменными материалами дела:

- протоколом о временном запрете деятельности юридического лица в части эксплуатации автокранов рег. №№ 3511, 4085 от 08.06.2012 (л.д. 4);

- протоколом об административном правонарушении № 241 от 08.06.2012 (л.д. 5-6),

- актом проверки № 07-239 от 08.06.2012 (л.д. 7-8);

- предписанием № 07-239 от 08.06.2012 (л.д. 9).

Определение о передаче материалов дела об административном правонарушении по подведомственности от 08.06.2012 содержит в себе заключение о том, что выявленные нарушения могут привести к возникновению аварийной ситуации, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровью людей (л.д. 1).

Доказательств, которые позволили бы суду усомниться в достоверности фактов изложенных в протоколах, акте, не представлено, протоколы и акт не обжалованы.

Каких-либо доказательств невозможности соблюдения требований вышеуказанных норм и правил ЗАО «Ельниковская ДСПМК» не представлено.

Частичное устранение нарушений подтверждено представленными документами: страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте от 14.06.2012, платежным поручением №000712 от 14.06.2012, обозренными руководствами по эксплуатации автокранов, вахтенными журналами, графиками проведения планово-предупредительных ремонтов, актом замены строп на автокране № 3511, приказом от 25.04.2012 № 10 «О назначении стропальщиков», протоколом №3 заседания комиссии по проверке профессиональных знаний и знаний техники безопасности от 14.04.2012 (стропальщиков), технологической картой разгрузки (погрузки) автомобиля стреловым краном, технологической картой производства работ по монтажу стропильных и подстропильных ферм в ЗАО «Ельниковская ДСПМК», технологической картой погрузки отходов производства стреловым краном.

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств отягчающих либо смягчающих ответственность ЗАО «Ельниковская ДСПМК», не установлено.

Учитывая характер совершенного правонарушения, обстоятельства дела, а так же то, что все нарушения, касающиеся крана № 4085, устранены, суд считает необходимым назначить ЗАО «Ельниковская ДСПМК» административное наказание в виде административного приостановления эксплуатации автокрана рег. № 3511, находящегося по адресу: Республика Мордовия, Ельниковский район, с. Ельники, территория ЗАО «Ельниковская ДСПМК» на срок 15 суток, включая срок временного запрета деятельности, поскольку, установленные в ходе рассмотрения дела, нарушения требований промышленной безопасности представляют угрозу жизни и здоровью людей, а менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Учитывая пояснения представителя ЗАО «Ельниковская ДСПМК» Анисимова А.И. о том, что меры к устранению выявленных нарушений требований промышленной безопасности предпринимаются, большая часть нарушений устранена, осталось не устраненным то, что не обеспечено проведение повторной экспертизы промышленной безопасности по обследованию технического состояния автокрана рег. № 3511, при этом заявление на проведение экспертизы подано, оплата за эту работу произведена, а для их полного устранения не требуется значительный период времени, суд полагает, что срок административного приостановления эксплуатации автокрана необходимо установить близкий к минимальному, то есть 15 суток.

Так же суд учитывает и то обстоятельство, что в отношении ЗАО «Ельниковская ДСМПК» применен временный запрет деятельности, эксплуатация указанных автокранов фактически прекращена в 11.00 часов 08 июня 2012 г.

В соответствии с частью 5 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Учитывая положение части 1 статьи 27.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что временный запрет деятельности устанавливается на срок до рассмотрения дела судом, и в виду устранения нарушений, касающихся автокрана рег. № 4085, временный запрет на его эксплуатацию, наложенный в 11.00 часов 08.06.2012 подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 23.1, 29.9 - 29.11, 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

Признать закрытое акционерное общество «Ельниковская ДСПМК», расположенное по адресу: Республика Мордовия, Ельниковский район, с. Ельники, виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления эксплуатации автокрана рег. № 3511, находящегося по адресу: Республика Мордовия, Ельниковский район, с.Ельники, территория ЗАО «Ельниковская ДСПМК», на срок 15 (пятнадцать) суток, включая срок временного запрета деятельности.

Постановление в части назначенного наказания подлежит немедленному исполнению.

Отменить временный запрет эксплуатации автокрана рег. № 4085, находящегося по адресу: Республика Мордовия, Ельниковский район, с.Ельники, территория ЗАО «Ельниковская ДСПМК».

Направить копию постановления ЗАО «Ельниковская ДСПМК», начальнику Отдела технологического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня получения или вручения копии постановления.

Судья: