Назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности



Дело №5-8/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об административном правонарушении

с. Ельники 05 марта 2011 года

Судья Ельниковского районного суда Республики Мордовия Сабирова Л.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Открытого акционерного общества «Ёлочка» по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах с 11 часов 00 минут по 15 часов 00 минут 25.02.2011 г. при обследовании Открытого акционерного общества «Ёлочка», находящегося по адресу: Республика Мордовия, Ельниковский район, с. Ельники, ул. Заводская, д.1 А, в части соблюдения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявлены следующие нарушения:

- в заквасочном отделении открытого акционерного общества «Ёлочка» при входе отсутствует тамбур для сменной одежды, нет шкафа для хранения санитарной одежды; отсутствует помещение мойки и дезинфекции; отсутствует помещение для хранения посуды и инвентаря;

- при приготовлении производственных заквасок в заквасочном помещении не соблюдаются требования к техническому состоянию оборудования: из трех автоклавов – один в нерабочем состоянии, из двух термостатов один находится на поверке, автоклавы не промаркированы; эксплуатация ультрафиолетового бактерицидного облучателя не соответствует требованиям инструкции по его эксплуатации: из двух имеющихся ламп в рабочем состоянии находится одна лампа. Технический паспорт отсутствует, в связи с чем не установлен срок службы бактерицидной лампы. Не соблюдается режим работы ультрафиолетового бактерицидного облучателя: обеззараживание воздуха в заквасочном отделении проводится один раз в день (в конце рабочего дня).

- Отсутствует приточно-вытяжная вентиляция и эффективная система очистки и обработки воздуха.

- Отсутствует отдельное холодильное оборудование для хранения сухих заквасок.

- Не соблюдается температурный режим хранения сухих заквасок: при установленном изготовителем режиме хранения + 6 градусов Цельсия закваски хранятся при температуре + 10 градусов Цельсия совместно с производственными заквасками.

- Для охлаждения молока до температуры сквашивания используют приспособленную моечную ванну посредством наполнения ванны холодной водой.

- Не достаточно инвентаря и лабораторной посуды.

- Имеющаяся тара и инвентарь не промаркированы.

- Не соблюдается режим хранения чистой тары и инвентаря: стол (стеллаж) для хранения не продезинфицирован, тара и инвентарь хранятся в открытом виде. Отсутствует инструкция по санитарной обработке, дезинфекции помещений и оборудования заквасочной.

- Эффективность мойки и дезинфекции производственных помещений заквасочной, оборудования, инвентаря не определяется посредством лабораторных испытаний.

- Отсутствует уборочный инвентарь для заквасочного отделения.

- Не проводится контроль микробиологической безопасности заквасок.

- Технологический процесс приготовления и внесения заквасок, используемых в дальнейшем для производства кисломолочной продукции (йогурт, кефир, ряженка, бифидок, сметана, снежок, творог) не соответствует требованиям безопасности.

В нарушение части четвертой статьи 7 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12.06.2008 показатели микробиологической безопасности продуктов переработки молока превышают установленный законом допустимый уровень, а именно: по результатам лабораторных исследований готовой кисломолочной продукции за 2010 год, проведенных в рамках производственного контроля, в 15 пробах обнаружены бактерии группы кишечной палочки (БГКП), что подтверждается протоколами лабораторных исследований.

По результатам лабораторных исследований готовой кисломолочной продукции за 2011 год, проведенных в рамках планового контроля 15.02.2011 проба кисломолочного продукта «Творог 9%» по микробиологическим показателям не соответствует требованиям Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»: в пробе творога 9% жирности, по результатам микробиологического исследования в 0,001 см ? обнаружены БГКП (колиформы), при гигиеническом нормативе – не допускается в 0,001 см ?.

По факту выявленных нарушений 25.02.2011 заместителем начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах в отношении ОАО «Ёлочка» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из представленных материалов административного дела, исследованных в судебном заседании, установлено, что открытое акционерное общество «Ёлочка» осуществляет производство масложировой, молочной и кисломолочной продукции.

Требования к качеству молока, молочной продукции, процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции установлены Федеральным законом «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» от 12.06.2008 №88-ФЗ, Санитарными правилами и Нормами (СанПиН) 2.3.4.551-96 «Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности (технологические процессы. Сырьё). Производство молока и молочных продуктов», утвержденными Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 04.10.1996 № 23.

В силу частей второй, четвертой статьи 8 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» от 12.06.2008 №88-ФЗ технологические процессы производства продуктов переработки молока, а так же связанные с производством, использованием, хранением, перевозкой, реализацией продуктов переработки молока, использованием, переработкой, утилизацией потенциально опасных продуктов переработки молока и образующихся отходов этапы производственного процесса должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о ветеринарии и законодательства в области экологической безопасности. Оценка соответствия требований безопасности технологических процессов производства и реализации продуктов переработки молока осуществляется при их проектировании. Контроль за соблюдением таких требований осуществляется изготовителем при организации производства, а так же на всех этапах производственного процесса.

Согласно частям второй, третей, шестой статьи 13 этого же Федерального закона изготовителем продуктов переработки молока должна обеспечиваться безопасность заквасок, пробиотических микроорганизмов, процессов их производства и приготовления из них производственных заквасок посредством конструктивных особенностей (расположение и количество помещений, их состояние), организационных мероприятий (режимы работы, производственный контроль), соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к условиям работы с микроорганизмами и техническому состоянию оборудования.

Приготовление производственных заквасок и (или) пробиотических микроорганизмов осуществляется изготовителем продуктов переработки молока в специальном производственном помещении, которое должно соответствовать следующим требованиям:

1) размещение в одном производственном здании с основными производственными помещениями, в которых используются производственные закваски и (или) пробиотические микроорганизмы, но изолированно от них;

2) наличие нескольких производственных помещений, в которых создаются и поддерживаются условия для защиты заквасок и (или) пробиотических микроорганизмов от загрязнения нежелательными микроорганизмами, бактериофагами и подобными посторонними агентами;

3) наличие приточно-вытяжной вентиляции и эффективной системы очистки и обработки воздуха.

Режимы мойки и дезинфекции производственных помещений, оборудования и инвентаря в указанном в части 3 настоящей статьи помещении должны соответствовать требованиям статьи 10 настоящего Федерального закона и предусматриваться программой производственного контроля.

Согласно части пятой статьи 10 этого же Федерального закона эффективность мойки и дезинфекции определяется посредством лабораторных испытаний в объеме и с периодичностью, установленной программой производственного контроля.

В соответствии с частью четвертой статьи 7, частью третей статьи 12 этого же Федерального закона показатели микробиологической безопасности продуктов переработки молока, заквасок, ферментных препаратов, питательных сред для культивирования заквасочных и пробиотических микроорганизмов не должны превышать установленный приложением 4 к настоящему Федеральному закону допустимый уровень.

Согласно пункту 13 «СанПиН 2.3.4.551-96 2.3.4. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности (технологические процессы. Сырье). Производство молока и молочных продуктов. Санитарные правила и нормы", утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 04.10.1996 № 23, при входе в заквасочное отделение должен быть тамбур для смены санитарной одежды (подпункт 13.3.). В заквасочном отделении должны быть выделены отдельные помещения для: приготовления заквасок на чистых культурах; приготовления кефирной и ацидофильной закваски; мойки, дезинфекции и хранения посуды и инвентаря. На небольших предприятиях (до 25 т переработки молока в смену) и при приготовлении небольших количеств закваски допускается приготовление закваски на чистых культурах, кефирной и ацидофильной в одном помещении (подпункт 13.4.). Для стерилизации воздуха в заквасочных отделениях и тамбуре должны быть установлены бактерицидные лампы (подпункт 13.7.). Тара и инвентарь заквасочного отделения должны быть промаркированы (подпункт 13.9.). Чистая тара и инвентарь должны быть закрыты чистым пергаментом или полиэтиленовой пленкой и храниться до употребления на продезинфицированных стеллажах или специальных подставках (абзац второй подпункта 13.10).

За нарушение указанных требований закона, Санитарных Правил и Норм статьёй 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюоьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах Волкова Е.В. в судебном заседании подтвердила нарушения ОАО «Ёлочка» вышеуказанных норм закона, Санитарных Правил и Норм, пояснив, что, учитывая сравнительно небольшие объемы производства, в данном случае допускается использование одного автоклава в ОАО «Ёлочка». Мощность имеющихся в заквасочном отделении бактерицидных ламп так же достаточна для обеззараживания воздуха в данном отделении при условии исправности обеих ламп. Просила определить в отношении ОАО «Ёлочка» административное наказание за нарушения, выразившиеся в несоответствии требованиям действующего законодательства помещения заквасочного отделения, используемого оборудования и инвентаря, посуды, режима их использования и хранения. Несоответствие готовой продукции требованиям микробиологической безопасности просила не вменять в вину ОАО «Ёлочка», поскольку все указанные в протоколе лабораторные исследования за 2010 год и февраль 2011 года имели место до проведения проверки и выявления указанных нарушений, в виду чего невозможно бесспорно установить причинно-следственную связь между выявленными нарушениями и результатами проведенных микробиологических исследований. Просила суд применить в отношении ОАО «Ёлочка» административное наказание в виде административного приостановления деятельности заквасочного отделения ОАО «Ёлочка» в части приготовления и использования производственных заквасок, поскольку выявленные нарушения, в случае их не устранения, создают угрозу для жизни и здоровья людей. Вместе с тем считает, что производство кисломолочной продукции ОАО «Ёлочка» можно продолжить и до устранения выявленных нарушений при условии использования в производственном процессе сухих заквасок, не требующих предварительной активации. Считает, что для устранения выявленных нарушений не требуется значительных материальных и временных затрат, поэтому приостановление деятельности заквасочного отделения в части приготовления и использования производственной закваски на срок более двух недель не целесообразно.

В судебном заседании представители ОАО «Ёлочка» Анисимова Т.А. и Крючкова М.Н. вину ОАО «Ёлочка» в совершении указанного административного правонарушения признали, пояснив, что представляемым ими юридическим лицом требования к процессам производства заквасок и готовой кисломолочной продукции, установленные Федеральным законом, Санитарными Правилами и Нормами выполняются не в полном объеме, однако по состоянию на 05.03.2011 часть нарушений устранено. Так ими разработана и вывешена Инструкция по санитарной обработке, дезинфекции помещений и оборудования заквасочной; установлена вторая бактерицидная лампа; соблюдается режим хранения чистой тары и инвентаря: на продезинфицированном столе с укрытием полиэтиленовой пленкой; промаркирована посуда и инвентарь. Уборочный инвентарь для заквасочного отделения в настоящее время так же имеется и промаркирован. Меры к устранению остальных перечисленных в протоколе нарушений так же предпринимаются. Приточно-вытяжная вентиляция в заквасочном отделении ОАО «Ёлочка» имелась и на момент проверки, но не осуществляется контроль за ее эффективностью.

Обстоятельства нарушения ОАО «Ёлочка» требований Федерального закона, Санитарных Правил и Норм подтверждаются письменными материалами дела:

- протоколом о временном запрете деятельности заквасочного отделения ОАО «Ёлочка» от 25.02.2011 (л.д. 6-8);

- протоколом об административном правонарушении от 25.02.2011, в котором содержится заключение о том, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и технических регламентов при приготовлении и внесении заквасок в заквасочном отделении ОАО «Ёлочка», используемых в дальнейшем для производства кисломолочной продукции влечёт за собой прямую угрозу жизни и здоровью граждан (потребителей) (л.д. 9-11);

- актом проверки № 18/3 от 25.02.2011 (л.д. 12-14);

Доказательств, которые позволили бы суду усомниться в достоверности фактов изложенных в протоколах, акте, не представлено, протоколы и акт не обжалованы.

В протоколе об административном правонарушении Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюоьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах в качестве нарушений указаны в том числе:

- из трех автоклавов – один в нерабочем состоянии, из двух термостатов один находится на поверке;

- не соблюдается температурный режим хранения сухих заквасок: при установленном изготовителем режиме хранения + 6 градусов Цельсия закваски хранятся при температуре + 10 градусов Цельсия совместно с производственными заквасками.

- показатели микробиологической безопасности продуктов переработки молока превышают установленный законом допустимый уровень, а именно: по результатам лабораторных исследований готовой кисломолочной продукции за 2010 год, проведенных в рамках производственного контроля, в 15 пробах обнаружены бактерии группы кишечной палочки (БГКП);

Данные факты с учетом мнения представителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюоьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах суд не учитывает при назначении наказания, поскольку по ним истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приложенные к протоколу об административном правонарушении протоколы лабораторных исследований готовой продукции ОАО «Ёлочка» от 13.12.2010, от 22.11.2010, от 11.10.2010, от 20.09.2010, от 06.09.2010, от 30.08.2010, от 02.08.2010, от 26.07.2010, от 19.07.2010, от 31.05.2010, от 06.04.2010, от 15.03.2010, от 15.02.2010 (л.д. 19-48) судом не могут быть положены в основу постановления, поскольку приведенные в них лабораторные исследования имели место до проведенной Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюоьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах проверки, в силу чего невозможно сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между выявленными нарушениями требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и отраженными в указанных протоколах результатами лабораторных исследований проб готовой продукции.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, что Открытым акционерным обществом «Ёлочка», расположенным по адресу: Республика Мордовия, Ельниковский район, с. Ельники, ул. Заводская, д. 1«а» нарушаются требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявлены следующие нарушения:

- в заквасочном отделении открытого акционерного общества «Ёлочка» при входе отсутствует тамбур для сменной одежды, нет шкафа для хранения санитарной одежды; отсутствует помещение мойки, дезинфекции, хранения посуды и инвентаря;

- на момент проверки при приготовлении производственных заквасок в заквасочном помещении не соблюдались требования к техническому состоянию оборудования автоклавы не были промаркированы; эксплуатация ультрафиолетового бактерицидного облучателя не соответствовала требованиям инструкции по его эксплуатации: из двух имеющихся ламп в рабочем состоянии находилась одна лампа. Технический паспорт отсутствует, в связи с чем не установлен срок службы бактерицидной лампы. Не соблюдается режим работы ультрафиолетового бактерицидного облучателя: обеззараживание воздуха в заквасочном отделении проводится один раз в день (в конце рабочего дня);

- не осуществляется контроль эффективности системы очистки и обработки воздуха;

- не соблюдается температурный режим хранения сухих заквасок: при установленном изготовителем режиме хранения + 6 градусов Цельсия сухие закваски хранятся при температуре + 10 градусов Цельсия;

- для охлаждения молока до температуры сквашивания используется приспособленная моечная ванна посредством наполнения её холодной водой;

- не достаточно инвентаря и лабораторной посуды;

- имеющаяся тара и инвентарь на момент проверки не были промаркированы;

- на момент проверки не соблюдался режим хранения чистой тары и инвентаря: стол (стеллаж) для хранения не был продезинфицирован, тара и инвентарь хранились в открытом виде;

- на момент проверки отсутствовала инструкция по санитарной обработке, дезинфекции помещений и оборудования заквасочной;

- эффективность мойки и дезинфекции производственных помещений заквасочной, оборудования, инвентаря не определяется посредством лабораторных испытаний;

- на момент проверки отсутствовал уборочный инвентарь для заквасочного отделения;

- не проводится контроль микробиологической безопасности заквасок;

- Технологический процесс приготовления и внесения производственных заквасок, используемых в дальнейшем для производства кисломолочной продукции (творог) не соответствует требованиям безопасности.

Согласно части третей статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Учитывая характер совершенного правонарушения, обстоятельства дела, суд считает необходимым назначить ОАО «Ёлочка» административное наказание в виде административного приостановления деятельности заквасочного отделения открытого акционерного общества «Ёлочка», расположенного по адресу: Республика Мордовия, Ельниковский район, с. Ельники, ул. Заводская, д. 1 «а», в части приготовления и использования производственной закваски на срок 14 суток, включая срок временного запрета деятельности, поскольку, установленные в ходе рассмотрения дела нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и технических регламентов при приготовлении и внесении производственных заквасок в заквасочном отделении ОАО «Ёлочка», используемых в дальнейшем для производства кисломолочной продукции влечёт за собой прямую угрозу жизни и здоровью граждан (потребителей), а менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

При этом суд принимает во внимание мнение представителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюоьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах о том, что деятельность заквасочного отделения ОАО «Ёлочка» может быть продолжена и до устранения выявленных нарушений при условии применения в производстве только сухих заквасок прямого внесения.

Учитывая пояснения представителей ОАО «Ёлочка» о том, что меры к устранению выявленных нарушений требований промышленной безопасности принимаются, и оставшиеся нарушения ими могут быть устранены в течение недели, суд полагает, что срок административного приостановления деятельности заквасочного отделения продолжительностью в 14 суток будет достаточным.

Так же суд учитывает и то обстоятельство, что в отношении ОАО «Ёлочка» применен временный запрет деятельности, фактически его деятельность прекращена в 08.00 часов 01 марта 2011 года.

В соответствии с ч.5 ст.29.6 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9-29.11, 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

Признать Открытое акционерное общество «Ёлочка», расположенное по адресу: Республика Мордовия, Ельниковский район, с. Ельники, ул. Заводская, д. 1 «а», виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности заквасочного отделения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Ельниковский район, с.Ельники, ул. Заводская, д. 1 «а», в части приготовления и использования производственной закваски, на срок 14 (четырнадцать) суток, включая срок временного запрета деятельности.

Постановление в части назначенного наказания подлежит немедленному исполнению.

Направить копию постановления ОАО «Ёлочка», начальнику Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня получения или вручения копии постановления.

Судья: