Признать ОАО `Ёлочка` виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях



Дело №5-3/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об административном правонарушении

с. Ельники ДД.ММ.ГГГГ

Судья Ельниковского районного суда Республики Мордовия Сабирова Л.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Открытого акционерного общества «Ёлочка» по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

Отделом технологического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора с 8 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ при обследовании ОАО «Ёлочка», эксплуатирующего опасный производственный объект (аммиачную холодильную установку – далее АХУ), находящуюся по адресу: <адрес>, в части соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, выявлены следующие нарушения:

- отсутствует проектная документация на холодильную установку;

- отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности оборудования АХУ, находящегося в эксплуатации 20 и более лет, выданное специализированной организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России (Ростехнадзора) на данный вид деятельности, с оценкой остаточного ресурса работоспособности;

- отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности аммиачных трубопроводов, находящихся в эксплуатации 20 и более лет, выданное специализированной организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России (Ростехнадзора) на данный вид деятельности, с оценкой остаточного ресурса работоспособности;

- аммиачные компрессоры не оснащены средствами противоаварийной защиты, срабатывающими по предельно допустимым параметрам;

- руководящий состав предприятия не аттестован в области химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;

- лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию АХУ не аттестовано в области химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;

- просрочен срок очередной проверки знаний у машинистов аммиачной холодильной установки;

- отсутствует договор страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте;

- отсутствует «План локализации и ликвидации аварийных ситуаций»;

-отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности «Плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций» (ПЛАС);

- отсутствует документация, подтверждающая периодическую проверку исправности предохранительных клапанов компрессоров (не реже 1 раза в год) и сосудов (не реже 1 раза в 6 месяцев);

- в компрессорном цехе не установлены датчики сигнализаторов предельно допустимой концентрации паров аммиака, не разработана проектная документация на установку данного оборудования.

По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ Отделом технологического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора в отношении ОАО «Ёлочка» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из представленных материалов административного дела, исследованных в судебном заседании, установлено, что открытым акционерным обществом «Ёлочка» эксплуатируется аммиачная холодильная установка.

В силу статьи2 Федерального закона №116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении №1 к данному закону.

В соответствии с Приложением №1 к Федеральному закону №116-ФЗ к категории названных объектов относятся, в том числе объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.03.2008 № 131 «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов» аммиачно-холодильная установка относится к опасным производственным объектам пищевой и масложировой промышленности (Приложение 1).

В пункте16 Приложения № 8 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606, указано, что при осуществлении идентификации и отнесении объекта к категории опасного производственного объекта по признаку опасности, связанному с обращением опасного вещества, необходимо руководствоваться следующим.

Опасные вещества, обращающиеся на объекте в количестве, равном или менее 2% от предельно допустимого, указанного в Приложении №2 Федерального закона №116-ФЗ (в отношении аммиака предельно допустимым количеством является 500 т), можно не учитывать (если нормативными документами на конкретное вещество не установлено другое) при отнесении такого объекта к категории опасного производственного объекта, если их размещение на территории эксплуатирующей организации таково, что не может стать причиной возникновения крупной аварии.

При определении минимального количества опасного вещества, обуславливающего отнесение объекта, на котором оно обращается, к категории опасного производственного объекта, необходимо учитывать его количество исходя из отраслевых особенностей и условий эксплуатации такого объекта, культуры производства, срока службы применяемого оборудования, взаиморасположения оборудования и т.д.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.2.1 «Правил безопасности аммиачных холодильных установок» (09-595-03), зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 19.06.2003 г. № 4779, п. 3.2 «Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ПБ 03-517-02), зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 28.11.2002, регистрационный номер 3968, организация, имеющая, в своем составе холодильную установку, должна иметь проектную и исполнительную документацию на холодильную установку. При разработке проектной документации на строительство в соответствующих разделах проектной документации на всех этапах проектирования учитываются требования и предусматриваются мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий с необходимыми обоснованиями и расчетами. Отклонения от проектной документации не допускаются.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.5.1.2 «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» (ПБ 09-540-03), зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 15.05.2003 №4537, п.6.9 «Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ПБ 03-517-02), зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 28.11.2002 г., регистрационный №3968), организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана проводить экспертизу промышленной безопасности технически устройств, если фактический срок их службы превышает 20 лет. По достижении срока эксплуатации, установленного в технической документации, дальнейшая эксплуатация технического устройства не допускается без проведения работ по продлению срока безопасной эксплуатации в порядке, установленном Госгортехнадзором России (Ростехнадзором).

Согласно п.3.2.1 «Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности» (РД 09-539-03), зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 12.05.2003 №4524, экспертиза промышленной безопасности технических устройств проводится в случаях, предусмотренных нормативными документами в области промышленной безопасности, а также, в том числе:

- при отсутствии паспорта на техническое устройство;

- при выработке установленного проектом расчетного срока эксплуатации или количества циклов нагружения;

- при отсутствии в технической документации данных о сроке службы технического устройства, если фактический срок его службы превышает 20 лет.

Согласно п.10.3 «Правил безопасности аммиачных холодильных установок» (ПБ 09-595-03), зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 19.06.2003 г., регистрационный №4779, п.5.6.12 «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» (ПБ 09-540-03), зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 15.05.2003 №4537, аммиачные компрессоры должны быть оснащены средствами противоаварийной защиты, срабатывающими по предельно допустимым параметрам. Значения предельно допустимых параметров определяются разработчиком проекта. Запрещается эксплуатация взрывопожароопасных технологических установок с неисправными или отключенными противоаварийными устройствами.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД 03-19-2007), зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2007 г., регистр. № 9133, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

Согласно п.26 «Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного приказом № 37 от 29.01.2007 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (с изм. от 05.07.2007) (РД 03-20-2007), рабочие периодически проходят проверку знаний производственных инструкций и/или инструкций для конкретных профессий не реже одного раза в 12 месяцев.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

В соответствии с ст. 10 Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Согласно ст.9 Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997, п.2.8 «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» (ПБ 09-540-03), зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 15.05.2003 №4537, «Методическим указаниям о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийный ситуаций на химико-технологических объектах» (РД 09-536-03), зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 25.04.2003, рег. №4453, п.2.1 «Правил безопасности аммиачных холодильных установок» (ПБ 09-595-03), зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 19.06.2003, регистр №4779, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана разрабатывать план локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС), в котором предусматриваются действия персонала по ликвидации аварийных ситуаций и предупреждению аварий, а в случае их возникновения – по локализации и максимальному снижению тяжести последствий, а также технические системы и средства, используемые при этом.

В соответствии с «Порядком осуществления экспертизы промышленной безопасности планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций на взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектах и требований к оформлению заключения данной экспертизы» (РД-13-02-2006), зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 08.12.06, регистр. №8577, экспертизе промышленной безопасности подлежат все вновь разрабатываемые ПЛАСы.

Согласно п. 9.11 «Правил безопасности аммиачных холодильных установок» (ПБ 09-595-03), зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 19.06.03., регистр. №4779, предохранительные устройства компрессорных агрегатов должны проверяться на давление срабатывания (открывание и закрывание) не реже одного раза в год, а предохранительные устройства на сосудах и аппаратах – не реже одного раза в шесть месяцев.

В соответствии с п.п.8.1., 8.5. «Правил безопасности аммиачных холодильных установок» (ПБ 09-595-03), зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 19.06.03, регистр. №4779, система контроля уровня загазованности и оповещения об аварийных утечках аммиака должна обеспечивать контроль за уровнем загазованности из-за возможных утечек аммиака в помещениях на территории объекта. Технические характеристики, количество и месторасположение датчиков сигнализаторов концентрации паров аммиака определяются проектной документацией.

За нарушение указанных требований закона, Правил и Положений предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Старший государственный инспектор отела технологического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора Костылева М.И. в судебном заседании подтвердила нарушения ОАО «Ёлочка» вышеуказанных норм закона, просила применить административное наказание в виде административного приостановления эксплуатации аммиачной холодильной установки, поскольку дальнейшая ее эксплуатация без устранения указанных нарушений создает угрозу для жизни и здоровья людей. Вместе с тем считает, что приостановление эксплуатации указанной установки на максимальный или большой срок не целесообразно, поскольку меры к устранению перечисленных в протоколе нарушений уже предпринимаются и в течение двух-трех недель нарушения в большинстве своем могут быть устранены.

В судебном заседании представителем ОАО «Ёлочка» Сульдина Л.Д. вину ОАО «Ёлочка» в совершении указанного административного правонарушения признала частично, пояснив, что представляемым ею юридическим лицом требования закона, регламентирующие эксплуатацию аммиачно-холодильных установок выполняются не в полном объеме, однако считает недоказанным тот факт, что установленная в ОАО «Елочка» аммиачно-холодильная установка находится в эксплуатации 20 и более лет, и, кроме того, до проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки им не было известно о необходимости оформления документации, указанной в протоколе об административном правонарушении. Меры к устранению перечисленных в протоколе нарушений уже предпринимаются. Так предохранительные клапаны компрессоров и предохранительные устройства сосудов уже отправлены на проверку. Машинист аммиачной холодильной установки так же в ближайшие дни будет направлен на очередную проверку знаний.

Обстоятельства нарушения требований промышленной безопасности подтверждаются письменными материалами дела:

- протоколом о временном запрете деятельности юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №);

- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащем в себе заключение о том, что эксплуатация ОАО «Ёлочка» аммиачной холодильной установки до устранения указанных нарушений создает угрозу для жизни и здоровья людей (л.д. №);

- актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №);

- предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).

Доказательств, которые позволили бы суду усомниться в достоверности фактов изложенных в протоколах, акте, не представлено, протоколы и акт не обжалованы.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, обществом не представлено доказательств того, что эксплуатируемый ими объект не имеет признаков опасности. При этом суд учитывает, что в составе установки, расположенной в жилом массиве, эксплуатируется оборудование, работающее под давлением, сведений о сроке эксплуатации которого не имеется.

Суд не принимает во внимание доводы представителя ОАО «Ёлочка» о том, что руководство ОАО «Ёлочка» не знало и не было уведомлено о необходимости иметь в наличии перечисленные в протоколе об административном правонарушении документы, а так же о недоказанности факта эксплуатации аммиачной холодильной установки свыше 20 лет, поскольку работа в той или иной сфере производства обязывает руководителя хорошо знать и руководствоваться в своей деятельности требованиями законов, регулирующими этот вид деятельности, а незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Недоказанность факта эксплуатации аммиачной холодильной установки свыше 20 лет так же не может являться основанием для освобождения от административной ответственности в виду того, что при отсутствии паспорта на техническое устройство, что имеет место в данном случае, проведение экспертизы его промышленной безопасности необходимо в силу п.п. 3.2.1 Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Согласно части 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Учитывая характер совершенного правонарушения, обстоятельства дела, суд считает необходимым назначить ОАО «Ёлочка» административное наказание в виде административного приостановления эксплуатации аммиачной холодильной установки, расположенной по адресу: <адрес>, на срок 20 суток, включая срок временного запрета деятельности, поскольку, установленные в ходе рассмотрения дела, нарушения требований промышленной безопасности представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Учитывая пояснения представителя ОАО «Ёлочка» Сульдиной Л.Д. о том, что меры к устранению выявленных нарушений требований промышленной безопасности принимаются, и большинство нарушений ими могут быть устранены в течение двух-трех недель, суд полагает, что срок административного приостановления эксплуатации аммиачной холодильной установки продолжительностью в 20 суток будет достаточным.

Так же суд учитывает и то обстоятельство, что в отношении ОАО «Ёлочка» применен временный запрет деятельности, фактически его деятельность прекращена в 17.00 часов ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч.5 ст.29.6 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9-29.11, 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

Признать Открытое акционерное общество «Ёлочка», расположенное по адресу: <адрес>, виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления эксплуатации аммиачной холодильной установки, расположенной по адресу: <адрес> на срок 20 (двадцать) суток, включая срок временного запрета деятельности.

Постановление в части назначенного наказания подлежит немедленному исполнению.

Направить копию постановления ОАО «Ёлочка», начальнику Отдела технологического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня получения или вручения копии постановления.

Судья: