О прекращении производства по делу в отношении ОАО `Ёлочка` за отсутствием состава преступления.



Дело №5-9/2011

Постановление

по делу об административном правонарушении

с. Ельники ДД.ММ.ГГГГ

Судья Ельниковского районного суда Республики Мордовия Арсенкин Н.Р., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Открытого акционерного общества «Елочка» по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Установил:

В ходе обследования Открытого акционерного общества (далее ОАО) «Елочка» в части соблюдения требований промышленной безопасности в период с 8.00 часов ДД.ММ.ГГГГ по 17.00 часов ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором отдела технологического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора ФИО1 установлено, что ОАО «Елочка» в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Положения о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 г. №429, статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществляется деятельность по эксплуатации химически опасного производственного объекта – аммиачной холодильной установки, без соответствующей лицензии.

По мнению старшего государственного инспектора отдела технологического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора ФИО1, поскольку токсичное вещество аммиак используется в аммиачной холодильной установке в компрессорном цехе ОАО «Елочка» и не используется для осуществления основных видов деятельности, деятельность по эксплуатации аммиачной холодильной установки не связана с извлечением прибыли.

По факту выявленного нарушения ДД.ММ.ГГГГ Отделом технологического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора в отношении ОАО «Ёлочка» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд, изучив представленные материалы, выслушав пояснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетеля, приходит к следующему.

Из представленных материалов административного дела, исследованных в судебном заседании, установлено, что открытым акционерным обществом «Ёлочка» эксплуатируется аммиачная холодильная установка.

В силу статьи 2 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении №1 к данному закону.

В соответствии с Приложением №1 к Федеральному закону №116-ФЗ к категории названных объектов относятся, в том числе объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.03.2008 № 131 «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов» аммиачно-холодильная установка относится к опасным производственным объектам пищевой и масложировой промышленности (Приложение 1).

Из статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», следует, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 29.12.2010), деятельность по эксплуатации химически опасных производственных объектов подлежит лицензированию.

Представитель ОАО «Елочка» Сульдина Л.Д., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании пояснила, что действительно ОАО «Елочка» эксплуатируется аммиачная холодильная установка, которая относится к опасным производственным объектам. Лицензии на эксплуатацию аммиачной холодильной установки ОАО «Елочка» не имеет. В настоящее время меры к ее получению предпринимаются. Аммиачная холодильная установка, установленная в компрессорном цехе, используется в основной деятельности общества при переработке и производстве молочной продукции. ОАО «Елочка» является коммерческим юридическим лицом. Целью общества является получение прибыли в результате производственно-хозяйственной деятельности.

Свидетель ФИО2 – главный инженер ОАО «Елочка» в судебном заседании дал показания, аналогичные показаниям представителя Сульдиной Л.Д., дополнительно пояснил, что аммиачная холодильная установка, установленная в компрессорном цехе, является основным компонентом в производственной цепочке по переработке молочной продукции. Аммиак в аммиачной холодильной установке используется в технологическом процессе ОАО «Елочка» для охлаждения молока, творога, масла и другой молочной продукции. Без аммиачно-холодильной установки приемка и дальнейшая переработка молока невозможна.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ОАО «Елочка» в нарушение указанных выше нормативных актов, эксплуатируется опасный производственный объект – аммиачная холодильная установка, без соответствующей лицензии, что подтверждается также письменными материалами дела: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-19), предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-28), техническим паспортом основного цеха ОАО «Елочка» (л.д.39-41).

Вместе с тем, как следует из показаний представителя ОАО «Елочка» Сульдиной Л.Д., свидетеля ФИО2, аммиачная холодильная установка, которая эксплуатируется в компрессорном цехе ОАО «Елочка», является основным элементом в производственной цепочке и используется в технологическом процессе для охлаждения и переработки молочной продукции, что подтверждается также технологической документацией и справкой ОАО «Елочка» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.82-97, 98).

Как следует из Устава открытого акционерного общества «Елочка», исследованного в судебном заседании, одним из основных видов деятельности общества является переработка, производство и реализация молока и молочной продукции. Целью общества является получение прибыли в результате производственно-хозяйственной деятельности (л.д.60).

В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности являются коммерческими. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Из статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что деятельность, осуществляемая самостоятельно и на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, является предпринимательской.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что химически опасный производственный объект – аммиачная холодильная установка, деятельность по эксплуатации которого подлежит лицензированию, используется ОАО «Елочка» при осуществлении основных видов деятельности, направленных на получение прибыли, то есть в предпринимательской деятельности.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в действиях ОАО «Елочка» состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует, поскольку данной статьей предусмотрена ответственность за осуществление деятельности не связанной с извлечением прибыли.

Учитывая рекомендации Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 20 Постановления от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суд полагает, что переквалификация действий ОАО «Елочка» на другую статью, предусматривающую административную ответственность за осуществление юридическими лицами предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии, в данном случае невозможна, поскольку ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отнесенной в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к подведомственности судей арбитражного суда. Следовательно, переквалификация действий ОАО «Елочка» на указанную статью повлечет изменение подведомственности, что препятствует рассмотрению дела судом общей юрисдикции.

В связи с изложенным, суд считает, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Елочка» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного данной статьей.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9, статьями 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Постановил:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Елочка» за отсутствием состава правонарушения.

Направить копию постановления Открытому акционерному обществу «Елочка», начальнику Отдела технологического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня получения или вручения копии постановления.

Судья: