Дело № 2-996/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 октября 2008 года г.Елизово Камчатского края Елизовский районный суд Камчатской области в составе председательствующего судьи Сутуловой М.А. при секретаре Дорофеевой Е.В. с участием: представителя Елизовского городского прокурора - Иволга Татьяны Алексеевны, действующей по доверенности от 14 марта 2011 года, с полным объёмом прав, предоставленных стороне в процессе, за исключением права передоверия, сроком до 31 декабря 2011 года, представителя третьего лица Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Елизовского района» Кормильцева Валерия Михайловича, действующего по доверенности от 28 апреля 2011 года с полным объемом прав, предоставленных стороне в процессе, сроком по 31 декабря 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елизовского городского прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Камчатская механизированная колонна - 87» о признании незаконным бездействия Общества с ограниченной ответственностью «Камчатская механизированная колонна - 87» по созданию двух специальных рабочих мест для инвалидов, установил: Елизовский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Камчатская механизированная колонна - 87» (далее по тексту ООО «КМК-87») о признании незаконным его бездействия, выразившегося в не создании специальных рабочих мест для инвалидов и возложении обязанностей по созданию двух специальных рабочих мест для инвалидов в срок до 1 октября 2011 года. В обосновании заявленного требования прокурор указывает, что в результате проведенной проверки по соблюдению законодательства, направленного на защиту прав инвалидов на трудоустройство в части квотирования работодателями - предприятиями рабочих мест, было выявлено, что ответчиком не соблюдается Приказ Агентства по занятости населения Камчатского края от 16 ноября 2010 года № 191 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота и количество рабочих мест для приема на работу граждан в счёт установленных квот». Указанным приказом утвержден перечень работодателей, которым устанавливается квота рабочих места для приёма на работу граждан в счет установленных квот. Согласно Приложения к указанному Приказу, на ООО «КМК-87», возложена обязанность создать 2 специальных рабочих места, для трудоустройства инвалидов, что ответчиком не исполнено. В судебном заседании представитель Елизовского городского прокурора - Иволга Т.А. воспользовалась правом, предоставленным ст. 39 ГПК РФ, уточнила исковые требования, просила признать незаконным бездействия ООО «КМК-87» выразившееся в не создании специальных рабочих мест для инвалидов, и обязать ООО «КМК-87» выделить (зарезервировать) и (или) создать два специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов в срок до 1 октября 2011 года. Иволга Т.А. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что в настоящее время численность работников ООО «КМК-87» составляет более 100 человека, для инвалидов на предприятии в процентном отношении к численности установлена квота и выделены рабочие места для приема на работу инвалидов в количестве 2 человек, что составляет 2 % от общей численности работников, однако, до настоящего времени, на предприятии не созданы специальные рабочие места для инвалидов, поэтому предприятием ООО «КМК-87» не исполняются нормы ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Ответчик ООО «КМК-87» о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, каких-либо заявлений и ходатайств об отложении слушания дела, а также возражений относительно заявленных требований Елизовского городского прокурора суду не представил (л.д.46). Представитель третьего лицо - Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Елизовского района» Кормильцев В.М. поддержал мнение, изложенное в представленном отзыве на иск, полагал, что исковые требования Елизовского городского прокурора законны и обоснованы, и подлежат удовлетворению. Кроме этого суду пояснил, что на запрос Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Елизовского района» от 10 февраля 2011 года ответчик не представил приказ о выделении (резервировании) и (или) создании двух рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы или трудоустраиваемых в счет установленной квоты, в связи с чем, указанный приказ не издавал, в нарушение требований ст. 9 Закона Камчатского края от 11 июня 2009 года № 284 «О квотировании в Камчатском крае рабочих мест для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы» (л.д.39-42). Выслушав представителя Елизовского городского прокурора, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 20 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения специальных мероприятий, в число которых входит установление в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест. Согласно ст. 21 указанного закона, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательство субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В соответствии со ст. 22 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», под специальными рабочими местами для трудоустройства инвалидов следует понимать рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. В силу ст. 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 1 марта 2008 года) работодатели, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. В соответствии со ст. 4 Закона Камчатского края от 11 июня 2009 года № 284 «О квотировании в Камчатском крае рабочих мест для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы» квотирование рабочих мест устанавливается для инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. В силу ч.1 ст.5 Закона Камчатского края от 11 июня 2009 года № 284 «О квотировании в Камчатском крае рабочих мест для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы» квота для инвалидов устанавливается работодателем, численность работников которых составляет более 100 человек, в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников. Статья 9 названного закона предусматривает, что работодатель обязан выделять и создавать рабочие места для трудоустройства отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе временные рабочие места. Приказом Агентства по занятости населения Камчатского края от 16 ноября 2010 года № 191 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота и количество рабочих мест для приема на работу граждан в счет установленных квот» утвержден перечень работодателей, которым устанавливается квота рабочих мест для приема на работу граждан в счет установленных квот. В соответствии с приложением к указанному выше Приказу, в список предприятий включено ООО «КМК-87», численность работников которого составляет 111 человека, для инвалидов должно быть создано 2 специальных рабочих места. Судом установлено, что по состоянию на 17 февраля 2011 года среднесписочная численность работников составляет 109 человек (л.д.45). При этом суд учитывает, что каких-либо доказательств, опровергающих доводы прокурора о том, что на ООО «КМК-87» не созданы 2 специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов, отвечающие требованиям ст. 22 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ответчик суду не представил. В силу ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что иск Елизовского городского прокурора к ООО «КМК-87» подлежит удовлетворению. В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с8 рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В силу ч.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению государственные пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации). Поскольку, при обращении в иском в суд прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального района в размере 4000 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд, решил: иск Елизовского городского прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействия общества с ограниченной ответственностью «Камчатская механизированная колонна - 87» выразившееся в не создании специальных рабочих мест для инвалидов. Обязать общества с ограниченной ответственностью «Камчатская механизированная колонна - 87» выделить (зарегистрировать) и (или) создать два специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов в срок до 1 октября 2011 года. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Камчатская механизированная колонна - 87» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4 000 рублей. Решение может быть обжаловано в Камчатский областной суд в течение 10 дней, со дня изготовления мотивированного решения - 8 июня 2011 года. Судья М.А.Сутулова