2-1385/2011



                                                                                                                     Дело № 2-1385//11

                                                                  Р Е Ш Е Н И Е

                         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)

            28                         5 июля 2011 года                                                                   г. Елизово, Камчатского края

           Елизовский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи                                                                  Полозовой А.А.,

при секретаре                                                                                                 Мащенко С.В.,

с участием:

представителя истца помощника Елизовского городского прокурора      ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Елизовского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к главе Паратунского сельского поселения о возложении обязанности устранить допущенные нарушения действующего законодательства в области пожарной безопасности,

                                                        У С Т А Н О В И Л:

Елизовский городской прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к главе Парутунского сельского поселения о возложении обязанности устранить допущенные нарушения действующего законодательства в области пожарной безопасности, ссылаясь на то, что в результате проведения отделом надзорной деятельности Елизовского муниципального района (далее – Отдел) ДД.ММ.ГГГГ внеплановой проверки территории Паратунского сельского поселения на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности выявлен ряд нарушений закона, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ надзорным органом главе Паратунского сельского поселения выдано предписание по устранению нарушений законодательства РФ о пожарной безопасности со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной внеплановой выездной проверки Отделом установлено, что в установленный предписанием срок нарушения требований пожарной безопасности устранены не в полном объеме. Выявленные на территории Паратунского сельского поселения нарушения требований пожарной безопасности создают непосредственную угрозу жизни населения, проживающего на территории Паратунского сельского поселения. Таким образом, главой Паратунского сельского поселения не исполняются возложенные на него законодательством обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, что влечет за собой нарушение гарантированных Конституцией РФ и Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории Паратунского сельского поселения, на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. На основании вышеизложенного, прокурор просит обязать главу Паратунского сельского поселения исполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ требования действующего законодательства в области пожарной безопасности, а именно:

- установить на территории Паратунского сельского поселения средства звуковой сигнализации в <адрес> и <адрес>;

- освободить противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями под складирование материалов, оборудования, тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, в том числе временных;

- привести в исправное состояние на территории Паратунского сельского поселения пожарные гидранты по <адрес> и <адрес>.

Представитель истца помощник Елизовского городского прокурора ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, поскольку указанные в исковом заявлении нарушения по настоящее время ответчиком не исполнены.

Ответчик в лице Главы Паратунского сельского поселения ФИО3 в зал судебного заседания не явилась, в направленном в суд заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, признала исковые требования Елизовского городского прокурора о возложении обязанности на главу Паратунского сельского поселения исполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, дополнительно сообщила, что администрация Паратунского сельского поселения принимает все необходимые меры для устранения допущенных нарушений в области пожарной безопасности в ближайшие два-три месяца.

           Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности Елизовского муниципального района Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, каких-либо заявлений или ходатайств в суд не направил.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, допросив свидетеля ФИО4, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Пунктом 1 ст. 20 и п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации соответственно каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силу ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон), законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Статьей 19 Федерального закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно ст. 34 Федерального закона граждане имеют право, в том числе на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии с Федеральным законом приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – ППБ 01-03).

В силу п. 1 ППБ 01-03 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Пунктом 22 ППБ 01-03 установлено, что противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений.

В соответствии с п. 89 ПББ 01-03 пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии.

Как следует из исследованных материалов дела, по результатам проведенной Елизовской городской прокуратурой проверки, установлено, что из 6 мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности предписания Отдела от ДД.ММ.ГГГГ главой Паратунского сельского поселения не выполнены 3 мероприятия, а именно:

п. 1 - не установлены средства звуковой сигнализации в <адрес> и <адрес> (п. 114 ППБ 01-03);

п. 3 - допускается использование противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями под складирование материалов, оборудования, тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, в том числе временных (п. 22 ППБ 01-03);

п. 5 - на территории поселения имеются неисправные пожарные гидранты по <адрес> и <адрес> (п. 89 ППБ 01-03).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 30 Устава Паратунского сельского поселения глава Паратунского сельского поселения обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных Паратунскому сельскому поселению федеральными законами и законами <адрес>.

Допрошенный в судебном заседании инспектор Отдела надзорной деятельности Елизовского муниципального района Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю ФИО4 пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе внеплановой проверки территории Паратунского сельского поселения на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности выявлен ряд нарушений закона, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ надзорным органом главе Паратунского сельского поселения выдано предписание по устранению нарушений законодательства РФ о пожарной безопасности со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ им в ходе проведенной внеплановой выездной проверки установлено, что в предусмотренный предписанием срок нарушения требований пожарной безопасности устранены не в полном объеме. На территории Паратунского сельского поселения не установлены средства звуковой сигнализации в <адрес> и <адрес>, при этом присутствовавший при проверке заместитель главы администрации Паратунского сельского поселения пояснил, что на момент проверки администрацией сделана заявка на приобретение средств для установления звуковой сигнализации. Не освобождены противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями под складирование материалов, оборудования, тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, в том числе, временных, поскольку в поселке Термальный осуществляется застройка противопожарных разрывов, возведены самовольные постройки, сараи, теплицы бани, в связи с чем, пожарным автомобилям невозможно подъехать к зданиям. Не приведены в исправное состояние на территории Паратунского сельского поселения пожарные гидранты по <адрес> и <адрес>, один гидрант находится в неисправном состоянии (не идет подача воды по сведениям пожарной части), второй гидрант отсутствует.

Судом установлено, что бездействие главы Паратунского сельского поселения, выраженное в невыполнении требований предписания Отдела от ДД.ММ.ГГГГ , влечет за собой нарушение прав граждан, проживающих на территории Паратунского сельского поселения, предусмотренных ст. 2, п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, и ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

При таких установленных обстоятельствах, принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие устранение выявленных в результате проведенной проверки нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности в полном объеме, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

             На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                          Р Е Ш И Л :

Иск Елизовского городского прокурора удовлетворить.

Обязать главу Паратунского сельского поселения исполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ требования действующего законодательства в области пожарной безопасности:

- установить на территории Паратунского сельского поселения средства звуковой сигнализации в <адрес> и <адрес>;

- освободить противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями под складирование материалов, оборудования, тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, в том числе временных;

- привести в исправное состояние на территории Паратунского сельского поселения пожарные гидранты по <адрес> и <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья                                                                                                        А.А. Полозова