Дело № 2-1512/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)
19 июля 2011 года г. Елизово, Камчатского края
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Полозовой А.А.,
при секретаре Мащенко С.В.,
с участием:
представителя Елизовского городского прокурора Царькова Д.А.,
представителя Собрания депутатов Пионерского сельского поселения Ефимовой О.В.,
представителя главы Пионерского сельского поселения Елисеенко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Елизовского городского прокурора о признании недействующим с 10 февраля 2011 года Решения «О внесении изменений и дополнений в нормативный правовой акт «О бюджете Пионерского сельского поселения на 2010 год», принятого Решением Собрания депутатов Пионерского сельского поселения от 3 февраля 2011 года № 50,
У С Т А Н О В И Л:
Елизовский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим с 10 февраля 2011 года Решения «О внесении изменений и дополнений в нормативный правовой акт «О бюджете Пионерского сельского поселения на 2010 год», принятого Решением Собрания депутатов Пионерского сельского поселения от 3 февраля 2011 года № 50. В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что Собранием депутатов Пионерского сельского поселения принято Решение «О внесении изменений и дополнений в нормативный правовой акт «О бюджете Пионерского сельского поселения на 2010 год» от 3 февраля 2011 года № 50 (далее – Решение). Согласно распоряжению главы администрации Пионерского сельского поселения от 10 февраля 2011 года № 12 «Об обнародовании решений Собрания депутатов Пионерского сельского поселения» указанное Решение официально обнародовано 10 февраля 2011 года. В результате проведенной Елизовской городской прокуратурой проверки установлено, что Решение принято после окончания финансового года в нарушение требований части 1 статьи 5, статьи 12, части 1 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих, что закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря), при этом операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. При таких обстоятельствах, закон (решение) о бюджете не имеет обратной силы и может применяться только к правоотношениям, которые возникают, изменяются и прекращаются после введения закона (решения) о бюджете в действие на период текущего финансового года.
В судебном заседании представитель Елизовского городского прокурора Царьков Д.А., действующий на основании доверенности с полным объемом полномочий, требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении. Полагал, что оспариваемое решение подлежит признанию недействующим с момента вступления его в силу, поскольку на основании указанного решения не реализовались права и обязанности граждан и юридических лиц.
Представитель Собрания депутатов Пионерского сельского поселения Ефимова О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора, считая, что принятие оспариваемого нормативного правового акта не противоречит федеральному законодательству, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 5 Бюджетного кодекса РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете. Статьей 21 Решения «О бюджете Пионерского сельского поселения на 2010 год» от 29 декабря 2009 года № 112 предусмотрено действие Решения до момента утверждения отчета об исполнении бюджета Пионерского сельского поселения за 2010 год. Оспариваемое Решение принято на основании и в целях утверждения распоряжения Отдела финансов, имущественных и земельных отношений Пионерского сельского поселения от 31 декабря 2010 года № 103 «О внесении изменений в Сводную бюджетную роспись на 2010 год», регулирующего взаимоотношения в пределах 2010 года. В соответствии с распоряжением Отдела финансов, имущественных и земельных отношений Пионерского сельского поселения от 29 декабря 2010 года № 91 «О порядке завершения исполнения бюджета Пионерского сельского поселения в текущем финансовом году по расходам» операции по исполнению бюджета Пионерского сельского поселения завершены 31 декабря 2010 года, в связи с чем, оспариваемое решение не распространяется на правоотношения, возникшие в 2011 году. Пояснила, что на основании оспариваемого нормативного правового акта не были реализованы права граждан и организаций, поскольку Решением «О внесении изменений и дополнений в нормативный правовой акт «О бюджете Пионерского сельского поселения на 2010 год» закреплено уменьшение Пионерскому сельскому поселению ассигнований в виде субвенций на выполнение государственных полномочий Камчатского края.
Представитель Главы Пионерского сельского поселения Елисеенко Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора, полагая, что принятие оспариваемого нормативного правового акта не противоречит федеральному законодательству, поскольку приказом Управления финансовых и имущественных отношений Елизовского муниципального района от 27 декабря 2010 года № 201 о/д «О внесении изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Елизовского муниципального района на 2010 год» и уведомлениями (расходные расписания от 27 декабря 2010 года № 5115, от 28 декабря 2010 года № 5125) Пионерскому сельскому поселению уменьшены ассигнования в виде субвенций на выполнение государственных полномочий Камчатского края по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 1224000 рублей и субсидия в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по разработке документов территориального планирования в размере 552391,6 рублей. Распоряжением Отдела финансов, имущественных и земельных отношений Пионерского сельского поселения от 31 декабря 2010 года № 103 «О внесении изменений в Сводную бюджетную роспись на 2010 год» внесены изменения в сводную бюджетную роспись в соответствии с п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ, Положением о бюджетном процессе в Пионерском сельском поселении, принятым Решением Собрания депутатов Пионерского сельского поселения от 6 ноября 2008 года № 254. В соответствии с распоряжением Отдела финансов, имущественных и земельных отношений Пионерского сельского поселения «О порядке завершения исполнения бюджета Пионерского сельского поселения в текущем финансовом году по расходам» от 29 ноября 2010 года № 91 операции по исполнению бюджета Пионерского сельского поселения завершены 31 декабря 2010 года. Статьей 21 Решения «О бюджете Пионерского сельского поселения на 2010 год» от 29 декабря 2009 года № 112 предусмотрено действие Решения до момента утверждения отчета об исполнении бюджета Пионерского сельского поселения за 2010 год. Оспариваемый нормативный правовой акт принят на основании и в целях подтверждения распоряжения Отдела финансов, имущественных и земельных отношений Пионерского сельского поселения от 31 декабря 2010 года № 103 «О внесении изменений в Сводную бюджетную роспись на 2010 год», регулирующего взаимоотношения в пределах 2010 года, в связи с чем, считала, что указанное решение не распространяется на правоотношения, возникшие за пределами 2010 года.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса РФ).
Согласно абзацу 2 статьи 2 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты бюджетного законодательства Российской Федерации не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации
Частью 1 Статьи 5 Бюджетного кодекса РФ установлено, что Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Таким образом, акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (статья 12). Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (статья 15).
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов (статья 65). Финансовый год завершается 31 декабря (статья 242).
Таким образом, в соответствии со ст.ст. 2, 5, 12, 15, 29, 65, 242 Бюджетного кодекса РФ образование и расходование бюджета формируется в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, в пределах и по итогам которого реализуются предоставленные законодательством полномочия.
Нормативным правовым актом «О бюджете Пионерского сельского поселения на 2010 год» от 29 декабря 2009 года № 112, принятым Решением Собрания депутатов Пионерского сельского поселения от 24 декабря 2009 года № 362, урегулированы отношения определенного им периода - с 1 января по 31 декабря 2010 года (л.д. 30-34, 160-179).
Решением Собрания депутатов Пионерского сельского поселения от 3 февраля 2011 года № 50 принято Решение «О внесении изменений и дополнений в нормативный правовой акт «О бюджете Пионерского сельского поселения на 2010 год», которое вступило в силу 10 февраля 2011 года - со дня его официального опубликования, то есть по истечении 2010 финансового года (л.д. 7-15, 28-29).
Исходя из системного анализа указанных выше норм Бюджетного кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что в силу приоритета действия норм Бюджетного кодекса РФ по отношению к правовым актам бюджетного законодательства Российской Федерации, закрепленного в ст. 2 Бюджетного кодекса РФ, оспариваемое Решение «О внесении изменений и дополнений в нормативный правовой акт «О бюджете Пионерского сельского поселения на 2010 год», принятое 3 февраля 2011 года и опубликованное 10 февраля 2011 года, не может вносить изменения в прекративший свое действие нормативный правовой акт «О бюджете Пионерского сельского поселения на 2010 год», иметь обратной силы и применяться к отношениям истекшего финансового года.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что внесение изменений в закон о бюджете возможно и по истечении календарного года, на который расчитан бюджет, так как указанные изменения не распространяются на правоотношения, возникшие за пределами 2010 года, основаны на неправильном толковании положений норм Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 232 Бюджетного кодекса РФ субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, в том числе их остатки, не использованные на начало текущего финансового года, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов бюджета соответственно целям предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).
Данной статьей установлен порядок внесения изменений в закон о бюджете в связи с получением субсидий и субвенций при исполнении бюджета (при использовании доходов, фактически полученных при исполнении бюджета, при сокращении расходов бюджета), которому федеральным законодателем придан экстренный, неотложный характер, в связи с чем, полномочия органов местного самоуправления должны быть реализованы именно в течение финансового года, в котором получено превышение доходов либо сокращение расходов бюджета.
Что касается уменьшения ассигнований Пионерскому сельскому поселению в виде субвенций на выполнение государственных полномочий Камчатского края по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, субсидий в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по разработке документов территориального планирования лишь в конце декабря 2010 года, это обстоятельство само по себе не исключает своевременного внесения изменений в Решение о бюджете.
Ссылка представителей заинтересованных лиц на то, что редакция части 1 статьи 5 Бюджетного кодекса РФ позволяет решением о бюджете, принятым законодательным органом местного самоуправления, не ограничивать срок действия закона о бюджете датой 31 декабря, не основана на
законе, поскольку предоставление органам местного самоуправления таких полномочий действующим законодательством не предусмотрено.
В связи с чем, ссылка на статью 21 Решения «О бюджете Пионерского сельского поселения на 2010 год», которой предусмотрено действие Решения до момента утверждения отчета об исполнении бюджета Пионерского сельского поселения за 2010 год, не является основанием для принятия оспариваемого нормативного правового акта, поскольку истечение срока действия закона о бюджете не связано с принятием закона о его исполнении.
Указание на то, что нормы оспариваемого нормативного правового акта направлены на исполнение бюджета и составление достоверной отчетности в целях подтверждения распоряжения Отдела финансов, имущественных и земельных отношений Пионерского сельского поселения от 31 декабря 2010 года № 103 «О внесении изменений в Сводную бюджетную роспись на 2010 год», не опровергает выводов суда о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству.
Представителями заинтересованных лиц в ходе судебного разбирательства не приведены правовые нормы, устанавливающие порядок и методику внесения изменений в бюджет по окончании финансового года.
Таким образом, доводы представителей Пионерского сельского поселения, в своей совокупности, сводятся к неправильному толкованию норм материального права и не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных Елизовским городским прокурором требований.
Иное толкование позволяло бы считать, что бюджет года может быть изменен в течение неопределенного и не ограниченного каким-либо сроком времени, что прямо нарушало бы установленный статьей 29 Бюджетного кодекса РФ принцип единства бюджетной системы, единства бюджетного законодательства, единства порядка установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов всей бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного, внесение изменений и дополнений в Решение о бюджете должно производиться с соблюдением требований ст. ст. 2, 5, 12, 15, 65, 242 Бюджетного кодекса РФ.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу; при этом оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Согласно пояснениям лиц, участвующих в деле, оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда не применялся, и на основании этого акта не были реализованы права граждан и организаций.
Поскольку в силу части 2 статьи 47 Федерального закона № 131-Ф3 муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), то Решение «О внесении изменений и дополнений в нормативный правовой акт «О бюджете Пионерского сельского поселения на 2010 год», принятое Решением Собрания депутатов Пионерского сельского поселения от 3 февраля 2011 года № 50, вступило в силу со дня официального опубликования (обнародования) с 10 февраля 2011 года (л.д. 53-54).
При таких установленных обстоятельствах, Решение «О внесении изменений и дополнений в нормативный правовой акт «О бюджете Пионерского сельского поселения на 2010 год», принятое Решением Собрания депутатов Пионерского сельского поселения от 3 февраля 2011 года № 50, противоречит ст. 5 Бюджетного кодекса РФ и подлежит признанию недействующим со дня вступления в силу оспариваемого акта - с 10 февраля 2011 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Елизовского городского прокурора о признании недействующим с 10 февраля 2011 года Решения «О внесении изменений и дополнений в нормативный правовой акт «О бюджете Пионерского сельского поселения на 2010 год», принятого Решением Собрания депутатов Пионерского сельского поселения от 3 февраля 2011 года № 50, удовлетворить.
Признать недействующим Решение «О внесении изменений и дополнений в нормативный правовой акт «О бюджете Пионерского сельского поселения на 2010 год», принятое Решением Собрания депутатов Пионерского сельского поселения от 3 февраля 2011 года № 50, с 10 февраля 2011 года.
Обязать Собрание депутатов Пионерского сельского поселения опубликовать решение суда или сообщение о нем в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу путем размещения его текста на информационных стендах Собрания депутатов Пионерского сельского поселения, администрации Пионерского сельского поселения и сельской библиотеки в п. Пионерский, находящейся в здании МУ КДЦ «Радуга».
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться 25 июля 2011 года.
Судья А.А. Полозова