2-2062/2011



Дело № 2-2062/11

Решение

Именем Российской Федерации

город Елизово Камчатского края

08 декабря 2011 года

Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретаре судебного заседания Храпковой О.В., с участием:

помощника Елизовского городского прокурора Иволга Т.А., действовавшей на основании доверенности с полным объемом полномочий от 26 октября 2011 года, сроком по 31 декабря 2011 года,

заместителя председателя Собрания депутатов Начикинского сельского поселения Чернышука В.П., действовавшего на основании решения от 26 октября 2010 года № 1 и устава Начикинского сельского поселения,

представителя главы Начикинского сельского поселения Васильева В.В., действовавшего на основании доверенности с полным объемом полномочий от 01 сентября 2011 года, сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Елизовского городского прокурора о признании недействующим нормативного правового акта,

установил:

Елизовский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия решения главы Начикинского сельского поселения от 02 декабря 2010 года № 19 «Об установлении и введении в действие на территории Начикинского сельского поселения земельного налога».

Свои требования Елизовский городской прокурор мотивировал тем, что в нарушение требований действующего законодательства глава Начикинского сельского поселения, не подписал указанное решение, а фактически издал новый нормативный правовой акт в указанной форме, чем превысил свои полномочия (л.д. 3-6).

В судебном заседании представитель Елизовского городского прокурора Иволга Т.А. поддержала заявление по изложенным в нем основаниям.

Представители заинтересованных лиц - главы Начикинского сельского поселения и Собрания депутатов Начикинского сельского поселения Васильев В.В. и Чернышук В.П. с заявлением прокурора не согласились, считая его необоснованным.

Выслушав объяснения участников процесса, которым на основе состязательности и равноправия сторон была предоставлена возможность высказать свою позицию по существу дела, исследовав и оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) представленные доказательства, отвечающие признакам относимости, допустимыми и достаточности для разрешения дела по существу, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 131-ФЗ) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В силу пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Представительными органами муниципальных образований законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Статьей 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ определено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ принимать решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, имеет право только представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Глава муниципального образования, если он исполняет полномочия главы местной администрации, в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, имеет право издавать только постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (части 4 и 6 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Согласно статье 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Частью 6 статьи 49 устава Начикинского сельского поселения установлено, что нормативный правовой акт, принятый Собранием депутатов Начикинского сельского поселения, направляется главе Начикинского сельского поселения для подписания и обнародования в течение 10 дней (л.д. 18-78).

В силу части 5 статьи 53 устава Начикинского сельского поселения официальным обнародованием муниципальных правовых актов считается размещение их полных текстов в информационном блоке (папке) органов Начикинского сельского поселения в библиотеке, находящейся по адресу: поселок Сокоч Елизовского района Камчатского края, улица Юбилейная, дом 11; в муниципальном учреждении культуры «Дом культуры» поселок Сокоч, находящемся по адресу: поселок Сокоч Елизовского района Камчатского края, улица Лесная, дом 1; в здании администрации Начикинского сельского поселения, находящегося по адресу: поселок Сокоч Елизовского района Камчатского края, улица Лесная, дом 1.

Согласно пунктам 4.1, 4.2 и 4.3 Положения о порядке внесения проектов правовых актов в Собрание депутатов, порядке обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов Собрания депутатов Начикинского сельского поселения, утвержденного решением Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 05 декабря 2006 года № 66, принятый Собранием нормативный правовой акт в течение 7 рабочих дней после окончания сессии, на которой он принят, для его подписания и обнародования в двух экземплярах направляется председателем Собрания на имя главы Начикинского сельского поселения в администрацию Начикинского сельского поселения. К нормативному правовому акту прилагаются решения Собрания депутатов Начикинского сельского поселения о его принятии и сопроводительное письмо, которое регистрируется в журнале учета входящих документов. Глава подписывает каждый из полученных экземпляров текста нормативного правового акта, при этом в акте указывается дата его подписания, присваивается номер. Глава в течение десяти календарных дней с момента регистрации поступления нормативного правового акта в администрацию Начикинского сельского поселения обязан его подписать и обнародовать либо отклонить. Подписанный главой нормативный правовой акт подлежит обнародованию в течение семи дней с момента подписания (л.д. 106-110).

В судебном заседании на основании представленного суду протокола (л.д. 103-105) установлено, что 23 ноября 2010 года на 4-ой внеочередной сессии 2-го созыва Собрания депутатов Начикинского сельского поселения, на которой присутствовали 8 из 10 депутатов, был рассмотрен вопрос, внесенный в повестку дня, об утверждении решения «Об установлении и введении в действие на территории Начикинского сельского поселения земельного налога».

Как следует из указанного протокола, все присутствовавшие на сессии депутаты единогласно проголосовали за утверждение решения «Об установлении и введении в действие на территории Начикинского сельского поселения земельного налога» после оглашения его проекта, о чем Собранием депутатов Начикинского сельского поселения было принято решение от 23 ноября 2010 № 11, которым одновременно с 01 января 2011 года было отменено решение от 19 ноября 2008 года № 212 «Об установлении и введении в действие на территории Начикинского сельского поселения земельного налога» (л.д. 90).

01 декабря 2010 года сопроводительным письмом исх. № 111 заместитель председателя Собрания депутатов Начикинского сельского поселения направил главе Начикинского сельского поселения Слободчикову Д.Н. протокол 4-ой внеочередной сессии 2-го созыва Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 23 ноября 2010 года, решения Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 23 ноября 2010 года №№ 10, 11, 12, 13 и 14, в том числе и решение «Об установлении и введении в действие на территории Начикинского сельского поселения земельного налога» (л.д. 102).

02 декабря 2010 года глава Начикинского сельского поселения Слободчиков Д.Н. подписал текст решения «Об установлении и введении в действие на территории Начикинского сельского поселения земельного налога», которому был присвоен номер 19 (л.д. 7).

После этого, оспариваемое решение было опубликовано в газете «Новый Елизовский вестник» от 02 декабря 2010 года № 53 (211), а также размещено информационных блоках, установленных частью 5 статьи 53 устава Начикинского сельского поселения, что никем из лиц, участвующих в деле не оспаривалось.

Фактов, свидетельствующих о том, что при подписании оспариваемого нормативного правового акта глава Начикинского сельского поселения внес в его текст какие-либо изменения, в ходе судебного разбирательства не установлено.

При таких обстоятельствах дела, исходя из приведенных в настоящем судебном постановлении требований законодательства Российской Федерации относительно муниципальных правовых актов, у суда нет оснований согласиться с доводами прокурора о том, что оспариваемое решение было издано (принято) главой Начикинского сельского поселения, поскольку установленные судом факты достоверно свидетельствуют о том, что оно было принято (издано) представительным органом муниципального образования, уполномоченным на это в силу прямого указания закона.

Действия главы Начикинского сельского поселения по подписанию оспариваемого нормативного правового акта и присвоению ему номера не выходят за пределы его компетенции, установленной, как федеральными законами, так и муниципальными правовыми актами Начикинского сельского поселения, положения которых приведены в настоящем решении.

Данные действия главы Начикинского сельского поселения не являются действиями по изданию (принятию) оспариваемого нормативного правового акта.

Приведенные в настоящем решении положения законодательства Российской Федерации позволяют суду сделать вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не только принят с соблюдением законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения его в действие, но и по своему содержанию не противоречит положениям Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе положениям главы 31 НК РФ.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Елизовского городского прокурора о признании недействующим нормативного правового акта отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Камчатского краевого суда через Елизовский районный суд Камчатского края в течение десяти дней со дня его изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 13 декабря 2011 года.

Председательствующий

(подпись)

Д.П. Федорцов

Копия решения, не вступившего в законную силу, верна.

Судья

Елизовского районного суда Камчатского края Д.П. Федорцов