2-155/2012



Дело № 2-155/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Елизово Камчатского края

11 января 2012 года

Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретаре судебного заседания Храпковой О.В., с участием истца Буняева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Буняева Александра Валентиновича к гаражному кооперативу «Западный-1» и Кореповой Раисе Иосифовне о признании перехода права собственности,

установил:

Истец Буняев А.В. обратился в суд с иском к потребительскому гаражно-строительному кооперативу «Западный-1» и Кореповой Р.И. о признании перехода к нему права собственности на помещение гаражный бокс № 135 в здании гараж, расположенное по адресу: <адрес>, ГСК «Западный-1», общей площадью 64,6 кв. м, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-8).

Свой иск Буняев А.В. мотивировал тем, что на основании вышеназванного договора приобрел указанный гаражный бокс у Кореповой Р.И., однако своевременно не зарегистрировал переход права собственности на него в силу своей правовой неграмотности, а сделать это в настоящее время в обычном порядке не может, так как ему неизвестно фактическое местонахождение Кореповой Р.И., у которой к тому же отсутствуют документы, подтверждающие ее право собственности на спорное недвижимое имущество.

В ходе судебного разбирательства ненадлежащий ответчик потребительский гаражно-строительный кооператив «Западный-1» был заменен на надлежащего ответчика гаражный кооператив «Западный-1».

В судебном заседании истец Буняев А.В. поддержал свой иск в полном объеме по изложенным в нем основаниям, уточнив свои требования указанием на то, что он просит суд признать переход права собственности на нежилое помещение гаражный бокс № 135 в гаражно-строительном кооперативе «Западный-1», расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 64,6 кв. м, инвентарный номер 21349, литера А, к нему на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик - гаражный кооператив «Западный-1», будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направил, поскольку в лице председателя ФИО5 просил о рассмотрении иска Буняева А.В. в отсутствие своего представителя, указывая на признание исковых требований в полном объеме (л.д. 82).

Ответчик Корепова Р.И. в судебное заседание не явилась, поскольку просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав суду на то, что она согласна с иском Буняева А.В., который действительно приобрел у нее спорный гаражный бокс при обстоятельствах указанных в исковом заявлении, какие-либо претензии к истцу у нее отсутствуют (л.д. 80).

Третьи лица, не заявлявшие самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Елизовского муниципального района и управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю своих представителей в судебное заседание не направили. При этом управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю просило о рассмотрении гражданского дела в отсутствие своего представителя (л.д. 81), а администрация Елизовского муниципального района в своем отзыве на иск указывала на то, что не имеет возражений против удовлетворения исковых требований в том случае, если Буняев А.В. представит суду доказательства их обоснованности (л.д. 63).

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебное разбирательство было проведено в отсутствие лиц, неявившихся в судебное заседание.

При этом суд учитывал, что неявка указанных лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Изучив исковое заявление, выслушав объяснение истца, исследовав и оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства, отвечающие признакам относимости, допустимости и достаточности для разрешения дела по существу, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим причинам.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением исполнительного комитета Елизовского городского Совета народных депутатов № 168/2 была разрешена организация гаражного кооператива «Западный-1» и зарегистрирован его устав, а Производственному управлению жилищно-коммунального хозяйства представлен земельный участок площадью 1,43 га в городе Елизово по <адрес> под строительство трехсот индивидуальных гаражей боксового типа (размером 4х6 метра) для гаражного кооператива «Западный-1» (л.д. 12).

Из справки председателя гаражного кооператива «Западный-1» от ДД.ММ.ГГГГ, письменных заявлений ФИО6 и ФИО7, списка членов гаражного-строительного кооператива «Западный-1» и сведений по уплате взносов гаражного-строительного кооператива «Западный-1» следует, что в апреле 1988 года в члены гаражного кооператива «Западный-1» был принят ФИО6, которому в постоянное пользование в связи с полной уплатой им паевого взноса был выделен гаражный бокс № 135 (л.д. 13, 15, 16, 17, 18-24).

В этом же 1988 году ФИО6 по своему заявлению добровольно выходит из гаражного кооператива «Западный-1», а вместо него в члены гаражного кооператива «Западный-1» с выделением в постоянное пользование гаражного бокса № 135 принимается ФИО8, который, со слов председателя гаражного кооператива «Западный-1», в полном объеме внес паевой взнос за предоставленный ему гаражный бокс.

Указанным гаражным боксом ФИО8 владел и пользовался до своей смерти, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ I-МЛ № 513541 (л.д. 16).

На момент создания гаражного кооператив «Западный-1», принятия в его члены ФИО6 и ФИО7 порядок организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных гаражей – стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев, права и обязанности указанных кооперативов и их членов регламентировались примерным уставом, утвержденным Постановлением Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее по тексту РСФСР) от ДД.ММ.ГГГГ № 1475.

Согласно абзацу 2 пункта 1 указанного постановления и пункта 9 примерного устава названные кооперативы осуществляли эксплуатацию гаражей-стоянок на правах кооперативной собственности и на началах самоокупаемости, поскольку гаражные строения, возведенные кооперативом, принадлежали ему на праве кооперативной собственности и не могли быть проданы или переданы, как в целом, так и по частям ни организациям, ни отдельным лицам (пункт 13 примерного устава).

В силу пункта 16 примерного устава каждому члену кооператива предоставлялся в постоянное пользование бокс или место стоянки для принадлежащего ему автомобиля в соответствии с внесенным паем, который член кооператива должен был внести до начала строительства.

В соответствии с пунктами 19 и 21 примерного устава при добровольном выходе из кооператива пай возвращался члену кооператива, а освободившееся гаражное помещение предоставлялось по решению общего собрания другому лицу, принятому в члены кооператива, которое обязано было внести пай в размере не меньшем балансовой стоимости гаражного помещения.

Впоследствии пунктом 2 статьи 13 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № 443-1 «О собственности в РСФСР», действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, и пунктом 4 статьи 218 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), веденной в действие с ДД.ММ.ГГГГ и действующей до настоящего времени, было установлено, что член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Из изложенного следует, что с момента вступления в силу Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № 443-1 «О собственности в РСФСР» ФИО8 приобрел право собственности на гаражный бокс № 135 и владел спорным недвижимым имуществом на этом праве до самой своей смерти.

Сразу же после смерти ФИО7 во владение гаражным боксом № 135 в связи с отсутствием иных наследников вступила его супруга Корепова Р.И., которая в 2003 году также была принята в члены гаражного кооператива «Западный-1», что подтверждается справкой председателя указанного кооператива от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

На основании пункта 1 статьи 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства.

Согласно статье 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе и имущественные права.

В силу статьи 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1142 ГК РФ супруг наследодателя является наследником первой очереди.

Пунктом 1 статьи 1152 ГК РФ и пунктом 1 статьи 1154 ГК РФ предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен принять его в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Согласно пункту 2 статьи 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

•    вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

•    принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

•    произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.

Поскольку Корепова Р.И. сразу же после смерти своего супруга ФИО7 вступила во владение гаражным боксом № 135, то она в силу приведенных выше положений гражданского законодательства Российской Федерации приобрела на него право собственности в порядке универсального правопреемства.

При этом право собственности, как Кореповой Р.И., так и ранее у ее супруга ФИО7, на спорный объект недвижимого имущества в силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ, пункта 4 статьи 218 ГК РФ и пункта 1 статьи 1110 ГК РФ возникло без внесения записи о них в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поэтому отсутствие регистрации права собственности, как ФИО7, так и Кореповой Р.И. на гаражный бокс № 135, о чем свидетельствует уведомление управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 01/101/2011-341, не влечет за собой никаких юридических последствий.

ДД.ММ.ГГГГ Корепова Р.И., действуя в лице своего представителя ФИО9 (л.д. 26), по договору купли-продажи, заключенному сторонами в простой письменной форме, продала гаражный бокс № 135 за 200 000 рублей истцу Буняеву А.В., который в этот же день передал стороне продавца предусмотренные договором деньги за гаражный бокс, о чем свидетельствует расписка представителя продавца ФИО9, учиненная им на этом же договоре (л.д. 27).

После этого, Корепова Р.И. согласно письменному заявлению, поданному от ее имени ее представителем ФИО9, вышла из состава членов гаражного кооператива «Западный-1», именовавшегося на тот момент гаражно-строительным кооперативом «Западный-1», а Буняев А.В. был принят в его члены, что подтверждается также членской книжкой и справкой от ДД.ММ.ГГГГ № 8 (л.д. 10-11, 13, 14, 17).

Несмотря на исполнение сторонами заключенного ими договора купли-продажи гаражного бокса № 135, Буняев А.В. с Кореповой Р.И. до настоящего времени не зарегистрировали переход права собственности на него от одного к другому, что подтверждается не только пояснениями сторон, но и сведениями управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 3.1-30/2129 (л.д. 58-59).

Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации (пункт 2 статьи 223 ГК РФ, пункт 2 статьи 8 ГК РФ).

В силу пункта 3 статьи 551 ГК РФ в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.

Поскольку в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» осуществление регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества возможно только по заявлению обеих сторон договора, а Корепова Р.И. с момента заключения договора купли-продажи гаражного бокса № 135 не предприняла каких-либо мер направленных на регистрацию перехода право собственности на спорный объект недвижимого имущества к истцу Буняеву А.В., то требования последнего о признании перехода к нему права собственности на указанное нежилое помещение в силу закона подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Буняева Александра Валентиновича к гаражному кооперативу «Западный-1» и Кореповой Раисе Иосифовне о признании перехода права собственности удовлетворить.

Признать переход права собственности на нежилое помещение гаражный бокс № 135 в гаражно-строительном кооперативе «Западный-1», расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 64,6 кв. м, инвентарный номер 21349, литера А, к Буняеву Александру Валентиновичу на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий

(подпись)

Д.П. Федорцов

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>