2-1282/2012



Дело № 2-1282/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Елизово Камчатского края

11 октября 2012 года

Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретарях судебного заседания Гребенкиной Е.Л. и Храпковой О.В., с участием:

представителя истца Шин В.Х., действовавшей на основании нотариально удостоверенной доверенности с полным объемом полномочий от 02 мая 2012 года, зарегистрированной в реестре за № 3-1264,

ответчика Казакова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Говор Анны Ильиничны к Казакову Максиму Анатольевичу и Казакову Алексею Анатольевичу о восстановлении срока для принятия наследства,

установил:

Говор А.И. обратилась в суд с иском к ответчикам Казакову М.А. и Казакову А.А., в котором просила восстановить ей срок для принятия наследства в порядке наследственной трансмиссии, оставшегося после смерти Казакова Анатолия Семеновича, умершего 08 октября 2011 года и состоящего из денежных вкладов с причитающимися процентами и компенсациями в дополнительном офисе 0110 Камчатского отделения № 8556 Сберегательного банка России, денежных вкладов с причитающимися процентами в филиале города Елизово ОАО Акционерного Камчатского Коммерческого Агропромбанка «Камчатагропромбанк» и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование своих требований истец ссылалась на то, что ее отец Казаков И.С., умер 27 ноября 2011 года после открытия наследства ее деда Казакова А.С., умершего 08 октября 2011 года, не успев его принять, о чем она узнала только 25 апреля 2012 года, когда обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, оставшегося после ее отца (л.д. 13-14).

В судебное заседание истец Говор А.И., будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения гражданского дела, не явилась, поскольку направила в суд своего представителя Шин В.Х.

Представитель истца Шин В.Х., поддержав требования своего доверителя в полном объеме, указала суду, что Казаков И.С. сразу после смерти своего отца Казакова А.С. вселился в его жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и стал проживать в нем, а также распорядился носильными вещами умершего, раздав их другим людям.

Ответчик Казаков М.А. признал исковые требования Говор А.И. в полном объеме.

Ответчик Казаков А.А. в суд не явился, просил о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие. При этом Казаков А.А. указал суду, что не имеет возражений и объяснений по иску истца.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, нотариус Елизовского нотариального округа Камчатского края Ковалева С.В. в суд также не явилась, ходатайствовала о рассмотрении иска в ее отсутствие, указывая о том, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебное разбирательство было проведено в отсутствие лиц, неявившихся в судебное заседание.

При этом суд учитывал, что неявка указанных лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Выслушав объяснения участников процесса, которым на основе состязательности и равноправия сторон была предоставлена возможность высказать свою позицию по существу заявленного спора, исследовав и оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства, отвечающие признакам относимости, допустимости и достаточности для разрешения дела по существу, суд приходит к следующему.

На основании пункта 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства.

Согласно статье 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи.

В силу статьи 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1142 ГК РФ дети наследодателя являются наследниками первой очереди.

Пунктом 1 статьи 1152 ГК РФ предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен принять его.

Согласно статье 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

В силу пункта 1 статьи 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154 ГК РФ), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

По признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (пункт 3 настоящей статьи). Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.

Статьей 1156 ГК РФ определено, что если наследник, призванный к наследованию по завещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, право на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону, а если все наследственное имущество было завещано - к его наследникам по завещанию (наследственная трансмиссия). Право на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии не входит в состав наследства, открывшегося после смерти такого наследника.

Если оставшаяся после смерти наследника часть срока, установленного для принятия наследства, составляет менее трех месяцев, она удлиняется до трех месяцев.

По истечении срока, установленного для принятия наследства, наследники умершего наследника могут быть признаны судом принявшими наследство в соответствии со статьей 1155 ГК РФ, если суд найдет уважительными причины пропуска ими этого срока.

Таким образом, из смысла приведенных положений закона следует, что наследование в порядке наследственной трансмиссии происходит только в том случае, если имеются достоверные факты того, что умерший до истечения установленного срока принятия наследства наследник не принимал наследство после наследодателя ни способом подачи заявления, ни фактически.

Если же наследник умер после открытия наследства, но до своей смерти успел принять любым допускаемым законом способом наследство, то причитающееся ему наследственное имущество включается в состав его собственного наследственного имущества. Наследование в этом случае его наследниками осуществляется на общих основаниях.

В судебном заседании на основании свидетельства о рождении от 03 января 1992 года, свидетельства о заключении брака от 21 мая 2010 года и свидетельства о смерти от 12 декабря 2011 года установлено, что Говор А.И. (до заключения брака 21 мая 2010 года Казакова) приходится дочерью Казакову Илье Анатольевичу, 10 апреля 1968 года рождения, умершему 27 ноября 2011 года (л.д. 17, 18, 21, 35, 39, 40).

Согласно справке о рождении от 12 декабря 2011 года № 671, свидетельства о рождении от 13 июля 1965 года и справке от 25 апреля 2012 года № 1090 отцом умершего Казакова И.А., ответчика Казакова М.А. и ответчика Казакова А.А. является Казаков Анатолий Семенович (л.д. 37, 39, 40).

Из свидетельства о смерти от 12 декабря 2011 года I-МЛ № 549311 видно, что Казаков А.С. умер 08 октября 2011 года.

После смерти Казакова А.С. осталось наследство в виде жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а также денежных вкладов в дополнительном офисе 0110 Камчатского отделения Сбербанка России и в филиале ОАО «Камчаткомагропромбанк» города Елизово, что подтверждается сообщениями названных банков и договором о передаче жилого помещения в собственность гражданина на основании Закона Российской Федерации «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» (л.д. 41, 42, 43).

Как следует из показаний свидетеля Таран И.Ю., Казаков И.А. сразу после похорон своего отца Казакова А.С. вселился в <адрес> и проживал в ней до своей смерти.

Однако с заявлением о выдаче ему свидетельства о принятии наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство Казаков И.А. к нотариусу не обращался, что подтверждается материалами наследственного дела от 13 октября 2011 года № 93/2011 (л.д. 32-45).

В установленный законом срок к нотариусу Елизовского нотариального округа Камчатского края Ковалевой С.В. с заявлением о принятии наследства, оставшегося после деда истца, обратился только ответчик Казаков А.А. (л.д. 36), с письменного согласия которого по истечению срока на принятие наследства, оставшегося после смерти Казакова А.С., наследство отца принял ответчик Казаков М.А. (л.д. 36, 38).

Истец Говор А.И. обратилась к нотариусу Елизовского нотариального округа Камчатского края Ковалевой С.В. с заявлением о выдаче ей свидетельства о праве на наследство в порядке наследственной трансмиссии после смерти Казакова А.С. только 25 апреля 2012 года.

Так как на указанную дату срок принятия наследства истек, а истец не представила доказательств, свидетельствующих о том, что ее отец Казаков И.А. принял наследство умершего Казакова А.С. одним из способов, предусмотренных статьей 1153 ГК РФ, нотариус Елизовского нотариального округа Камчатского края Ковалева С.В. отказала Говор А.И. в выдаче свидетельства о праве на наследство в порядке наследственной трансмиссии после смерти Казакова А.С.

Из объяснений истца следует, что причиной для пропуска срока на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии послужила ее юридическая неграмотность, а также то, что до обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти отца она не знала, что он не успел принять наследство после смерти Казакова А.С.

Исходя из установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела и норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

К этому выводу суд приходит потому, что из показаний свидетеля Таран И.Ю. следует, что умерший Казаков И.А. до своей смерти совершил фактические действия по принятию наследства Казакова А.С., вступив во владение квартирой, принадлежавшей наследодателю. В связи с этим у Говор А.И. не возникло право на принятие наследства умершего Казакова А.С. в порядке наследственной трансмиссии.

Кроме того, истец Говор А.И. не представила суду доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на принятие наследства умершего Казакова А.С. в порядке наследственной трансмиссии.

Она не представила суду доказательств о том, что она не знала и не должна была знать об открытии наследства умершего Казакова А.С., а также о смерти своего отца Казакова И.А.

Не представила Говор А.И. и доказательств того, что в период после смерти отца Казакова И.А. и до истечения срока принятия наследства умершего деда Казакова А.С. ее тяжелая болезнь, беспомощное состояние, или неграмотность препятствовали ей принять наследство умершего деда Казакова А.С. в порядке наследственной трансмиссии своими фактическими действиями либо путем обращения к нотариусу.

Незнание истцом гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства согласно закону уважительной причиной пропуска ею срока на принятие наследства умершего Казакова А.С. в порядке наследственной трансмиссии признаны быть не могут (см. пункт 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).

Не служит такой причиной и рождение истцом в указанный временной период ребенка, так как Говор А.И. не представила суду доказательств того, что ее беременность и роды протекали столь тяжело, что препятствовали своевременному принятию наследства.

Не может служить причиной для восстановления срока на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии и то обстоятельство, что Говор А.И. до обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти отца не знала, что он не успел принять наследство после смерти Казакова А.С.

К этому выводу суд приходит потому, что из пояснений представителя истца следует, что Говор А.И., проживавшая в одном населенном пункте с отцом и дедом, узнала о смерти отца в день его смерти, не позднее этой даты узнала и о времени смерти деда, а значит о времени открытия наследства, оставшегося как после деда, так и после отца.

Согласно закону принятие наследства, в том числе и порядке наследственной трансмиссии, связано с личным инициативным поведением наследника и его желанием принять наследство. Поэтому, узнав о смерти отца и деда, Говор А.И. должна была в установленный законом срок совершить все необходимые действия, как по принятию наследства отца, так и по выяснению вопроса о том, принял ли тот наследство деда.

Доказательств, свидетельствующих о том, что Говор А.И. до 25 апреля 2012 года по объективным причинам не могла выяснить вопрос о принятии своим отцом наследства деда, а также в установленном порядке выразить свою волю на принятие наследства деда в порядке наследственной трансмиссии, суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не установлено.

При таких обстоятельствах суд не может принять признание иска одним из ответчиков, поскольку оно противоречит закону.

В связи с отказом в иске расходы истца на уплату государственной пошлины подлежат отнесению на ее счет.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления Говор Анны Ильиничны к Казакову Максиму Анатольевичу и Казакову Алексею Анатольевичу о восстановлении срока для принятия наследства в порядке наследственной трансмиссии после смерти Казакова Анатолия Семеновича, умершего 08 октября 2011 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 12 октября 2012 года.

Председательствующий

(подпись)

Д.П. Федорцов

Копия решения, не вступившего в законную силу, верна.

Судья

Елизовского районного суда Камчатского края Д.П. Федорцов