Дело № 2-2052/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Елизово Камчатского края | 18 октября 2012 года |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретарях судебного заседания Храпковой О.В., с участием:
представителя истца адвоката Червяковой Е.Д., действовавшей на основании нотариально удостоверенной доверенности с полным объемом полномочий от 02 октября 2012 года, зарегистрированной в реестре за № 6-3537,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чернавиной Ларисы Алексеевны к Потужной Наталье Алексеевне и Ромейко Марине Алексеевне о восстановлении срока для принятия наследства,
установил:
Чернавина Л.А. обратилась в суд с иском к ответчикам Потужной Н.А. и Ромейко М.А., в котором просила восстановить ей срок для принятия наследства в виде двух денежных вкладов в Сберегательном банке России, оставшихся после смерти Чикуновой Антонины Васильевны, умершей 21 ноября 1993 года.
В обоснование своих требований истец ссылалась на то, что после смерти её матери Чикуновой А.В. ни ей, ни её сестрам ответчикам Потужной Н.А. и Ромейко М.А. ничего не было известно о двух срочных вкладах в Сберегательном банке России. Об этом истцу стало известно в июле 2012 года, когда она стала разбирать документы матери и обнаружила в них две сберегательные книжки на имя Чикуновой А.В. После этого, истец сразу же обратилась к нотариусу для оформления наследственных прав, однако в этом ей было отказано в связи с пропуском срока для принятия наследства (л.д. 8-9).
В судебное заседание истец Чернавина Л.А., будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения гражданского дела, не явилась, поскольку просила о рассмотрении дела в своё отсутствие с участием ее представителя адвоката Червяковой Е.Д. (л.д. 51).
Представитель истца адвокат Червякова Е.Д., поддержав требования своего доверителя в полном объеме, указала суду, что после смерти матери, истец забрала себе чемодан с документами матери, в котором в июле 2012 года и обнаружила две сберегательные книжки.
Ответчики Потужная Н.А. и Ромейко М.А. в судебное заседание не явились, так как ходатайствовали о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие, указав о том, что на денежные вклады матери они не претендуют (л.д. 49, 50).
Третье лицо, не заявлявшее самостоятельных требований относительно предмета спора, нотариус Елизовского нотариального округа Камчатского края Кочелаевская О.В. в суд также не явилась, ходатайствовала о рассмотрении иска в ее отсутствие, указывая о том, что не возражает против удовлетворения заявленных требований (л.д. 47).
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебное разбирательство было проведено в отсутствие лиц, неявившихся в судебное заседание.
При этом суд учитывал, что неявка указанных лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства, отвечающие признакам относимости, допустимости и достаточности для разрешения дела по существу, суд приходит к следующему.
На основании пункта 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства.
Согласно статье 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1142 ГК РФ дети наследодателя являются наследниками первой очереди.
Пунктом 1 статьи 1152 ГК РФ предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен принять его.
Согласно статье 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.В соответствии с пунктом 1 статьи 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу пункта 1 статьи 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154 ГК РФ), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
По признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (пункт 3 настоящей статьи). Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.
По истечении срока, установленного для принятия наследства, наследники умершего наследника могут быть признаны судом принявшими наследство в соответствии со статьей 1155 ГК РФ, если суд найдет уважительными причины пропуска ими этого срока.
В судебном заседании на основании свидетельства о рождении от 29 октября 1958 года, справки о заключении брака от 04 июня 2012 года № 341, свидетельства о расторжении брака от 31 мая 1984 года, свидетельства о заключении брака от 05 ноября 1984 года и свидетельства о смерти от 21 ноября 1993 года установлено, что Чернавина Л.А. является дочерью Чикуновой Антонины Васильевны, умершей 21 ноября 1993 года (л.д. 35, 36, 37, 38, 39).
После смерти Чикуновой А.В. осталось наследство в виде денежных вкладов в Елизовском отделении 7531 Сберегательного банка СССР, что подтверждается сберегательными книжками (л.д. 22-25, 26-32).
Согласно справке унитарного муниципального предприятия «Единый рассчетно-кассовый центр» от 05 июня 2012 года № 1584 на момент своей смерти Чикунова А.В. была зарегистрирована по адресу: <адрес> края, <адрес>. Совместно с ней были зарегистрированы и проживали ее дочь ответчик Ромейко М.А. с мужем и сыном (л.д. 33).
Как следует из пояснений представителя истца, не опровергнутых ответчиками, сразу после смерти своей матери истец Чернавина Л.А. взяла себе ее чемодан с личными документами матери.
Однако с заявлением о выдаче ей свидетельства о праве на наследство Чернавина Л.А. обратилась к нотариусу только в 2012 году, то есть по истечению установленного законом срока.
Поскольку истец не представила доказательств, свидетельствующих о принятии ею наследства умершей Чикуновой А.В. одним из способов, предусмотренных статьей 1153 ГК РФ, нотариус Елизовского нотариального округа Камчатского края Кочелаевская О.В. отказала Чернавиной Л.А. в выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти матери, что подтверждается сообщением нотариуса от 09 августа 2012 года № 19 (л.д. 40).
Исходя из установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
К этому выводу суд приходит потому, что из пояснений представителя истца следует, что Чернавина Л.А. не пропустила срок на принятие наследства матери, так как в течение шести месяцев после ее смерти совершила фактические действия по принятию ее наследства, вступив во владение чемоданом Чикуновой А.В. с ее личными документами и приняв меры по его сохранению.
Так как срок на принятие наследства истцом не пропущен, то он не может быть восстановлен судом.
Более того, единственная причина, названная Чернавиной Л.А. в качестве пропуска ею срока на принятие наследства, - отсутствие у нее сведений о наличии наследственного имущества согласно закону не является уважительной и не может служить для восстановления срока на принятие наследства (см. пункт 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).
В связи с отказом в иске расходы истца на уплату государственной пошлины подлежат отнесению на ее счет.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Чернавиной Ларисы Алексеевны к Потужной Наталье Алексеевне и Ромейко Марине Алексеевне о восстановлении срока для принятия наследства отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 19 октября 2012 года.
Председательствующий | Д.П. Федорцов |