о признании незаконным бездействия



Дело № 2 - 1600/2010

Р Е Ш Е Н И Е

         И м е н е м     Р о с с и й с к о й     Ф е д е р а ц и и

08 июля 2010 года город Элиста

          Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

                                  председательствующего судьи Батыровой К.Х.,

                                  при секретаре                                        Алексееве Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Целинного района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по невыполнению требований пожарной безопасности незаконным и возложении обязанности произвести финансирование,

у с т а н о в и л:

          Прокурор Целинного района РК обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Министерства здравоохранения и социального развития РК (далее – Минздравсоцразвития РК, Министерство) по невыполнению требований пожарной безопасности в здании Государственного учреждения «Республиканский специальный дом - интернат для престарелых и инвалидов с отделением социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий» (далее – ГУ «РСДИПИ», Учреждение) незаконным и возложении обязанности произвести финансирование на приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации (далее – АПС) в помещениях хозяйственного блока в здании Учреждения, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, ...

          В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 28 июня 2010 г. в ходе проверки о соблюдении требований законодательства о пожарной безопасности в ГУ «РСДИПИ», учредителем которого является Минздравсоцразвития РК, установлено, что в нарушение ст. 52 Федерального закона «О пожарной безопасности» в помещениях хозяйственного блока не установлена автоматическая пожарная сигнализация. При этом ГУ «РСДИПИ» предписание органа государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности, выявленные 30 марта 2010 г., не исполняет ввиду отсутствия финансирования. Имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности не могут гарантировать безопасность работников ГУ «РСДИПИ» и проживающих в нем лиц при создании экстренной ситуации и возникновении пожара. Кроме того, указал, что ГУ «РСДИПИ» неоднократно направляло в адрес Минздравсоцразвития РК письма с просьбой о финансировании мероприятий пожарной безопасности. Между тем, Министерство бездействует, не исполняя заявки данного Учреждения, чем нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе и лиц, оказавшихся без определенного места жительства и занятий, лиц пожилого возраста и инвалидов.

          В судебном заседании помощник прокурора Целинного района РК Павлова К.Э. поддержала заявленные требования и просила удовлетворить в полном объеме.

          Представитель ГУ МЧС России по Республике Калмыкия (далее – Управление) Батинов С.Ю. поддержал требования прокурора.

          Представитель Минздравсоцразвития РК Лаглаева С.В. требования прокурора не признала, ссылаясь на то, что срок исполнения Предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности еще не истек. Во исполнение этого Предписания органа пожарного надзора ими в адрес Министерства финансов РК неоднократно направлялись заявки об их потребности в финансовых средствах на обеспечение противопожарной безопасности в учреждениях социального обслуживания населения, в том числе и в ГУ «РСДИПИ». Между тем, Министерство финансов РК в силу дефицита республиканского бюджета рекомендовало расходы на исполнение требований пожарной безопасности отнести на 4 квартал 2010 г., в связи с чем Предписание ОГПН ими должно быть исполнено в установленный срок, то есть до 20 октября 2010 г., который входит в четвертый квартал, а, возможно, и раньше при наличии финансирования.    

          Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора не подлежащим удовлетворению.

          Как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон «О пожарной безопасности»), общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются данным законом.

          В соответствии со ст. 20 названного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

          Правилами пожарной безопасности РФ, утвержденными приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003г. (далее – ППБ 01-03), установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

          В силу п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

          В соответствии с п. 14 Норм пожарной безопасности (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС РФ, здания общественного и административно-бытового назначения должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

          Согласно п. 34 Правил противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

          Как следует из Устава ГУ «РСДИПИ», данное Учреждение является некоммерческой организацией, целью создания которой является предоставление места постоянного проживания граждан, утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Его учредителем является Минздравсоцразвития РК. Имущество, закрепленное за данным Учреждением, находится у него в оперативном управлении. Агентство по управлению имуществом Республики Калмыкия устанавливает порядок использования имущества, закрепленного за ГУ «РСДИПИ».

          Из Распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки юридического лица от 22 марта 2010 г. № Номер обезличен следует, что в ГУ «РСДИПИ», расположенном по адресу: ... назначена внеплановая проверка в период с Дата обезличена по Дата обезличена., основанием проведения которой послужили требования прокуратуры Целинного района РК от 20.01.2010 г. о проверке соблюдения законодательства о пожарной безопасности.

          30 марта 2010 г. в ходе проведения внеплановой проверки главным государственным инспектором Целинного района по пожарному надзору ФИО 1 установлено, что помещения хозяйственного блока Учреждения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

          Данное обстоятельство подтверждается Актом проверки от 30 марта 2010 г., в котором указаны выявленные нарушения, состоящие из девяти пунктов, и их характер, в том числе и отсутствие АПС.   

          31 марта 2010 г. в адрес Учреждения вынесено Предписание № Номер обезличен по устранению нарушений требований пожарной безопасности, предусматривающее, в частности, установление автоматической пожарной сигнализации в помещениях хозяйственного блока, установление системы управления эвакуацией и оповещения людей при пожарах 2 – го типа во всех помещениях. При этом для устранения выявленных нарушений установлен общий срок – 20 октября 2010 г.  

          Как следует из искового заявления прокурора, 28 июня 2010 г. прокуратурой Целинного района РК совместно с отделом государственного пожарного надзора по Целинному району РК проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности. Прокурор в своем заявлении указал, что поскольку Министерством не исполняется требование ОГПН по Целинному району по обеспечению пожарной безопасности в ГУ «РСДИПИ» от 31 марта 2010 г., то просит признать их бездействие в этой части незаконным.

          В силу пункта 5.3.15 Положения «О Минздравсоцразвития РК», утвержденного Постановлением Правительства РК от 19.12.2007 г. № 468, Минздравсоцразвития РК осуществляет финансирование капитальных и текущих расходов на здравоохранение, социальное обеспечение населения на территории Республики Калмыкия лишь в пределах предоставленных бюджетных ассигнований, а также переданных средств федерального бюджета.

          Между тем, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов доводит в установленном порядке до главных распорядителей средств республиканского бюджета Министерство финансов РК (п. 7.17 Положения «О Министерстве финансов РК»).

          Требования прокурора о бездействии Министерства по невыполнению требований пожарной безопасности незаконным суд находит несостоятельными.

          Из направленной заявки на финансирование Минздравсоцразвития РК от 23.06.2010 г. за исх. № Номер обезличен следует, что согласно кассовому плану исполнения Республиканского бюджета на июль месяц 2010 г. Министерством разработаны мероприятия по соблюдению пожарной безопасности их учреждений, в данном случае по Республиканской целевой программе «Безопасность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения Республики Калмыкия на 2009 – 2011 г.г.» из республиканского бюджета предусмотрено 1701,40 руб.

          Согласно данным о потребности в финансовых средствах на обеспечение противопожарной безопасности по ОСЗН и Центрам на ГУ «РСДИПИ» приходится 427 тыс. 10 руб., в том числе с раскладкой по видам мероприятий (КТС – 9,5; огнезащитная обработка кровли – 45,0; замер сопротив. – 51,2; пожарная сигнал. – 21,4; замена панелей – 300,0).   

          Из пояснений участников процесса в судебном заседании следует, что меры по устранению выявленных нарушений требуют их значительного надлежащего финансирования.

          По мнению представителя Министерства, выявленные ОГПН в 2009 г. нарушения в проверяемом ими Учреждении были устранены в полном объеме, поскольку, согласно требованиям ОГПН, стены помещения Учреждения, которые были отделаны сгораемым материалом, должны были быть обработаны огнезащитной обработкой, данные работы по указанным требованиям были ими произведены в ноябре 2009 г., для их устранения были затрачены значительные финансовые средства, в связи с чем было установлено, что никаких других нарушений в ГУ «РСДИПИ» не имеется ввиду их устранения, что подтверждалось Сведениями о противопожарном состоянии учреждений здравоохранения, направленными ВрИО начальника УГПН ГУ МЧС РФ по РК ФИО 2 07 декабря 2009 г. за исх. № 4–1/2079 на имя заместителя Председателя Правительства РК – министра здравоохранения и социального развития РК ФИО 3 По этим основаниям финансовые средства на 2010 год не были запрошены и заложены в план финансирования. В настоящее время, по требованиям органа ГПН, этот же материал стен (панели), который ранее подвергся огнезащитной обработке, теперь должен, оказывается, подлежать замене.

          Эти доводы представителя Министерства о противоречивости требований сотрудников пожарного надзора нашли подтверждение в судебном заседании, поскольку фактически по выявленным ранее в 2009 г. нарушениям и уже устраненным в полном объеме, вновь предъявляются новые требования. Так, в 2009 г. стены эвакуационных выходов помещений предписывалось обработать несгораемыми реагентами, в 2010 г. предписано их же вообще демонтировать, на что в настоящее время вновь требуется производство дополнительных затрат в размере 300 тыс. руб. только на данный вид работ, хотя в их Предписании указано устранить девять нарушений, что также влечет к определенным затратам.

          Доводы прокурора и представителя Управления, что финансирование других видов работ, кроме установления автоматической пожарной сигнализации (на что требуется только в размере 21400 руб.), не относится к предмету рассматриваемого спора, суд не может принять во внимание, поскольку денежные средства не могут запрашиваться на какой – то определенный вид работ, исключая другой, и устранение выявленных нарушений возможно только в их совокупности.  

          Документами, представленными в судебном заседании представителем Министерства, подтверждается обращение Минздравсоцразвития РК в Министерство финансов РК с заявками на финансирование мер по обеспечению пожарной безопасности на 2010 г.

          Однако, как следует из письма Министерства финансов РК от 15.06.2010 г. № 02/1457, министерства и ведомства Республики Калмыкия были уведомлены, что в связи с дефицитом республиканского бюджета финансирование во 2 и 3 кварталах текущего года будет осуществляться только по социально - значимым расходам, в связи с чем Министерство финансов РК рекомендовало при формировании кассового плана исполнения республиканского бюджета за указанный период первоочередные расходы и расходы иного характера отнести на 4 квартал 2010 г.

          Таким образом, направление в Министерство финансов РК заявок о выделении денежных средств на обеспечение учреждений здравоохранения и социальной защиты средствами пожарной безопасности свидетельствует, что Минздравсоцразвития РК предпринимает определенные действия по устранению нарушений пожарной безопасности, указанных в Предписании органа пожарного надзора.

          Как следует из Распоряжения от 22 марта 2010 г., основанием для проведения внеплановой проверки служат указание на реквизиты ранее выданного проверяемому лицу предписания об устранении выявленного нарушения, срок для исполнения которого истек; краткое изложение информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда безопасности государства или возникновения реальной угрозы причинения такого вреда, либо на заявление гражданина о факте нарушения его прав, предоставленных законодательством РФ о правах потребителей.

          В данном случае, относительно Распоряжения от 22 марта 2010 г., срок исполнения Предписания, вынесенного ОГПН, по устранению выявленного нарушения в настоящее время еще не истек и отнесение расходов на оборудование АПС в помещении хозяйственного блока ГУ «РСДИПИ» на 4 квартал 2010 г. отвечает возможности устранения нарушений, выявленных 30 марта 2010 г., со сроком их устранения - 20 октября 2010 г.

          Поэтому доводы прокурора о необходимости устранения Министерством нарушений пожарной безопасности вне зависимости от конечного срока, установленного органом пожарного надзора – 20 октября 2010 г., суд так не может принять во внимание.

          Доводы прокурора и представителя Управления на риск возникновения пожара в течение периода исполнения Предписания со ссылкой на имевшийся ранее факт пожара суд считает несостоятельными, поскольку должностное лицо органа пожарного надзора, установив срок исполнения Предписания от 31 марта 2010 г. до 20 октября 2010 г., исходил из степени потенциальной опасности выявленных нарушений для жизни и здоровья людей и, кроме того, их ссылка на факт пожара, имевшего место Дата обезличена, не является юридически значимым обстоятельством для рассматриваемого спора и не относится к оспариваемому периоду.   

          Сведений о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, безопасности государства или возникновения реальной угрозы причинения такого вреда, либо о заявлениях граждан по фактам нарушения их прав, предоставленных законодательством РФ о правах потребителей, в судебном заседании не установлено, такой информации прокурором также не представлено.   

          В обоснование заявленных требований о бездействии Министерства незаконным прокурор ссылается на объяснения директора Учреждения ФИО 4, согласно которым заявки ими в Министерство подавались в течение 2010 г., однако, из представленных прокурором документов не усматривается виновных действий Министерства, кроме того, ни один из руководителей по предмету спора прокурором не опрошен, вследствие чего сделать вывод об их бездействии в судебном заседании не представилось возможным.        

          При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора о признании бездействия Минздравсоцразвития РК по непринятию мер по выполнению требований пожарной безопасности незаконным ввиду их необоснованности.

          На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

          В удовлетворении заявления прокурора Целинного района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по невыполнению требований пожарной безопасности, возложении обязанности произвести финансирование на приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации в помещениях хозяйственного блока в здании Государственного учреждения «Республиканский специальный дом - интернат для престарелых и инвалидов с отделением социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий», расположенного по адресу: Республика Калмыкия, ... отказать.

          Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме.

             Председательствующий:                 ------- К.Х. Батырова

                 -------