Дело № 2- 1709/2010 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 июля 2010 года город Элиста Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе: председательствующего судьи Манжиковой Т.П., при секретаре Кутлановой Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Целинного района Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия Министерства образования, науки и культуры Республики Калмыкия по неисполнению требований пожарной безопасности и возложении обязанности по установке автоматической пожарной сигнализации, у с т а н о в и л: Прокурор Целинного района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя требования тем, что прокуратурой Целинного района совместно с отделом государственного пожарного надзора по Целинному району ГУ МЧС России по РК была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в ГООУ «Верхне-Яшкульская санаторная школа-интернат» (далее по тексту – школа-интернат). Ежегодно инспекторами по пожарному надзору составляются акты и выписываются предписания об установке автоматической пожарной сигнализации в кабинете трудового воспитания, в актовом зале на 120 мест, в помещении столовой на 120 мест. В Дата обезличена прокуратурой района директору школы-интернат внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, однако нарушения не устранены, ввиду отсутствия денежных средств. Директором школы-интернат ежегодно в Министерство образования, науки и культуры РК направляются ходатайства с просьбой о выделении денежных средств на проведение мероприятий по пожарной безопасности. И поскольку, в соответствии с п. 1.4 Устава ГООУ «Верхне-Яшкульская санаторная школа-интернат» функции учредителя данного учреждения осуществляет Министерство образования, науки и культуры РК, прокурор просит признать бездействие Министерства образования, науки и культуры РК по невыполнению требований пожарной безопасности незаконным, и возложить на Министерство обязанность произвести финансирование указанного учреждения на приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации в кабинете трудового воспитания, в актовом зале на 120 мест, в помещении столовой на 120 мест за счет средств Республиканского бюджета. В судебном заседании представитель прокуратуры Целинного района РК Шилина Н.И. заявленные требования поддержала, просит удовлетворить требования в полном объеме. Представитель Министерства образования, науки и культуры РК Цохоров А.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснив суду, что представлений с прокуратуры Целинного района об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности в адрес Министерства образования, культуры и науки РК не поступало, более того, Министерство по своей инициативе обращалось с письменными запросами в к заместителю Председателя Правительства Республики Калмыкия, к заместителю Министра образования и науки РФ с заявкой на размещение государственного заказа на капитальный ремонт школы-интерната, и о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Калмыкия на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных образовательных учреждений в 2010 г., в настоящее время подготовлен проект соглашения между Министерством образования и науки РФ и администрацией Главы РК о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету РК на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе и на ГООУ «Верхнее-Яшкульская санаторная школа-интернат», по целевой статье 4361500 «Проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных образовательных учреждений», по виду расходов 010 «Фонд софинансирования», коду главного распорядителя средств федерального бюджета Бюджетной классификации 074, на условиях софинансирования. Поскольку бездействия с их стороны не усматривается, а финансирование на указанные цели на 2010 г. в Республиканском бюджете не запланировано, просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Представитель ГООУ «Верхне-Яшкульская санаторная школа-интернат» Авеев В.П. требования прокурора также не признал, ссылаясь на то, что ими неоднократно направлялись запросы и заявки о размещении заказа на капитальный ремонт ГООУ «Верхне-Яшкульская санаторная школа-интернат» на сумму 9 418 000 руб., в том числе и на установку и монтаж охранно-пожарного оборудования на сумму 196 072 руб. 32 коп. Указанная сумма также заложена в проект Соглашения между Министерством образования и науки РФ и администрацией Главы РК о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету РК на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Просит в удовлетворении иска отказать. Выслушав пояснения и доводы сторон, исследовав материалы дела, суд признает требования прокурора несостоятельными и подлежащими отклонению по следующим основаниям. Как следует из иска прокурора, Министерством образования, культуры и науки Республики Калмыкия не исполняется требование ОГПН по Целинному району по обеспечению пожарной безопасности в ГООУ «Верхне-Яшкульская санаторная школа-интернат», не осуществляется финансирование на приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации за счет средств Республиканского бюджета, в связи с чем, бездействие Учредителя следует признать незаконным, и возложить на указанное Министерство обязанность произвести финансирование школы-интернат на указанные цели за счет Республиканского бюджета. Заявляя указанные требования, прокурор ссылается на ст. 254 ГПК РФ и Федеральный закон «О пожарной безопасности». В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 1, 37, 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров; меры пожарной безопасности – это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности, и руководители организаций, в том числе лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их полномочий обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, и несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. В соответствии с п.п. 1, 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее по тексту – Правила), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313 требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ,…в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды; собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению. Как следует из Устава ГООУ «Верхнее-Яшкульская санаторная школа-интернат», данное Учреждение является государственным оздоровительным образовательным учреждением санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, имеет государственный статус, как санаторная школа-интернат для детей с малыми и затухающими формами туберкулеза, туберкулезно-контактных детей, дающая среднее образование государственного стандарта и служащая оздоровлению детей, является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках и кредитных учреждениях. Функции учредителя Учреждения осуществляет Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия. Отношения между Учреждением и Учредителем определяются договором, заключаемым в соответствии с законодательством РФ. Управление Учреждением осуществляется руководителем Учреждения, общим собранием Учреждения, Советом Учреждения. Как следует из акта проверки Номер обезличен от Дата обезличена г. и акта проверки Номер обезличен от Дата обезличена г. составленной в отношении ГООУ «Верхне-Яшкульская санаторная школа-интернат», главным государственным инспектором Целинного района по пожарному назору ФИО 1 проведены внеплановые проверки, в ходе которых им были выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности. На основании указанных актов проверки от Дата обезличена г. и от Дата обезличена г. прокуратурой Целинного района РК Дата обезличена г. внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности в адрес руководителя Учреждения - директора ГООУ «Верхне-Яшкульская санаторная школа-интернат» ФИО 2 Согласно указанному представлению прокурора Целинного района РК об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности от Дата обезличена г., руководителю Учреждения - директору ГООУ «Верхне-Яшкульская санаторная школа-интернат» предлагается безотлагательно рассмотреть данное представление с участием представителя прокуратуры района, принять меры к устранению нарушений закона и недопущению их впредь, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности заместителя директора по АХЧ ФИО 3 Из сообщения руководителя Учреждения – директора ГООУ «Верхне-Яшкульская санаторная школа-интернат» ФИО 2 от Дата обезличена г. исх. Номер обезличен следует, что представление от Дата обезличена г. Учреждением рассмотрено. Частично устранены нарушения, указанные в акте проверок. Так, в кабинете трудового воспитания удалена горючая деревянная отделка, светильники оборудованы защитными плафонами, в слесарном помещении на электрораспределительной коробке установлена защитная крышка, ввод электролиний в пищеблоке выполнен в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Ввиду отсутствия денежных средств автоматическая пожарная сигнализация в кабинете трудового воспитания не установлена, денежные средства из Министерства образования, науки и культуры РК в 2010 г. на указанные цели не поступали. Вышеуказанные документы, представленные прокурором в обоснование иска, подтверждают проведение проверки соблюдения требований пожарной безопасности в ГООУ «Верхне-Яшкульская санаторная школа-интернат» Дата обезличена г. и Дата обезличена г., направление прокурором представления в адрес руководителя данного учреждения ФИО 2, и требование о привлечении к дисциплинарной ответственности директора по АХЧ ФИО 3 Однако, доказательств, подтверждающих бездействие Министерства образования, науки и культуры РК, период бездействия Министерства, прокурором суду не представлено, в судебном заседании таковые не установлены. По представленным суду документам определить виновные действия Министерства образования, науки и культуры РК, либо определить конкретные виновные действия руководителей Министерства, которые не были опрошены прокурором по предмету заявленного спора, суду не представляется возможным. Более того, суд принимает во внимание пояснения представителя Министерства образования, науки и культуры РК ФИО 4 о том, что представлений с прокуратуры Целинного района об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности в адрес Министерства образования, культуры и науки РК не поступало, о том, что Министерство обращалось с письменными запросами в к заместителю Председателя Правительства Республики Калмыкия, к заместителю Министра образования и науки РФ с заявкой на размещение государственного заказа на капитальный ремонт школы-интерната, и о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Калмыкия на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных образовательных учреждений в 2010 г., о формировании соглашения между Министерством образования и науки РФ (главным распорядителем бюджетных средств) и администрацией Главы РК о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету РК на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе и на ГООУ «Верхнее-Яшкульская санаторная школа-интернат», по целевой статье 436 15 00 «Проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных образовательных учреждений», по виду расходов 010 «Фонд софинансирования», коду главного распорядителя средств федерального бюджета Бюджетной классификации 074, на условиях софинансирования. Таким образом, представленные прокурором документы не свидетельствуют о наличии виновных действий (бездействий) со стороны Министерства образования, науки и культуры Республики Калмыкия. При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований прокурора о признании бездействия Министерства образования, науки и культуры Республики Калмыкия по непринятию мер по выполнению требований пожарной безопасности незаконным ввиду их необоснованности. Также, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований прокурора о возложении на Министерство образования, науки и культуры РК обязанности произвести финансирование указанного Учреждения на приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации за счет средств Республиканского бюджета. Согласно закона Республики Калмыкия от 25 декабря 2009 г. № 161-IV-З «О Республиканском бюджете на 2010 г.» (с изменениями и дополнениями) по коду 614 на Министерство образования, культуры и науки РК, предусмотрены расходы по разделу 07 («Образование»), подразделу 02 («Общее образование»), с утверждением финансовых средств по целевой статье 422 00 00 и по разделу 11 (Межбюджетные трансферты), подразделу 02 («на Общее образование»), по целевой статье 436 15 00. Согласно приказа Министерства финансов РФ от 30 декабря 2009 г. № 150Н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» (с изменениями и дополнениями) раздел 07 "Образование" состоит из девяти подразделов и аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. По подразделу 02 «Общее образование" предусмотрены расходы на начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, а также на содержание и обеспечение учебного процесса общеобразовательных учреждений, учреждений по внешкольной работе с детьми, специальных (коррекционных) учреждений. По разделу 11 "Межбюджетные трансферты" предусмотрены финансовые средства, посредством межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам, а также иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. По указанной целевой статье 422 00 00 отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности школ-интернатов. По целевой статье 436 15 00 отражаются расходы федерального бюджета, связанные с предоставлением субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, а также расходы бюджетов субъектов по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований. Поступление в бюджеты субсидий на указанные цели отражается по соответствующим кодам вида доходов 000 2 02 02105 00 000 151 "Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений" классификации доходов бюджетов. И поскольку Республиканский бюджет на 2010 год, утвержден Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия 25 декабря 2009 г., расходы, связанные с проведением противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений из средств доходов Республиканского бюджета не предусмотрены, оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на Министерство обязанности произвести финансирование на приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации в кабинете трудового воспитания, в актовом зале на 120 мест, в помещении столовой на 120 мест в ГООУ «Верхне-Яшкульская санаторная школа-интернат» за счет средств Республиканского бюджета у суда не имеется. На основании вышеизложенного, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований прокурора Целинного района Республики Калмыкия отказать в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении заявления прокурора Целинного района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Министерства образования, науки и культуры Республики Калмыкия по неисполнению требований пожарной безопасности и возложении обязанности по установке автоматической пожарной сигнализации, и о возложении на Министерство обязанности произвести финансирование на приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации в кабинете трудового воспитания, в актовом зале на 120 мест, в помещении столовой на 120 мест в ГООУ «Верхне-Яшкульская санаторная школа-интернат» за счет средств Республиканского бюджета отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме. Председательствующий: ----- Т.П. Манжикова -----