защита прав потребителя и компенсации морального вреда



        Дело № 2-1624/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2010 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

          председательствующего судьи Манжиковой Т.П.

          при секретаре Кутлановой Э.М.,

рассмотрев в  закрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нактанова К.К. к  ООО  «ЕВР»  в лице филиала  «ЮЖ»    о компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Нактанов К.К. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что 7 июня 2010 г. в салоне «ЕВР», расположенном в г. Элиста по ул. ..., купил сотовый телефон, модель «Samsung   SGH-i900 WITU 8 GB WHITE»  IMEI 356041029389008, по цене 11 990 руб., при этом функции телефона ему разъяснены не были. В этот же день, в 16 час. 45 мин. он вернулся в магазин, чтобы обменять данный сотовый телефон на другую модификацию, но поскольку у него при себе не было паспорта он договорился с продавцом о встрече на следующий день. Дата обезличена. ему было отказано в обмене телефона.

Просит признать действия ответчика незаконными, обязать обменять указанный телефон на телефон другой модификации, и   взыскать в его пользу в  счет компенсации морального вреда 5 000 руб.

В судебном заседании Нактанов К.К. заявленные требования поддержал, просит его требования удовлетворить в  полном объеме.

Представитель ответчика ООО «ЕВР» в судебном заседании Головко А.С. иск не признал, пояснив, что Нактанов К.К. 8 июня 2010 г. обращался в магазин по месту приобретения товара с претензией, в которой требовал обменять товар на товар другой модели, ссылаясь на ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» и на то, что при продаже товара клиенту не был продемонстрирован товар и не была дана полная информация о приобретаемом товаре. Однако в удовлетворении его требований было отказано. Поскольку, согласно постановлению Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 сотовый телефон относится к бытовой радиоэлектронной аппаратуре и обмену не подлежит. Сотрудниками магазина было предложено покупателю сдать телефон на проверку качества и в случае если в телефоне обнаружится дефект, то компания могла бы удовлетворить все требования потребителя. Нактанов К.К. воспользовался данным правом и сдал телефон на проверку качества. 10 июня 2010 г. Нактанову К.К. было предложено прийти в салон для получения ответа на претензию, однако он отказался от получения ответа и отказался забирать телефон после проведения проверки качества.

Считает, что компанией ООО «ЕВР» не допущено нарушений Закона «О защите прав потребителей». Полагает, что правовых оснований для удовлетворения требований не имеется. Просит в  иске отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения и  доводы лиц, участвующих в  деле, исследовав материалы дела, суд признает исковые требования несостоятельными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.  

    В соответствии со ст. 15 Закона РФ  «О защите прав потребителей»  моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и  не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

 Как следует из материалов дела, Нактанов К.К. 7 июня 2010 г. приобрел сотовый телефон «Samsung   SGH-i900 WITU 8 GB WHITE»  IMEI 356041029389008 по цене 11 990 руб., что подтверждается кассовым чеком ООО «ЕВР» от 7 июня 2010 г. № 0062.

Из представленной суду претензии от 8 июня 2010 г. следует, что Нактанов К.К. ссылаясь на ст. 25 Закона «О защите прав потребителей»   просит обменять сотовый телефон «Samsung   SGH-i900 WITU 8 GB WHITE»  IMEI 356041029389008 на телефон другой модификации.

Согласно квитанции филиала «ЮЖ» ООО «ЕВР» от 8 июня 2010 г. № NIU68К464000040, от Нактанова К.К. принят для проверки качества сотовый телефон модель  «Samsung   SGH-i900 WITU 8 GB WHITE»  IMEI 356041029389008, серийный №  356041029389008.

 Из ответа не претензию от 10 июня 2010 г. указано, что 7 июня 2010 г. Нактановым К.К. приобретен телефонный аппарат модели  «Samsung   SGH-i900 WITU 8 GB WHITE»  IMEI 356041029389008 в салоне связи «ЕВР». При покупке ему были охарактеризованы потребительские свойства аппарата, одновременно получено руководство пользователя, в котором указана комплектация и функции приобретенного товара. Информация о товаре была предоставлена в полном соответствии с п. 3 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей». В удовлетворении просьбы по обмену на аналогичный товар Нактанову К.К. отказано.

Как следует из технического листа СЦ «ПРО-Сервис» № NК464000040 от 21 июня 2010 г., в результате проведения проверки качества аппарата модели  «Samsung   SGH-i900 WITU 8 GB WHITE», серийный номер: R8XZ353563YIMEI 356041029389008, сданного для проведения тестирования на вскрытие, залитие, механические повреждения, на момент проверки дефекты в телефоне не обнаружены. 

Из вышеуказанного следует, что телефонный аппарат модели  «Samsung   SGH-i900 WITU 8 GB WHITE»  IMEI 356041029389008 продан истцу надлежащего качества.

В соответствии с п. 1 ст. 502 ГК РФ покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму. Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

Перечень товаров, которые не подлежат обмену или возврату по указанным в настоящей статье основаниям, определяется в порядке, установленном законом или иными правовыми актами.

Согласно ст. 25 Закона «О защите прав потребителя» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.   Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, указанные нормы предусматривают  исключение из правил, когда непродовольственный товар надлежащего качества не подлежит обмену или возврату.

Перечень таких товаров, установлен Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №  55  «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации". 

Как следует из п. 11 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20 октября 1998 г. № 1222, от 06 февраля 2002 г. №  81), обмену и возврату не подлежат:   технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства).

И поскольку, телефонный аппарат модели  «Samsung   SGH-i900 WITU 8 GB WHITE»  IMEI 356041029389008, приобретенный истцом Нактановым К.К., согласно вышеуказанным правовым нормам, относится к  технически сложным товарам бытового назначения,   прошел проверку качества, и  дефекты при его продаже не обнаружены, телефон находится в  технически исправном состоянии, его возврат или обмен на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации законом не предусмотрено, неправомерных действий ответчика в  судебном заседании не установлено, правовых оснований для удовлетворения иска о компенсации морального вреда у  суда не имеется.    

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Нактанова К.К. к  ООО  «ЕВР»  в лице филиала  «ЮЖ»    о компенсации морального вреда в  размере 5 000 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия в  течение 10 дней через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

 

Председательствующий :       ... Т.П. Манжикова

...а