Дело № 2-2559/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации«25» октября 2010 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Андреевой А.В.,
при секретаре Очировой Р.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Немцовой М.И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Элисте Республики Калмыкия о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Немцова М.И. обратилась в суд с указанным иском (с учетом заявления от ххх г), ссылаясь на то, что ххх г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением пенсионного органа от ххх г. ей отказано в этом со ссылкой на отсутствие требуемого стажа. При этом в специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ххх г. по ххх г., с ххх г. по ххх г., с ххх г. по ххх г.; период работы с ххх г. по ххх г. медицинской сестры 2-го хирургического (гнойного) отделения Республиканской детской больницы учтен пенсионным органом календарно, так как по мнению ответчика ею не представлены документы, подтверждающие участие в качестве медицинской сестры хирургического отделения в проведении хирургических операций. Просила включить данные периоды работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в полуторном размере и назначить ей досрочную трудовую пенсию со дня обращения, то есть с ххх г.
В судебном заседании Немцова М.И. и её представитель Мучкаева Н.М. поддержали уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ГУ - УПФ РФ в г.Элисте РК ФИО1 иск не признал, пояснив, что решение Комиссии вынесено законно и обоснованно, на основании представленных в пенсионный орган документов.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, отказное пенсионное дело Немцовой М.И., суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Статья 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») предусматривает, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Как установлено в судебном заседании, ххх г. Немцова М.И. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением УПФ РФ в г.Элисте от ххх г. в удовлетворении заявления истице отказано. Основанием отказа послужила недостаточная продолжительность специального стажа. Из него исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ххх года, с ххх года, с ххх ххх года. Период работы с ххх года по ххх года в должности медсестры хирургического отделения – исчислен календарно. Специальный стаж на момент обращения Немцовой М.И. за назначением пенсии, по мнению пенсионного органа, составил *** года *** месяца *** дней.
Согласно записям ***, *** в трудовой книжке, ххх г. Немцова М.И. принята медсестрой отделения анестезиологии и реанимации Республиканской ... больницы, ххх г. переведена медсестрой хирургического отделения, где работает по настоящее время.
Показаниями свидетеля ФИО2 установлено, что он работает заведующим хирургического отделения РГУ «Республиканская ... больница», Немцова М.И., являясь постовой медсестрой фактически исполняла функциональные обязанности медсестры хирургического отделения. В случае отсутствия перевязочной медсестры осуществляла перевязку больным, а при необходимости ассистировала врачу при проведении малых операций.
Свидетель ФИО3 показал, что Немцова М.И. работает дежурной медсестрой хирургического отделения РГУ «Республиканская ... больница», выполняет функции перевязочной медсестры и процедурной медсестры.
У суда нет оснований сомневаться в достоверности показаний свидетелей, так как личной заинтересованности в результате рассмотрения дела судом не усматривается, их показания являются последовательными и не противоречат установленным обстоятельствам дела.
На момент осуществления Немцовой М.И. деятельности медицинской сестры хирургического отделения Республиканской ... больницы действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым предусмотрена должность медсестры хирургического профиля стационаров, специалисты всех наименований. Указанное постановление утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953.
Кроме того, работа истицы, осуществляемая до 1 ноября 1999 года, также подлежала зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, предусматривающим, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, предусматривавших, что в специальный стаж подлежит включению работа, врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
С принятием Списка должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, указанное постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 утратило силу, однако в нем также предусмотрена должность медицинской сестры хирургического отделения.
Таким образом, работникам (среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров) здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в соответствующем Списке, 1 год работы засчитывается за 1 год и 6 месяцев.
Согласно сведению персонифицированного учета подтвержден льготный стаж Немцовой М.И. в ГУ «Республиканская ... больница» с ххх года по ххх года.
Следовательно, период работы Немцовой М.И. с ххх г. по ххх г. в должности медсестры 2-го хирургического отделения (гнойная половина) Республиканской ... больницы подлежит включению в специальный стаж в льготном порядке в полуторном размере.
Правовых оснований для включения других оспариваемых периодов работы истицы после 1 ноября 1999 года (с ххх г. по ххх, с ххх г. по ххх г., с ххх г. по ххх г.) в специальный стаж в льготном исчислении в полуторном размере отсутствуют, поскольку в указанные периоды Немцова М.И. осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Трудовые обязанности перевязочной и операционной сестры выполняло в период их отсутствия, в режиме сокращенной продолжительности рабочего времени. Выполнение трудовой функции медсестры другого профиля, отличающейся по своему содержанию от трудовой функции операционной сестры, как указано выше, право на льготное исчисление стажа для назначения досрочной пенсии после 1 ноября 1999 года не дает. Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица подтверждается, что работодатель представил данные по оспариваемым периодам, не указав особые условия труда.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства, подтверждающие наличие оснований для исчисления оспариваемых периодов в льготном порядке полуторном размере в материалах дела отсутствуют, не представлены они истицей, её представителем и в судебном заседании.
Доводы истицы о том, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ххх г. по ххх г., с ххх г. по ххх г., с ххх г. по ххх г. подлежат включению в стаж для назначения досрочной трудовой, суд находит обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с действовавшим на момент существования соответствующих правоотношений законодательством (ст. 198, 199 КЗоТ РСФСР) за истицей в периоды с ххх г. по ххх г., с ххх г. по ххх г. сохранялось рабочее место, заработная плата, работодателем производились отчисления в бюджет и внебюджетные фонды.
Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 года № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.) в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности).
В силу ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Как установлено судом, в указанные периоды истица работала в должности медсестры хирургического отделения (гнойная половина), то есть Немцова М.И. направлялась на курсы повышения квалификации в период работы, подлежащей включению в специальный трудовой стаж. Эта работа непосредственно предшествовала и непосредственно следовала за периодом нахождения на курсах повышения квалификации.
Согласно выпискам из приказов главного врача Республиканской ... больницы *** от ххх г., *** от ххх г. Немцова М.И., занимая должность медсестры 2-го хирургического отделения (гнойная половина), направлялась на курсы повышения квалификации на период с ххх г. по ххх г., с ххх г. по ххх г. соответственно, с сохранением заработной платы.
Из выписки из приказа главного врача Республиканской ... больницы *** от ххх г. следует, что Немцова М.И., занимая должность медсестры 2-го хирургического отделения (гнойная половина), направлялась на курсы повышения квалификации на период с ххх г. по ххх г. с сохранением заработной платы.
Поскольку Немцова М.И. находилась на курсах повышения квалификации в период их гарантированного включения в стаж работы, дающей право на специальное (льготное) пенсионное обеспечение, при определении права на назначении досрочной пенсии на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ данные периоды должны быть включены в специальный стаж.
Таким образом, с учетом периода работы Немцовой М.И. в должности медсестры 2-го хирургического отделения (гнойная половина) Республиканской ... больницы с ххх по ххх г. в льготном исчислении в полуторном размере; периодов нахождения на курсах повышения квалификации - с ххх г. по ххх г., с ххх г. по ххх г., с ххх г. по ххх г. в льготном исчислении в полуторном размере, специальный стаж Немцовой М.И. на момент обращения за назначением пенсии (ххх г.) составил менее требуемой продолжительности специального стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требования о назначении досрочной пенсии со дня обращения в пенсионный орган, то есть с ххх г. не имеется, поскольку в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения, но не ранее дня возникновения права на пенсию.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу Немцовой М.И. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Немцовой М.И. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия включить в стаж работы Немцовой М.И., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ххх г. по ххх г., с ххх г. по ххх г., с ххх г. по ххх г. в льготном исчислении в полуторном размере; период работы в должности медсестры 2-го хирургического отделения (гнойная половина) Республиканской ... больницы с ххх по ххх г. в льготном исчислении в полуторном размере.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элиста в пользу Немцовой М.И. расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.В. Андреева