Дело № 2-2844/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 ноября 2010 года г.Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего - судьи Чуева Д.Ю.,
при секретаре Хейчиевой М.С.,
с участием прокурора Очирова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинного района Республики Калмыкия в интересах Добжаевой А.Ю. к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о предоставлении субсидии на приобретение жилья,
у с т а н о в и л:
Прокурор Целинного района Республики Калмыкия обратился в суд в интересах Добжаевой А.Ю. с указанным иском к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК, мотивируя следующим.
В прокуратуру Целинного района РК обратилась Добжаева А.Ю. с заявлением о нарушении ее жилищных прав. На основании данного заявления прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что родители Добжаевой А.Ю., ФИО1 и ФИО2, на основании судебного решения были лишены родительских прав. ххх ФИО1 умерла в <данные изъяты>. Согласно сведениям *** сельского муниципального образования Добжаева А.Ю. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории учета детей-сирот. Добжаева А.Ю. проживает у родственников по адресу: ***, собственного жилья не имеет. ххх Добжаева А.Ю. окончила <данные изъяты> и получила аттестат о среднем (полном) общем образовании. В настоящее время она обучается в ГОУ ВПО <данные изъяты>. Просит суд возложить на Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК обязанность предоставить Добжаевой А.Ю. по месту жительства из средств республиканского бюджета субсидию на приобретение жилья не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании прокурор Очиров О.В. поддержал заявленные требования, сославшись на доводы указанные в иске.
Истец Добжаева А.Ю. иск прокурора поддержала, пояснив, что действительно в настоящее время жильем не обеспечена и проживает в свободное от учебы время у родственников в ***. После окончания средней школы поступила в высшее учебное заведение - ГОУ ВПО <данные изъяты>. Форма обучения в указанном учебном заведении у нее очная, проживает в общежитии и находится на государственном обеспечении.
Представитель Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее - Агентства) ФИО3 исковые требования не признал, пояснив, что иск прокурором в интересах Добжаевой А.Б. заявлен преждевременно, поскольку последняя в настоящее время обучается в ГОУ ВПО <данные изъяты> и находится на государственном обеспечении.
Представитель Троицкого сельского муниципального образования РК ФИО4 в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В удовлетворении исковых требований не возражает. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного участника процесса.
Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд находит исковое заявление прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 6 ФЗ № 189 от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 1 ФЗ № 159 от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В ст. 8 вышеуказанного закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии со ст. 5 вышеуказанного закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 6 Закона Республики Калмыкия № 262- III-З от 05 апреля 2006г. «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или признанные в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются по месту жительства уполномоченным Правительством Республики Калмыкия органом исполнительной власти Республики Калмыкия вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Калмыкия № 264-III-З от 25 апреля 2006 г. «О регулировании жилищных отношений в Республике Калмыкия» учет граждан, отнесенных к категории нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по месту жительства органом местного самоуправления. Орган местного самоуправления после признания гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении, ставит указанного гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, которые ставятся на учет нуждающихся в жилых помещениях, признаются не имеющие жилой площади дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 указанного закона - предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не имеющим жилой площади, осуществляется из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия в порядке, установленном Правительством Республики Калмыкия.
Как видно из материалов дела, Добжаева А.Ю. родилась ххх в ***, ее родителями являются ФИО2 и ФИО1, которые на основании судебного решения от ххх лишены родительских прав в отношении своей дочери Добжаевой А.Ю. Мать истца ФИО1 умерла ххх в *** (свидетельство о рождении №, выданное *** ЗАГС РК ххх; решение *** народного суда РК от ххх; свидетельство о смерти №, выданное *** отделом ЗАГС РК ххх).
Постановлением Представителя Президента РК в *** № от ххх опекунами над несовершеннолетней Добжаевой А.Ю. назначены ФИО5 и ФИО6 Постановлением Главы Администрации *** сельского муниципального образования № от ххх попечителем несовершеннолетней Добжаевой А.Ю. назначена ее сестра - ФИО7. В настоящее время Добжаева А.Ю. собственного жилья не имеет, проживает в домовладении тети ФИО8 по адресу: *** (справка о составе семьи № от ххх; выписка из похозяйственной книги от ххх; справка *** отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № от ххх; сведения из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК № от ххх).
Справкой Администрации Троицкого сельского муниципального образования № от ххх подтверждается, что Добжаева А.Ю. действительно состоит на льготном учете (дети-сироты) в качестве нуждающейся в жилом помещении под № № (учетное дело №).
Из смысла абзаца 2 ч.1 ст.8 ФЗ № 159 от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и абзаца 2 ч.1 ст.6 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2006 г. «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Калмыкия» право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение вне очереди жилой площадью возникает после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В судебном заседании установлено, что Добжаева А.Ю. в настоящее время обучается по очной форме в высшем учебном заведении - ГОУ ВПО <данные изъяты>, расположенном в ***, где проживает в общежитии и находится на государственном обеспечении. Факт учебы истца в указанном учебном заведении подтверждается пояснениями истца и студенческим билетом №, выданным Добжаевой А.Ю. ххх
Таким образом, суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что иск прокурора Целинного района РК в интересах Добжаевой А.Ю. является преждевременным, поскольку право Добжаевой А.Ю. на получение субсидии на приобретение жилья возникнет после окончания ее пребывания в образовательном учреждении (ГОУ ВПО <данные изъяты>).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска прокурора Целинного района РК в интересах Добжаевой А.Ю. о предоставлении субсидии на приобретение жилья в связи с его необоснованностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении искового заявления прокурора Целинного района Республики Калмыкия в интересах Добжаевой А.Ю. к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о предоставлении субсидии на приобретение жилья, - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд.
Председательствующий: (подпись) Д.Ю.Чуев
«Копия верна». Судья Д.Ю.Чуев