по заявлению об оспаривании решения МВД по РК по отказу в выдаче справки о реабилитации



Дело № 2-2990/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 декабря 2010 года                                          г. Элиста

    Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего - судьи Чуева Д.Ю.,

при секретаре Бадмаеве С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Топкураевой О.П. об оспаривании решения Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия (далее по тексту – МВД по РК) по отказу в выдаче справки о реабилитации,

у с т а н о в и л:

Топкураева О.П. обратилась в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования следующим.

В ххх г. ее родители были подвергнуты депортации по национальному признаку и выселены из *** в ***. Она родилась ххх в ***, то есть в период нахождения ее родителей на спецпоселении. Впоследствии ее родители были реабилитированы. При обращении в МВД по РК с заявлением о выдаче справки о реабилитации, ей было отказано в связи с тем, что она родилась после издания Указа ПВС СССР № 134/33 от 17 марта 1956 г., то есть после снятия с учета спецпоселения. Считает данный отказ незаконным, так как фактически их семья возвратилась на родину только ххх г. Просит суд признать решение МВД по РК об отказе в выдаче справки о реабилитации незаконным и обязать их выдать ей справку о реабилитации.

Заявитель Топкураева О.П. в судебном заседании свои требования поддержала в полном объеме.

Представитель заинтересованного органа в лице МВД по РК в судебное заседание, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился. В силу статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного органа.

Выслушав заявителя, исследовав и оценив материалы дела, суд находит требования Топкураевой О.П. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

     В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, отец заявителя ФИО1 был выселен в административном порядке по национальному признаку (калмыки) из *** (свидетельство о рождении , выданное *** ххх; справка о реабилитации , выданная МВД по РК ххх).

Из указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 г. следует, что Калмыцкая АССР ликвидирована.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 28 декабря 1943 г. все калмыки, проживающие в КАССР и Ростовской области, выселены в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области.

В 1956 г. высший орган государственной власти СССР признал нецелесообразным дальнейшее ограничение в правовом положении спецпоселенцев - калмыков и членов их семей.

Принятым 17 марта 1956 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР калмыки, выселенные в период Великой Отечественной войны, сняты с учета спецпоселения и освобождены из-под административного надзора органов внутренних дел.

Одновременно данным Указом предусмотрено, что снятие ограничений по спецпоселению не влечет за собой возвращение калмыкам имущества, конфискованного при выселении, и они не имеют права возвращаться в места, откуда они были выселены.

Данные ограничения существовали до 9 января 1957 г. и только после принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании Калмыцкой Автономной области в составе РСФСР» все калмыки получили право беспрепятственного выезда в места, откуда они были депортированы в годы войны.

             Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. восстановлена национальная автономия калмыцкого народа и образована Калмыцкая автономная область в составе Ставропольского края.

Этим же Указом были признаны утратившими силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 г. «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» и статья 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 17 марта 1956 года в части запрещения калмыкам возвращаться на прежнее место жительства.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР» утвержден 11 февраля 1957 года согласно статьи 1 Закона СССР «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов» от 11 февраля 1957 г.

Принимая во внимание, что Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 года «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР» официально утвержден как правовой документ 11 февраля 1957 г., которым и восстановлена государственность калмыцкого народа, следует признать, что имевшиеся в отношении калмыков ограничения, носившие политический характер, так как применялись государством в связи с признанием калмыков социально опасными по национальному признаку, законодательно действовали до 11 февраля 1957 г.

Как следует из вышеуказанных нормативных актов законодательные ограничения по свободному передвижению граждан калмыцкой национальности действовали до 11 февраля 1957 г.

Из письма Информационного центра МВД РК от 25 ноября 2010 г. за исх. № 12/1624 следует, что органами внутренних дел Топкураевой О.П. в реабилитации отказано в связи с тем, что она родилась после снятия с учета спецпоселения, документальных сведений о применении к ней репрессий не имеется.

В соответствии со ст. 1.1 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», подвергшимся политическим репрессиям и подлежащим реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, спецпоселении.

В связи с вышеизложенным, суд не может согласиться отказом МВД по РК в признании Топкураевой О.П. подвергшейся политическим репрессиям, так как такая позиция противоречит вышеуказанным нормативным актам и установленным судом обстоятельствам.

Таким образом, в результате незаконных решений государственных органов конституционные права Топкураевой О.П. были существенно ущемлены.

Указанные ограничения носили политический характер, так как применялись государством, в связи с признанием родителей заявителя социально опасными по национальному (калмыки) признаку.

Следовательно, действия Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия по отказу Топкураевой О.П. в выдаче справки о реабилитации следует признать незаконными.

При таких обстоятельствах, требования заявителя суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Топкураевой О.П. удовлетворить.

Действия Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия по отказу Топкураевой О.П. в выдаче справки о реабилитации признать незаконными.

Обязать Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия выдать Топкураевой О.П., родившейся ххх в ***, справку о реабилитации.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд в течение 10 дней со дня его провозглашения.

Председательствующий:    подпись                Д.Ю. Чуев