№ 2-3059/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2010 года г.Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Карвеновой Е.В.,
при секретаре Ванькаевой Б.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Настиновой Г.Б. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Элиста» о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости,
установил:
Настинова Г.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Элиста» (далее УПФ) о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, мотивируя тем, что она занимается педагогической деятельностью с ххх года. С ххх года по настоящее время она работает преподавателем в <данные изъяты>. ххх специалист по кадрам образовательного учреждения ФИО1, в должностные обязанности, которой входит оформление документов, необходимых для назначения пенсий работникам организации, обратилась в УПФ с целью подачи её документов для досрочного назначения пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. УПФ по истечении двух месяцев возвратило ее документы, сообщив, что она не имеет достаточного педагогического стажа, так как периоды курсов повышения квалификации, дополнительных учебных и иных отпусков не включаются в стаж, и ей не хватает до выслуги около десяти месяцев. ххх года она прочла в журнале консультацию юриста по аналогичному вопросу, где разъяснялось, что данные периоды должны быть включены в специальный педагогический стаж. В этой связи она обратилась с документами в УПФ ххх. В назначении пенсии ему было отказано, в стаж дающий право на досрочную пенсию не включили периоды отпуска без содержания с ххх по ххх; ххх по ххх; ххх; ххх по ххх; ххх по ххх; ххх по ххх; ххх; курсы повышения квалификации с ххх по ххх; учебные отпуска с ххх по ххх; ххх по ххх;ххх по ххх; ххх по ххх; ххх по ххх; дополнительные отпуска с ххх по ххх; ххх по ххх; ххх по ххх. Просила суд обязать УПФ включить в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости указанные периоды и назначить льготную пенсию с момента обращения в УПФ – ххх.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования.
Представитель УПФ возражал по заявленным исковым требованиям.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, Настинова Г.Б. ххх обратилась в УПФ за досрочным назначением трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением Комиссии УПФ по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ххх ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа педагогической деятельности. При этом из специального стажа истца исключены периоды нахождения в отпуске без содержания с ххх по ххх; ххх по ххх; ххх; ххх по ххх; ххх по ххх; ххх по ххх; ххх; курсы повышения квалификации с ххх по ххх; учебные отпуска с ххх по ххх; ххх по ххх;ххх по ххх; ххх по ххх; ххх по ххх; дополнительные отпуска с ххх по ххх; ххх по ххх; ххх по ххх.
Согласно п.п.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ст.66 Трудового Кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника
в период выполнения данной работы (деятельности).
Из записей в трудовой книжке Настиновой Г.Б. следует, что приказом №* от ххх по <данные изъяты> ей как <данные изъяты> вменено преподавание хореографических дисциплин, с ххх переведена преподавателем и проработала в указанной должности до ххх ххх приказом №* от ххх она принята преподавателем в <данные изъяты>, где работает по настоящее время, что подтверждается записью в трудовой книжке истца.
По представленным приказам <данные изъяты> №* от ххх, №* от ххх, №* от ххх, №* от ххх, №* от ххх истцу предоставлялись учебные отпуска с ххх по ххх; ххх по ххх;ххх по ххх; ххх по ххх; ххх по ххх.
В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953, п. 3 приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Поскольку Настинова Г.Б., осуществляя в период с ххх по настоящее время педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права - с ххх по ххх год, а потому с учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии со ст.116 Трудового Кодекса РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников… Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Коллективным договором <данные изъяты> предусмотрены порядок и условия предоставления дополнительного отпуска для работников, имеющих ненормированный рабочий день.
В соответствии с п. 5.13 и п.5.10 данного договора приказами ГОУ СПО <данные изъяты> №* от ххх, №* от ххх, №* от ххх Настиновой Г.Б. предоставлялись дополнительные отпуска с ххх по ххх; ххх по ххх; ххх по ххх за работу без больничного листа в течение учебного года и за ненормированные рабочие дни.
Приказом №* от ххх истец была освобождена от работы с сохранением заработной платы с ххх по ххх для прохождения курсов повышения квалификации
Указанные отпуска предоставлялись Настиновой Г.Б. в период работы, подлежащей включению в специальный трудовой стаж. Эта работа непосредственно предшествовала и непосредственно следовала за указанными периодами, за истцом сохранялось рабочее место, заработная плата, работодателем производились отчисления в бюджет и внебюджетные фонды.
Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития РФ № 4 от 17 октября 2003г. «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27, 28 Закона от 17 декабря 2001г.) в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности).
Поскольку Настинова Г.Б. находилась на курсах повышения квалификации и дополнительных отпусках в период их гарантированного включения в стаж работы, дающей право на специальное (льготное) пенсионное обеспечение, при определении права на назначение досрочной пенсии на основании ст.ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» данные периоды также должны быть включены в специальный стаж.
Время нахождения Настиновой Г.Б. на курсах повышения квалификации, учебных отпусках и дополнительных отпусках в период ее работы в <данные изъяты>, подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку возможность зачета указанных периодов в льготном исчислении законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, требование Настиновой Г.Б. о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации, учебных отпусках и дополнительных отпусках в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, является обоснованным.
Требование истца о назначении пенсии с ххх года не подлежит удовлетворению по следующему основанию.
Как видно из материалов отказного пенсионного дела, исследованного в судебном заседании, Настинова Г.Б. обратилась в УПФ с заявлением о назначении пенсии со всеми необходимыми документами ххх года.
В силу ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии).
Следовательно, УПФ обязано назначить Настиновой Г.Б. пенсию с ххх года.
Доказательства обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии ххх истцом суду не представлены.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на УПФ обязанности назначить пенсию с ххх года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Настиновой Г.Б. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Элисте» включить Настиновой Г.Б. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ххх по ххх; учебные отпуска с ххх по ххх; ххх по ххх;ххх по ххх; ххх по ххх; ххх по ххх; дополнительные отпуска с ххх по ххх; ххх по ххх; ххх по ххх в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Элисте» назначить Настиновой Г.Б. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения – ххх года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течение 10 дней через Элистинский городской суд.
Председательствующий: Карвенова Е.В.