Дело № 2-3201/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2010 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Богзыковой Е.В.
при секретаре судебного заседания Батыревой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Баучкиной К.А. к Агентству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о предоставлении вне очереди субсидии на приобретение жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Баучкина К.А., ххх г.р., обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Её мать ФИО1. умерла ххх года. После смерти матери над ней было оформлено опекунство, опекуном назначена её тётя ФИО2 по распоряжению Мэрии г.Элисты №* от ххх года. Она переехала из (адрес) и проживала в семье опекуна, окончила МОУ «СОШ №*. ххх года её отец ФИО3 был лишен в отношении неё родительских прав по решению ххх районного суда РК. ххх поставлена на учет в Мэрии г.Элисты в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «дети-сироты». До настоящего времени жилье не предоставлено.
Просил обязать Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить ей вне очереди субсидию на приобретение жилого помещения из расчета как на одиноко проживающего гражданина.
В судебное заседание Баучкина К.А., представитель Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия не явились несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.
Представитель Баучкиной К.А. ФИО4 исковые требования поддержал.
Третье лицо на стороне ответчика - представитель Мэрии г. Элисты ФИО5 в удовлетворении исковых требований не возражал.
Выслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, обозрев учетное дело Баучкиной К.А., суд приходит к выводу об обоснованности и необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 6 Федерального закона № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно статье 1 Федерального закона № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
В статье 8 названного закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии со статьей 5 вышеуказанного закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 6 Закона Республики Калмыкия № 262- III-З от 5 апреля 2006 года «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или признанные в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются по месту жительства уполномоченным Правительством Республики Калмыкия органом исполнительной власти Республики Калмыкия вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2006 года № 264-III-З «О регулировании жилищных отношений в Республике Калмыкия» (в редакции от 27 июня 2008 года) учет граждан, отнесенных к категории нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по месту жительства органом местного самоуправления. Орган местного самоуправления после признания гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении, ставит указанного гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, которые ставятся на учет нуждающихся в жилых помещениях, признаются не имеющие жилой площади дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно статье 8 указанного закона предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не имеющим жилой площади, осуществляется из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия в порядке, установленном Правительством Республики Калмыкия.
В судебном заседании установлено, что истец Баучкина К.А., ххх г.р., отнесена к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, в ххх году окончила средне-специальное учебное заведение, закрепленного жилья не имеет, с ххх года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях. Жилое помещение ей не предоставлено.
Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
Согласно свидетельству о рождении серии №*, выданному (данные изъяты), Баучкина К.А. родилась ххх года в (данные изъяты), о чем ххх года составлена запись акта о рождении №*; родители: отец ФИО3, мать ФИО1.
В соответствии со свидетельством о смерти серии №*, выданным (данные изъяты) ххх года, ФИО1 умерла ххх года в (данные изъяты).
Согласно решению ххх районного суда Республики Калмыкия от ххх года ФИО3 лишен родительских прав в отношении дочери Баучкиной К.А., родившейся ххх года в (данные изъяты), сына ФИО6, родившегося ххх года в (данные изъяты).
Распоряжением Представителя Президента РК в г.Элисте от ххх года №* ФИО2 назначена опекуном над несовершеннолетней племянницей Баучкиной К.А., ххх г.р., и её имуществом. За несовершеннолетней сохранена доля жилплощади по адресу: (адрес).
Согласно справкам администрации (данные изъяты) от ххх года за исх. №* Баучкина К.А., ххх г.р., по ххх года проживала с ФИО1, ххх г.р., по адресу: (адрес) в жилом доме, находящемся в ведомстве (данные изъяты), собственного недвижимого имущества Баучкины не имели.
По пояснениям представителя истца, не оспоренным ответчиком, дом № (адрес) был снесен в ххх году.
Из справки Участка №* паспортно-регистрационной службы МУ «Дирекция единого заказчика» от ххх года за исх. №* следует, что Баучкина К.А., ххх г.р., зарегистрирована по месту жительства с ххх года по адресу: (адрес).
Согласно выписке из лицевого счёта основного квратиросъёмщика, выданной Участком №* паспортно-регистрационной службы МУ «Дирекция единого заказчика» от ххх года за исх. №*, в квартире по адресу: (адрес), общей площадью ххх кв.м, жилой площадью ххх кв.м, зарегистрированы: Баучкина К.А., ххх г.р., с ххх года, предыдущий адрес: (адрес), ФИО7, ххх г.р., ФИО8, ххх г.р., ФИО9, ххх г.р., ФИО10, ххх г.р., ФИО4, ххх г.р., ФИО11, ххх г.р.
Из обозренного учетного дела Баучкиной К.А. следует, что Баучкина К.А. на основании её заявления от ххх года принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно Постановлению Мэрии г.Элисты от ххх года №* с составом семьи ххх человек.
Из диплома о начальном профессиональном образовании серии №*, регистрационный №*, выданным ххх года Государственным образовательным учреждением начального профессионального образования профессиональный лицей №*, следует, что решением Государственной аттестационной комиссии от ххх года Баучкиной К.А. присвоена квалификация по профессии (данные изъяты).
По материалам учетного дела, по сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК, Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РК недвижимое имущество - земельные участки, жилые и нежилые помещения у Баучкиной К.А. отсутствуют.
Материалами учётного дела подтверждается, что Баучкина К.А. не имел и не имеет закрепленного жилья, нуждается в получении жилья, до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, истцу должна быть предоставлена вне очереди субсидия на приобретение жилого помещения из средств бюджета Республики Калмыкия.
Предоставление вне очереди жилых помещений или субсидии на его приобретение не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Право на получение жилья возникло у истца в ххх года и до настоящего времени не реализовано. В настоящее время истец проживает в (адрес) и состоит на учете нуждающихся в жилом помещении в (адрес). В связи с этим ей должна быть предоставлена субсидия исходя из нормы предоставления в (адрес).
В соответствии с п.14 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия № 357 от 22 ноября 2005 года Министерство строительства и архитектуры Республики Калмыкия осуществляет обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения или признанных в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, субсидией на строительство или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета или жилой площадью по месту жительства вне очереди не ниже установленных социальных норм в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.
Согласно п. 3 Указа Главы Республики Калмыкия № 195 от 1 декабря 2007 года «О совершенствовании органов исполнительной власти Республики Калмыкия» Министерство строительства и архитектуры Республики Калмыкия переименовано в Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, последнему переданы функции ликвидируемых Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Республики Калмыкия, Комитета по управлению автомобильными дорогами Республики Калмыкия.
На основании указанных правовых актов обеспечение Баучкиной К.А. жильем как ребенка, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, не имеющей жилого помещения и нуждающейся в его предоставлении, должно быть возложено на Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.
В соответствии с ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно п. 2 статьи 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Таким образом Баучкиной К.А. должна быть предоставлена вне очереди субсидия на приобретение жилого помещения, как на одиноко проживающего гражданина.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Баучкиной К.А. В связи с этим с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере (данные изъяты) руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Баучкиной К.А. удовлетворить.
Обязать Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обеспечить Баучкину К.А. вне очереди субсидией на приобретение жилого помещения как одиноко проживающего гражданина.
Взыскать с Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в пользу Баучкиной К.А. расходы по государственной пошлине в размере (данные изъяты) руб.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Е.В. Богзыкова