Дело № 2-588/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2011 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Фурманова И.В.,
при секретаре Биткеевой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Республики Калмыкия в интересах Оджаевой А.Т. к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, Мэрии г.Элисты, о признании отказа в выдаче субсидии из средств федерального бюджета незаконным и возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилья,
у с т а н о в и л:
Прокурор Республики Калмыкия обратился в суд в интересах Оджаевой А.Т. с иском к Мэрии г.Элисты и Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее – Министерство), мотивируя тем, что Оджаева А.Т. является ветераном-участником Великой Отечественной войны (далее – ВОВ), проживает с составом семьи ххх человек по адресу: <адрес>, общая площадь дома составляет ххх кв.м. По состоянию на ххх год состоит в очереди ветеранов ВОВ. ххх Оджаевой А.Т. отказано в выдаче субсидии в связи с обеспеченностью жильем 18 кв.м., так как она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Прокурор полагает, что права Оджаевой А.Т. нарушены, поскольку необходимо исходить не из числа собственников недвижимого имущества, а из числа проживающих в нем лиц. Согласно выписке из домовой книги от ххх по вышеуказанному адресу вместе с Оджаевой А.Т. зарегистрированы и проживают ххх человек. Просил суд признать отказ Министерства в выдаче Оджаевой А.Т. субсидии за счет средств федерального бюджета незаконным и возложить на ответчика обязанность предоставить указанную субсидию.
В судебном заседании истица Оджаева А.Т., прокурор Ильжиринова О.В. заявленные исковые требования поддержали, просили суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1 в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признал.
Представитель Мэрии г. Элисты ФИО2 не возражал против удовлетворения заявленного иска.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета. Обеспечение жильем осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Оджаева А.Т. является ветераном-участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, предусмотренные ФЗ № 5 от 12 января 1995 года «О ветеранах». ххх она принята на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как участник ВОВ (удостоверение серии <данные изъяты>.
Из сообщения председателя жилищной комиссии при Мэрии г. Элисты № от ххх следует, что в соответствии с постановлением Правительства РК № 190 от 26 мая 2006 года межведомственной комиссией по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов жилыми помещениями (протокол № от ххх) Оджаевой А.Т. отказано в выдаче субсидии в связи с тем, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью ххх кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, обеспеченность жильем превышает 18 кв.м.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность нанимателя жилого помещения либо члена его семьи менее учетной нормы на одного человека.
Решением Элистинского городского собрания №12 от 31 августа 2006 года установлена учетная норма площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека.
В силу ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 мая 2006 года № 190 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года и до 01 марта 2005 года», утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, определенных ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций (далее– Порядок).
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 мая 2006 года № 190 функции по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.
Пунктом 2 Порядка мера социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется в форме субсидии на строительство или приобретение жилья в собственность.
Из Указа Главы Республики Калмыкия № 330 от 03 ноября 2010 года «О совершенствовании органов исполнительной власти Республики Калмыкия» следует, что Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия переименовано в Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.
В силу Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. № 714 жильем обеспечиваются нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Как следует из материалов дела, выписки из домовой книги от ххх, в жилом доме вместе с Оджаевой А.Т. зарегистрированы и проживают ххх человек. Таким образом, основания постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не изменились, обеспеченность жильем Оджаевой А.Т. составляет менее 18 кв.м.
Согласно п. 9 Порядка единственным основанием для отказа в выдаче субсидии является непредставление документов, указанных в п. 8 данного Порядка.
Оджаевой А.Т. в соответствии с п.п.8,9 Порядка в Мэрию г.Элисты представлены все необходимые документы в установленные законом сроки.
Таким образом, субсидия на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета является мерой социальной поддержки, предоставление которой, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», не ставится в зависимость от имущественного положения гражданина. По этому основанию отказ ответчика в предоставлении Оджаевой А.Т. как ветерану-участнику Великой Отечественной войны субсидии на приобретение жилого помещения является незаконным, нарушает ее право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением как участника Великой Отечественной войны.
При таких обстоятельствах требования прокурора в интересах Оджаевой А.Т. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Республики Калмыкия в интересах Оджаевой А.Т. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в предоставлении Оджаевой А.Т. субсидии на приобретение жилого помещения.
Обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить Оджаевой А.Т. как ветерану-участнику Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета по месту жительства субсидию на приобретение в собственность жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Калмыкия в течение 10 дней через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий И.В. Фурманов