Дело № 2-711/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2011 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Андреевой А.В.,
при секретаре Лиджиевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эрдни-Горяева В.С. к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, как на одиноко проживающего гражданина.
у с т а н о в и л:
Эрдни-Горяев В.С., ххх рождения, обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что его мать ФИО1, умершая ххх, являлась одинокой матерью. После смерти матери он находился под опекой тёти ФИО2 и проживал по адресу: <адрес>. С ххх г. по ххх г. учился в ФГОУ СПО <данные изъяты> Постановлением Мэрии г. Элисты от ххх № поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в льготный (внеочередное получение жилья) список. В настоящее время проживает в жилом помещении по договору найма, своего жилья не имеет. Ссылаясь на Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ч.5 ст. 57 ЖК РФ, просил обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обеспечить его вне очереди субсидией на приобретение жилого помещения, как на одиноко проживающего гражданина.
В судебном заседании Эрдни-Горяев В.С. просил удовлетворить требования, пояснив, что является студентом <данные изъяты>, местом проживания в общежитии обеспечен.
Представитель ответчика - Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее Министерства) Кукенов С.А. исковые требования признал частично, пояснив, что истец как ребенок-сирота имеет право на получение жилья, но в порядке очередности. Предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем истцу будет осуществлено за счет средств республиканского бюджета путем социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в собственность в безналичной форме и в порядке очередности по дате постановки на учет.
Третье лицо на стороне ответчика - представитель Мэрии г. Элисты Басангов Д.Н. против удовлетворения исковых требований не возражал.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, обозрев учетные дела Эрдни-Горяева В.С., суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в её статье 7 (часть1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определённых категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и дур.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
Согласно абзацу 2 ч.1 ст. 8 Федерального закона № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения содержатся в абзаце 2 ч.1 ст. 6 Закона Республики Калмыкия № 262- III-З от 05 апреля 2006 года «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия» и ст. 4 Закона Республики Калмыкия N 264-III-З от 25 апреля 2006 года «О регулировании жилищных отношений в Республике Калмыкия» (в редакции от 27 июня 2008 года).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Эрдни-Горяев В.С. родился ххх в <адрес>. Мать Эрдни-Горяева В.С. - ФИО1, являвшаяся одинокой матерью, умерла ххх Постановлением Представителя Президента Республики Калмыкия в <адрес> от ххх № опекуном Эрдни-Горяева В.С. назначена ФИО2 В ххх г. истец поступил в ФГОУ СПО <данные изъяты>, который окончил в ххх г. В ххх г. поступил на факультет <данные изъяты>, с предоставлением места проживания в общежитии. Жилого помещения в собственности истец не имеет.
Установленные обстоятельства подтверждаются справкой о рождении № от ххх, свидетельством о рождении <данные изъяты>, свидетельством о смерти <данные изъяты>, справкой филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РК от ххх №, уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество с сделок с ним запрашиваемых сведений Управления росреестра по РК от ххх №.
На основании постановления Мэрии г. Элисты от ххх № Эрдни-Горяев В.С. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в список общей очереди и в льготный список (внеочередное получения жилья).
Сторонами не оспаривается то обстоятельство, что истец относится к лицам, нуждающимся в получении жилья.
ххх Эрдни-Горяев В.С. закончил ФГОУ СПО <данные изъяты> и ххх получил диплом, то есть закончилось его пребывание в учреждении профессионального образования и, следовательно, возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, у Эрдни-Горяева В.С., как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним попечительства, то есть еще в ххх году, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, по постановлению Мэрии г. Элисты он был поставлен в ххх года в льготную очередь на получение жилья. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.
Пунктом 2 Порядка предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2009 г. № 47 (далее – Порядок), предусмотрено, что социальная поддержка по обеспечению жильем детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в форме социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность (далее - социальная выплата).
Поскольку истец остался без попечения матери, состоит в очереди по категории дети-сироты, Эрдни-Горяеву В.С. должна быть предоставлена вне очереди субсидия на приобретение жилого помещения из средств бюджета Республики Калмыкия.
Ссылка представителя ответчика на предоставление субсидии в порядке очерёдности правового значения по делу не имеет.
В буквальном понимании ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации разрешение требований о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки на учёт, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Следовательно, эта норма права является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации. В установленном законом порядке её действие полностью или в части не приостанавливалось, поэтому она подлежит непосредственному применению.
Согласно п. 4.3.23 Положения об "Об утверждении Положения о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия", утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 ноября 2010 года № 338 (в ред. от 16 ноября 2010 г.), Министерство предоставляет социальную поддержку по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в форме социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
Таким образом, удовлетворение требований истца должно быть возложено на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.
В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно п. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно решению Элистинского городского собрания третьего созыва от 31 августа 2006 года № 8 «Об утверждении учётной нормы, нормы предоставления жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в городе Элисте», в соответствии со ст. ст. 14,50 Жилищного кодекса РФ установлена норма жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, 33 кв.м. на одиноко проживающего гражданина.
Таким образом, Эрдни-Горяеву В.С. должна быть предоставлена вне очереди субсидия на приобретение жилого помещения, как на одиноко проживающего гражданина.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Эрдни-Горяева В.С. удовлетворить.
Обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обеспечить Эрдни-Горяева В.С. вне очереди субсидией на приобретение жилого помещения, как на одиноко проживающего гражданина.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.В. Андреева