Дело № 2-775/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 апреля 2011 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Андреевой А.В.,
при секретаре Лиджиевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манджиевой Л.О. к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, как на одиноко проживающего гражданина,
у с т а н о в и л:
Манджиева Л.О., ххх года рождения, обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что её мать ФИО1, умершая ххх, являлась одинокой матерью. После смерти матери она находилась под попечительством тёти ФИО2 и проживала по адресу: <адрес>. С ххх по ххх года училась в <данные изъяты> колледже (далее ххх), в ххх года родила дочь, в ххх году окончила <данные изъяты> университет (далее ххх) по специальности <данные изъяты>. При обращении в ххх года в жилищную комиссию Мэрии г. Элисты с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, получила отказ. Решением ххх суда РК от ххх ее исковые требования удовлетворены, на Мэрию г. Элисты возложена обязанность принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Мэрии г. Элисты от ххх № поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в льготный (внеочередное получение жилья) список. В настоящее время своего жилья не имеет. Ссылаясь на Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ч.5 ст. 57 ЖК РФ, просила обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обеспечить ее вне очереди субсидией на приобретение жилого помещения, как на одиноко проживающего гражданина.
В судебном заседании Манджиева Л.О. просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика - Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее Министерства) Кукинов С.А. исковые требования не признал, пояснив, что истица поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения возраста 23 лет.
Представитель третьего лица на стороне ответчика - Мэрии г. Элисты Манжиков Н.В. против удовлетворения исковых требований не возражал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, обозрев учетное дело Манджиевой Л.О., суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в её статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определённых категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и дур.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения содержатся в абзаце 2 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Калмыкия № 262- III-З от 05 апреля 2006 года «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия» и ст. 4 Закона Республики Калмыкия N 264-III-З от 25 апреля 2006 года «О регулировании жилищных отношений в Республике Калмыкия» (в редакции от 27 июня 2008 года).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Манджиева Л.О. родилась ххх в <адрес>. Мать Манджиевой Л.О. - ФИО1, являвшаяся одинокой матерью, умерла ххх. Постановлением Представителя Президента Республики Калмыкия в <адрес> от ххх № попечителем Манджиевой Л.О. назначена ФИО2, за несовершеннолетней Манджиевой Л.О. на праве собственности закреплено жилье по адресу: <адрес>, которое впоследствии признано непригодным для постоянного проживания. В период с ххх по ххх гг. училась в <данные изъяты>, после чего поступила в <данные изъяты>, который окончила в ххх году. В ххх году родила дочь ФИО3 Жилого помещения в собственности истец не имеет, проживает на съемной квартире.
Установленные обстоятельства подтверждаются справкой о рождении № от ххх, свидетельством о рождении №, выданным ххх сельским Советом народных депутатов Калмыцкой АССР ххх, свидетельством о смерти I№, выданным администрацией ххх сельского муниципального образования <адрес> ххх, актом обследования жилого помещения и заключением о признании жилья непригодным для постоянного проживания по адресу: <адрес> от ххх и ххх соответственно, справкой филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РК от ххх №, уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество с сделок с ним запрашиваемых сведений Управления Росреестра по РК от ххх №.
Решением ххх суда РК от ххх исковые требования Манджиевой Л.О. удовлетворены, на Мэрию г. Элисты возложена обязанность принять истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании постановления Мэрии г. Элисты от ххх № Манджиева Л.О. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом в льготный список (внеочередное получения жилья).
ххх Манджиева Л.О. закончила <данные изъяты> колледже и получила диплом, то есть закончилось ее пребывание в учреждении профессионального образования и, следовательно, у нее возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, у Манджиевой Л.О., как нуждающейся в жилом помещении, после прекращения над ней попечительства, то есть еще в ххх году, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, по постановлению Мэрии г. Элисты она была поставлена в ххх года в льготную очередь на получение жилья на основании решения ххх суда Республики Калмыкия от ххх. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено.
Довод ответчика о том, что истица поставлена в очередь на получение жилья после достижения возраста 23 лет, является несостоятельным, так как из учетного дела по жилью следует, что в ххх года Манджиева Л.О. в возрасте 22 лет обратилась в Мэрию г. Элисты с заявлением о постановке на учет, где получила отказ, который решением ххх суда Республики Калмыкия от ххх признан незаконным. На Мэрию г. Элисты была возложена обязанность поставить Манджиеву Л.О. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 Порядка предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2009 г. № 47 (далее - Порядок), предусмотрено, что социальная поддержка по обеспечению жильем детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в форме социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность (далее - социальная выплата).
Поскольку истец осталась без попечения матери, состоит в очереди по категории дети-сироты, Манджиевой Л.О. должна быть предоставлена вне очереди субсидия на приобретение жилого помещения из средств бюджета Республики Калмыкия.
В буквальном понимании ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации разрешение требований о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки на учёт, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Следовательно, эта норма права является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации. В установленном законом порядке её действие полностью или в части не приостанавливалось, поэтому она подлежит непосредственному применению.
Согласно п. 4.3.23 Положения "Об утверждении Положения о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия", утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 ноября 2010 года № 338 (в ред. от 16 ноября 2010 года), Министерство предоставляет социальную поддержку по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в форме социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
Таким образом, удовлетворение требований истца должно быть возложено на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.
В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно п. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно решению Элистинского городского собрания третьего созыва от 31 августа 2006 года № 8 «Об утверждении учётной нормы, нормы предоставления жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в городе Элисте», в соответствии со ст. ст. 14,50 Жилищного кодекса РФ установлена норма жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, 33 кв.м. на одиноко проживающего гражданина.
Таким образом, Манджиевой Л.О. должна быть предоставлена вне очереди субсидия на приобретение жилого помещения, как на одиноко проживающего гражданина.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Манджиевой Л.О. удовлетворить.
Обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обеспечить Манджиеву Л.О. вне очереди субсидией на приобретение жилого помещения, как на одиноко проживающего гражданина.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.В. Андреева