Дело № ОПРЕДЕЛЕНИЕ 15 сентября 2011 г. г.Елец Елецкий районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Баранова С.В. при секретаре Тогушеве М.И. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело по апелляционной жалобе отдела социальной защиты населения администрации <адрес> на решение и.о.мирового судьи Елецкого районного судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску отдела социальной защиты населения администрации <адрес> к Наумовой ФИО6 о взыскании незаконно полученных сумм мер социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги, которым постановлено: Отказать отделу социальной защиты населения администрации <адрес> в удовлетворении заявленных к Наумовой ФИО7 требований о возврате необоснованно полученных сумм мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. УСТАНОВИЛ: Отдел социальной защиты населения администрации <адрес> <адрес> обратился к мировому судье с иском к Наумовой ФИО8 о взыскании незаконно полученных сумм мер социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги. Исковые требования мотивированы тем, что Наумовой ФИО9 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ были назначены и выплачивались ежемесячно меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ по месту её преимущественного проживания, а именно по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ г. отделу социальной защиты стало известно, что Наумова ФИО10 является получателем мер социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги также по адресу регистрации: <адрес>. Истец полагает, что ответчица на основании Положения об условиях и порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением администрации Липецкой области от 05.10.2009 г. №344, не имеет права на получение мер социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги одновременно по двум адресам. В связи с отказом Наумовой ФИО11 добровольно возвратить излишне полученные в ОСЗН администрации <данные изъяты> района суммы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. просили взыскать их в судебном порядке. В судебном заседании у мирового судьи представитель истца - Огнева ФИО12 исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно суду пояснила, что при принятии заявления от Наумовой ФИО13 ей разъяснялось, что она не вправе получать меры социальной поддержки по двум адресам, а только одному адресу, по месту, где она постоянно или преимущественно проживает. Ответчик Наумова ФИО14 у мирового судьи иск не признала и пояснила, что по состоянию своего здоровья она не может проживать в городе, а потому за получением мер социальной поддержки обратилась в отдел социальной защиты населения администрации <адрес> муниципального района <адрес>, куда предоставила свидетельство о временной регистрации по адресу: <адрес>, д. <адрес> <адрес>. При этом она указывала, что зарегистрирована в <адрес>, место регистрации и место преимущественного проживания с момента обращения с заявлением к истцу не меняла. Полагала, что с её стороны отсутствует неосновательное обогащение, поскольку в городе она практически не проживает, и компенсацию получает только за содержание жилья и отопление, тогда как в районном отделе соцзащиты она получает компенсацию только за коммунальные услуги: газоснабжение, электроснабжение, холодное водоснабжение. Также пояснила, что отапливает жилое помещение по месту преимущественного проживания: <адрес>, д. <адрес> <адрес>, как правило, печным отоплением, дровами, оставшимися после смерти отца. При обращении в отделы соцзащиты она объясняла работникам, принимавшим заявления, что фактически проживает в д. <адрес>, где ей не начисляются расходы по содержанию жилья и отоплению, а пользуется только коммунальными услугами, тогда как зарегистрирована в <адрес>, где расходы несутся её именно по содержанию жилья и отоплению. Резолютивная часть решения приведена выше. Отдел социальной защиты населения администрации <адрес> не согласился с решением мирового судьи и им подана апелляционная жалоба. В качестве оснований для отмены решения представитель истца в жалобе ссылается на то, что мировой судья пришел к неверному выводу, что меры социальной поддержки по оплате расходов за коммунальные услуги относятся к платежам, предусмотренным абзацем 4 ст.1109 ГК РФ. Денежные выплаты мер социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги это льготы, имеющие целью предоставление преимуществ отдельным категориям граждан в связи с их особым правовым статусом, которые не относятся к средствам к существованию. Несостоятельны выводы суда о недоказанности недобросовестности со стороны Наумовой ФИО15 и о наличии практики предоставления мер социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги по двум адресам. Наумова ФИО16 обратилась к истцу с заявлением о предоставлении льгот ДД.ММ.ГГГГ как инвалид 3 группы, предъявив свидетельство о регистрации по месту пребывания на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также справки из организаций - поставщиков коммунальных услуг. В связи с переходом мер социальной поддержки в натуральном выражении на предоставление социальной поддержки в денежном выражении ответчицей ДД.ММ.ГГГГ было написано заявление о предоставлении ей мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг как инвалиду 2 группы, ветерану труда, по месту пребывания, по адресу указанному выше. Так как на учете в отделе социальной защиты она уже стояла, справок от организаций ЖКХ не требовалось. В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ имеется пункт 4, о том что ответчица по настоящему делу обязана сообщить в орган социальной защиты об обстоятельствах влекущих прекращение, перерасчет мер социальной поддержки до 1-го числа, следующего за месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ Наумова ФИО17 подала аналогичное заявление в управление социальной защиты населения администрации <адрес>. В заявлении Наумова ФИО18 указала место своего проживания: <адрес>. Коммунальные услуги, как в первом, так и во втором заявлении являются практически идентичными. Из анализа заявлений следует, что Наумова ФИО19 заявила в отдел социальной защиты <адрес> о том, что изменила свое место жительства, но истцу об указанном обстоятельстве не сообщила. Также она не предъявила в отдел социальной защиты населения администрации <адрес> документ подтверждающий то обстоятельство, что она временно зарегистрирована в <адрес>. Это свидетельствует о недобросовестности ответчика. Таким образом, ответчица получала меры социальной поддержки по двум адресам в отношении практически одних и тех же коммунальных услуг. Ничем не подтверждается доводы суда о наличии практики предоставления мер социальной поддержки по двум адресам одновременно. Из изложенного следует, что судом неправильно применены нормы материального права и выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. В суде апелляционной инстанции представитель истца по доверенности Полетаева ФИО20 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и у мирового судьи и доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в ней. Ответчица Наумова ФИО21 исковые требования и доводы апелляционной жалобы не признала, ссылаясь на основания, изложенные у мирового судьи. Кроме того, пояснила, что она сообщала в отдел социальной защиты населения администрации <адрес> о том, что она фактически проживает в <адрес>, но данное сообщение было сделано в устной форме. Она не может вспомнить, кому она сообщала указанные сведения. На сегодняшний день она знает, что меры социальной поддержки могут быть представлены только по одному адресу, то есть по месту жительства. Она обратилась с заявлением об отказе от мер социальной поддержки предоставляемых в <адрес> и желает, чтобы они предоставлялись по <адрес> району. Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ст.28.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В целях определения порядка и форм реализации отдельными категориями граждан в Липецкой области мер социальной поддержки, финансирование предоставления которых отнесено к расходным обязательствам области, а также мер социальной поддержки, полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти области в соответствии с федеральными законами, Постановлением администрации Липецкой области от 14 ноября 2005 г. N 168 утвержден порядок реализации мер социальной поддержки, установленных Законом Липецкой области от 02.12.2004 г. N 141-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области", и возмещения связанных с этим затрат (приложение 1). Формы предоставления мер социальной поддержки льготных категорий граждан, финансируемых за счет субвенций, поступающих из Федерального фонда компенсаций (приложение 2). В силу п.п. 1.1. и 1.2. указанного нормативного акта (приложение 1) для получения мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, коммунальных услуг, топлива и транспортных услуг по его доставке граждане льготных категорий, указанные в статьях 5-8 и статье 13.2 Закона области, обращаются по месту жительства или по месту пребывания в соответствующие организации, оказывающие перечисленные услуги (далее - организации). Предоставление мер социальной поддержки по месту пребывания осуществляется при условии представления гражданином льготной категории справки жилищно-коммунальной организации о неполучении таких мер социальной поддержки по месту жительства с указанием периода непредоставления. Возмещение расходов организаций, оказывающих предоставление мер социальной поддержки, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, производится управлением социальной защиты населения администрации области на основании заключенных договоров за счет средств областного бюджета. Согласно п.1.1. (приложение 2) предоставление гражданам, мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг по приобретению и доставке топлива, установленных федеральными законами, осуществляется в форме возмещения затрат организациям, предоставившим указанные меры социальной поддержки, в порядке, предусмотренном разделом 1 приложения 1 к настоящему постановлению, за счет средств федерального бюджета, поступающих в виде субвенций из Федерального фонда компенсаций. Диапазон действия данной редакции c 06.02.2009 г. по 27.12.2009 г. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Наумова ФИО22 была поставлена на учет в ОСЗН администрации <данные изъяты> муниципального района для получения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг по адресу: <адрес>, д.<адрес> <адрес>, как инвалид 3 группы. В связи с переходом предоставления мер социальной поддержки в натуральном выражении на предоставление социальной поддержки в денежном выражении Наумова ФИО23 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ОСЗН администрации <данные изъяты> муниципального района с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг как инвалиду 2 группы и ветерану труда, по месту пребывания: <адрес>, д.<адрес>, <адрес>. К заявлению Наумова ФИО24 приложила свидетельство о регистрации по месту пребывания, из которого следует, что она зарегистрирована по вышеуказанному адресу на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При принятии заявления ДД.ММ.ГГГГ Наумовой ФИО25 было разъяснено, что в случае возникновения обстоятельств, влекущих за собой прекращение, перерасчет МСП она обязана сообщить в отдел социальной защиты населения до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства (перемена места жительства, изменение состава семьи, изменение льготной категории и др.). Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №:№ ответчику была назначена ежемесячная выплата по адресу временной регистрации с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8). ДД.ММ.ГГГГ Наумова ФИО26 обратилась в управление социальной защиты населения администрации <адрес> с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как ветерану труда и инвалиду 2 группы по месту жительства по адресу: <адрес>, представив паспорт с указанием места регистрации, по указанному адресу и свидетельство о государственной регистрации права на указанное помещение. Наумовой ФИО27 также было разъяснено, что она обязана сообщить об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение, перерасчет МСП. С ДД.ММ.ГГГГ была назначена ежемесячная выплата по месту жительства в <адрес> по адресу: <адрес>. Настоящее Положение регулирует условия и порядок предоставления денежных выплат отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением твердого топлива и бытового газа в баллонах (далее - денежные выплаты) в соответствии с действующими федеральными и областными законодательными актами. Согласно п.п. 1.2.-1.4. денежные выплаты предоставляются отдельным категориям граждан, постоянно проживающим в Липецкой области, имеющим право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, органом социальной защиты населения по месту жительства (далее - уполномоченный орган). Денежные выплаты предоставляются гражданину на жилое помещение, в котором он постоянно (преимущественно) проживает. При наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и законодательством Липецкой области, его реализация осуществляется по одному из оснований по выбору гражданина. П.п.2.10. и 2.11. Положения определяют, что гражданин, получающий денежные выплаты, обязан извещать уполномоченный орган о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера денежных выплат (перемена места жительства, изменение состава семьи, изменение льготной категории, изменение уровня благоустройства жилого помещения, установка приборов учета потребления коммунальных услуг), не позднее чем в месячный срок со дня наступления указанных обстоятельств. Суммы денежных выплат, излишне полученные гражданином вследствие представления документов, содержащих недостоверные сведения, и (или) вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете размера денежных выплат, подлежат удержанию из сумм последующих денежных выплат, а при прекращении денежных выплат - возмещаются гражданином добровольно. Возврат производится посредством внесения гражданином излишне полученных сумм через кассу уполномоченного органа. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных сумм, они взыскиваются в судебном порядке. Из вышеприведенного законодательства, действующего на момент подачи заявлений Наумовой ФИО28 в 2009 году как в отдел социальной защиты населения администрации <адрес>, так и <адрес> и на момент предоставления мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ следует, что мера социальной поддержки может предоставляться только по месту жительства гражданина и ее предоставление по двум адресам не предусмотрено. Смена места жительства гражданина влечет прекращение выплат тем органом, на территории которого производилась выплата, и при обращении гражданина по месту нового жительства выплаты производятся тем органом, на территории которого проживает указанный гражданин. При подаче заявления в ОСЗН администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Наумова ФИО29 сообщила сведения, соответствующие действительности, а именно о том, что она проживает в <данные изъяты> районе. По мнению суда, при подаче заявления в УСЗН администрации <адрес> Наумова ФИО30. сообщила недостоверные сведения о месте своего жительства, не указав, что она зарегистрирована по месту пребывания и фактически проживает в <адрес> районе. Кроме того, Наумова ФИО31 не выполнила возложенную на нее обязанность и после получения первых денежных выплат, как по месту постоянной регистрации, так и по месту пребывания она не сообщила в тот или иной орган, что у нее возникли обстоятельства влекущие прекращение выплат по одному из адресов. Между тем, при выявлении указанного обстоятельства как истцу по настоящему делу, так и УСЗН администрации <адрес> следовало выяснить, где фактически проживает Наумова ФИО32 и перед кем из них она не выполнила свое обязательство (либо не сообщила о перемене места жительства, либо представила сведения о месте своего проживания не соответствующие действительности). С учетом указанного обстоятельства, следовало определиться, чьи права нарушены, и кто имеет право на возврат излишне выплаченных мер социальной поддержки. Вывод ОСЗН администрации <адрес> района о том, что в своем заявлении адресованном в УСЗН администрации <адрес> Наумова ФИО33 сообщила о перемене места жительства ничем не обоснован, так как ею указан адрес постоянной прописки в <адрес>, что бесспорно не свидетельствует о ее месте проживания по указанному адресу. Учитывая то обстоятельство, что в судебном заседании истица утверждала, что она постоянно с ДД.ММ.ГГГГ проживала и в настоящее время проживает в <адрес>, то она имела право на получение МСП именно в <адрес>. Кроме того, указанное обстоятельство подтверждается действиями Наумовой ФИО34 а именно тем, что она после выявления факта получения МСП в двух местах обратилась в УСЗН администрации <адрес> с заявлением о прекращении выплат в связи с тем, что она намерена получать указанные МСП по месту своего фактического проживания, то есть в <адрес>. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что права истца в данном случае не нарушены и не имеется оснований для удовлетворения требований, поскольку у ответчицы возникло право на получение МСП на законных основаниях, в ОСЗН администрации <адрес> ею не сообщалось недостоверных сведений. Приведенное выше законодательство не предусматривало и не предусматривает возможности получения МСП не по месту жительства в отношении тех коммунальных услуг, которые не представляются по месту жительства в зависимости от благоустройства жилого помещения. Между тем, данное обстоятельство не может повлечь отмену решения мирового судьи. Все остальные приведенные представителем истца основания для отмены решения мирового судьи также не могут повлечь его отмену, так как в суде апелляционной инстанции установлено, что права истца не нарушены и соответственно выплаченная сумма в качестве МСП взысканию не подлежит. Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям. На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Решение и.о.мирового судьи Елецкого районного судебного участка № г.Ельца от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску отдела социальной защиты населения администрации <адрес> к Наумовой ФИО35 о взыскании незаконно полученных сумм мер социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги оставить без изменения, а апелляционную жалобу отдела социальной защиты населения администрации <адрес> без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения. Председательствующий С.В. Баранов