Дело Номер обезличен г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2010 года
Елецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего-судьи Рыжковой О.В.,
при секретаре Швецовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце Липецкой области гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к государственному научному учреждению «Елецкая опытная станция по картофелю» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны,
у с т а н о в и л :
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц просит суд обязать государственное научное учреждение «Елецкая опытная станция по картофелю» разработать проект санитарно-защитной зоны.
В обоснование своих требований указывает, что в рамках проводимой проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха установлено, что ответчик осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно в отсутствие разработанной и утвержденной санитарно-защитной зоны. Поскольку ГНУ «Елецкая опытная станция по картофелю» имеет 34 источника выбросов в атмосферный воздух, куда поступают такие загрязняющие вещества, как метан, аммиак, пыль зерновая и пр., то оно (учреждение) в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация, сооружений и иных объектов" для своих промышленных площадок обязано иметь санитарно-защитную зону размером 300 м. Однако, несмотря на предписание должностного лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце от 29.05.2009 г. проект санитарно-защитной зоны до настоящего времени не разработан, чем ставится под угрозу здоровье неопределенного круга граждан - жителей пос. Соколье Елецкого района Липецкой области.
В судебное заседание истец - Липецкий межрайонный природоохранный прокурор не явился, просил рассматривать дело в отсутствие их представителя. В письменном ходатайстве указал, что исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика - ГНУ «Елецкая опытная станция по картофелю» в судебное заседание также не явился, о причинах неявки суду не сообщил, письменный отзыв на иск не представил.
Представитель третьего лица - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, просивший рассматривать дело в их отсутствие, в письменном объяснении от 16.08.10 г. указал, что при проведении внеплановых мероприятий по контролю за исполнением предписания, выданного ГНУ «Елецкая опытная станция по картофелю» 29.05.2010 г., выявлено, что по состоянию на 6.07.2010 г. проект санитарно-защитной зоны не разработан.
Поскольку в состязательном процессе его участники сами определяют объем личного участия в защите своих прав, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца, ответчика, третьего лица.
Исследовав и оценив письменные доказательства по делу в совокупности и каждое в отдельности, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В соответствии с требованиями ст.11, 39 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п.п. 1.2, 2.1,2.2,2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные
зоны и санитарная классификация, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N74, объекты, для которых уровень создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ, являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.
Санитарно-защитная зона - это специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Для объектов I-III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.
В судебном заседании установлено, что ГНУ «Елецкая опытная станция по картофелю» осуществляет хозяйственную деятельность по выращиванию картофеля, столовых корнеплодов и клубнепородных культур с высоким содержанием крахмала; разведению крупного рогатого скота и пр. (выписка из единого государственного реестра юридических лиц).
По сообщению Управления Роспотребнадзора по Липецкой области от 22.07.2010 г. на имя заместителя Липецкого межрайонного природоохранного прокурора, согласно проекта нормативов предельно допустимых выбросов, разработанного ответчиком, предприятие расположено на четырех промышленных площадках на территории Сокольской сельской администрации Елецкого района. На предприятии имеется 34 источника загрязнения атмосферного воздуха, в том числе, 12 организованных. В атмосферный воздух поступает 35 загрязняющих веществ, из которых основными загрязнителями по валовому выбросу являются метан, аммиак, пыль зерновая. Размер ориентировочных санитарно-защитных зон для промплощадок (центральная усадьба, молочный комплекс, животноводческая ферма) составляет 300 м. Расчетные концентрации загрязняющих веществ на границе этих трех промышленных площадок выше 0,1 ПДК. Так, на границе центральной усадьбы концентрация зерновой пыли 1,0 ПДК, бензола - 1,0 ПДК, микроорганизмов - 0,4 ПДК. На границе молочного комплекса эти показания соответственно 0,2 ; 0,3 и 1,5 ПДК. На границе животноводческой фермы - микроорганизмов 0,2 ПДК, столько же аммиака и метиламина. Таким образом, для предприятия, являющегося источником загрязнения атмосферного воздуха необходима разработка проектов санитарно-защитных зон.
29.05.10 г. директору ГНУ «Елецкая опытная станция по картофелю» было вручено предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществить ряд мероприятий, в том числе, в срок до 1.07.10 г. разработать проект санитарно-защитной зоны.
Согласно п.7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 центральная усадьба, молочный корпус и животноводческая ферма, как объекты агропромышленного комплекса относятся к 3 классу опасности и санитарно-защитная зона для них должна составлять 300 м.Однако, согласно акту проверки территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце от 6.07.2010 г., предписание в этой части не выполнено, несмотря на то, что приказом от 2.06.2009 г. по ГНУ разработка проекта санитарно-защитной зоны возлагалась на конкретное должностное лицо.
Трудное финансовое положение, на которое ссылался и.о. директора ГНУ «Елецкая опытная станция по картофелю» в ответе на предписание Липецкого межрайонного природоохранного прокурора от 26.04.2010 г., не освобождает юридическое лицо от выполнения предусмотренных законом обязанностей.
Возложение на него обязанности разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны отвечает общественным интересам, в противном случае нарушаются права граждан, которых в настоящее время невозможно индивидуализировать, на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, руководствуясь ст.12 ГК РФ, ст.ст. 103, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к государственному научному учреждению «Елецкая опытная станция по картофелю» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны удовлетворить.
Возложить на государственное научное учреждение «Елецкая опытная станция по картофелю» обязанность разработать и утвердить в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны для промышленных площадок, расположенных в пос. Соколье Елецкого района Липецкой области - центральной усадьбы, молочного корпуса и животноводческой фермы, размером 300 м.
Взыскать с ГНУ «Елецкая опытная станция по картофелю» государственную пошлину в доход бюджета Елецкого муниципального района в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке через Елецкий районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: