решение о приватизации квартиры ( вступило в законную силу 12.10.2010г.)



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 октября 2010 года г. Елец

Елецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Рыжковой О.В.,

при секретаре Хайрутдиновой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело Номер обезличенг. по иску Таничева ФИО11 к администрации сельского поселения Архангельский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области и администрации Елецкого муниципального района о признании квартиры переданной в собственность в порядке приватизации,

у с т а н о в и л :

Таничев В.М. обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Архангельский сельсовет и администрации Елецкого муниципального района Липецкой области о признании квартиры переданной ему в собственность в порядке приватизации.

В обоснование своих требований указал, что проживает и зарегистрирован в квартире Номер обезличен дома Номер обезличен в с. ... района ... со своим сыном Таничнвым М.В., который участия в приватизации жилья принимать не желает. Истец не может реализовать свое право на приватизацию квартиры, поскольку она в муниципальный жилищный фонд не включена.

В судебное заседание истец Таничев В.М. и 3 лицо Таничев М.В. не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Представители ответчиков - администрации сельского поселения Архангельский сельсовет и администрации Елецкого муниципального района в судебное заседание также не явились, при этом представитель администрации Елецкого муниципального района Бойкова Л.В. просила рассматривать дело в их отсутствие, в письменном отзыве на иск указала, что считает администрацию района ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку квартира истца не значится в реестре муниципальной собственности.

Исследовав и оценив доказательства по делу, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Таничева В.М. в полном объеме.

При этом суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

В силу ст.2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Как вытекает из преамбулы названного Закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданам возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.

Согласно ст.7,11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Верховный суд РФ в своем Обзоре за второй квартал 2005 г. по гражданским делам (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005г.) разъяснил, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 года, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.

По данным БТИ Елецкого района по состоянию на 10.11.2009 г. регистрация права собственности на квартиру Номер обезличен в доме б/н в с. ФИО3 района не проводилась.

Как следует из справки администрации Елецкого муниципального района указанная квартира в реестре муниципальной собственности не значится.

Договор социального найма ни ООО ..., предоставившее истцу жилое помещение, ни администрация сельского поселения с ним не заключали.

Согласно выписке из домовой книги администрации сельского поселения Архангельский сельсовет Таничевы В.М. и М.В. зарегистрированы 25.07.2000 г.

В соответствии со справкой Елецкого районного БТИ от 16.06.2010г. Таничев В.М. участия в приватизации жилья в Елецком районе не принимал. Копия его паспорта подтверждает, что он является гражданином России.

Довод истца о том, что он не может приватизировать квартиру по причине бездействия органа местного самоуправления, ответчиком - администрацией сельского поселения Архангельский сельсовет не опровергнут.

Статья 18 Закона о приватизации жилья прямо указывала, что «при переходе государственных или муниципальных учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий и учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления с сохранением всех прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений».

В отсутствие оснований для отнесения жилого дома в с. ... к иной форме собственности, право собственности на него возникло у муниципального образования.

В настоящее время ООО ... ликвидировано вследствие банкротства и согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц снято с учета Дата обезличена г.

Согласно ст.132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 той же статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.

Передача осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.

Должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления, не исполняющие названных положений, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В соответствии с действующими нормативными правовыми документами на основа-

нии анализа сложившейся практики приемки-передачи в муниципальную собственность

ведомственного жилищного фонда, объектов коммунально-бытового назначения

ОАО «Научно-исследовательским центром муниципальной экономики» (ранее ФГУП «ЦНИС»)

разработаны Методические рекомендации по приемке-передаче ведомственного жилищного

фонда, объектов коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность.

Само по себе то обстоятельство что жилой фонд социального использования, к которому относится квартира истца, не передан и соответственно не принят в муниципальную собственность, не исключает права нанимателя обращаться к администрации сельского поселения по вопросу бесплатной передачи жилья ему в собственность.

В настоящее время в соответствии со ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, относится к вопросам местного значения поселения.

Закон от 24.12.1992 г. «Об основах федеральной жилищной политики» также возлагал на органы местного самоуправления поселений обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма в порядке и на условиях, определенных муниципальными правовыми актами. Основанием для вселения в жилое помещение по договору социального найма являлся ордер.

Поэтому истец правильно предъявляет исковые требования к администрации сельского поселения Архангельский сельсовет. Его право на приватизацию квартиры не может зависеть от того, кто является собственником имущества. Квартира используется им на условиях социального найма, его право на приватизацию не использовано, дом, в котором находится жилое помещение, не является аварийным, а квартира - служебной.

Это подтверждается техническим паспортом жилого помещения. Оно представляет собой квартиру общей площадью ... кв.м., в том числе жилой - ... кв.м., состоящую из одной жилой комнаты и кухни.

Анализируя вышеперечисленные нормы права и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Таничева В.М. основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд находит необоснованным предъявление этих требований к администрации Елецкого муниципального района.

Третье лицо по делу - Таничев М.В. в письменном заявлении от 18.08.2010 г. указал, что не желает принимать участия в приватизации квартиры. При этом за ним сохраняются все права по пользованию ею.

Согласно статьям 17 и 28 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98 ч.1,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Таничева ФИО12 к администрации сельского поселения Архангельский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области о признании квартиры переданной ему в собственность в порядке приватизации удовлетворить.

Признать квартиру Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... в с. ... района ... общей площадью ... кв.м., в том числе жилой - ... кв.м., состоящую из одной жилой комнаты и кухни, переданной в собственность в порядке приватизации Таничеву ФИО13.

В удовлетворении тех же требований к администрации Елецкого муниципального района Таничеву В.М. отказать.

Данное решение является основанием для регистрации прав собственности на данный объект недвижимости за Таничевым В.М. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области в установленном законом порядке.

Взыскать с администрации сельского поселения Архангельский сельсовет в пользу Таничева В.М. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда путем подачи жалобы через Елецкий районный суд в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий -