Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2010 года г.Елец
Елецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Юдаковой Л.В.,
при секретаре Скворцовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Елецкого района, действующего в интересах неопределенного курага лиц, о признании бездействия главы сельского поселения Малобоевский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области незаконным и понуждении к обеспечению первичных мер пожарной безопасности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Елецкого района Липецкой области, действующий в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц, пребывающих на территории сельского поселения Малобоевский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области, обратился в суд с заявлением о признании бездействия главы сельского поселения Малобоевский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области незаконным и понуждении к обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
В обоснование заявления указывает, что проверкой, проведенной прокуратурой Елецкого района, установлено, что главой сельского поселения Малобоевский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Назаровым Г.В. не принимаются необходимые меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
Так, в нарушение п.114 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (утверждены Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003г. № 313) (далее ППБ 01-03) на территории сельских населенных пунктов Малобоевского сельского совета, в т.ч. в д. Петровы Круги отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
К пруду, водонапорные башни, гидранты, расположенному в д. Петровы Круги, не оборудован подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, чем нарушены требования п.94 ППБ 01-03, в соответствии с которыми поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
По направлению движения к указанному пруду отсутствуют соответствующие указатели с четко нанесенными цифрами, указывающие расстояние до водоисточника (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), чем нарушены требования п.90 ППБ 01-03.
В нарушение п.21 ППБ 01-03 территория д. Петровы Круги Малобоевского сельсовета в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, своевременно не очищаются от сухой травы и т.п.
В сельском поселении отсутствует переносная пожарная мотопомпа, чем нарушены требования п.31 ППБ 01-03, в соответствии с которыми сельские населенные пункты с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу.
В нарушение требований п. 11 ППБ 01- 04 главой сельского поселения не обеспечены необходимые условия для успешной деятельности добровольного пожарного формирования на территории сельского поселения.
04.08.2010 года прокуратурой Елецкого района в адрес главы сельского поселения Малобоевский сельсовет Назарова Г.В. было направлено представление об устранении, в том числе, и вышеназванных нарушений. В ответе главы, поступившем в прокуратуру 06.09.2010 года, говорилось о том, что нарушения устранены, что не соответствовало действительности.
16 сентября 2010 года в д. Петровы Круги Елецкого района произошел пожар.
По предварительным данным, исходя из характера распространения огня и направления ветра, первоначальный источник возгорания находился на берегу пруда д. Петровы круги в северной его части. Далее огонь по открытой территории продвинулся в сторону дома № 22 по ул. Овражной, который в результате сгорел (уничтожены крыша, внутренняя отделка прихожей и террасы, личные вещи, находившиеся в доме) и нежилого дома № 24 (являющегося бесхозным; в результате пожара огнем уничтожены сгораемые конструкции). Затем по сухой траве огонь перекинулся на огороды домов № 28, 32, 34 конструкции домов которых от огня не пострадали. Кроме того, уничтожена сухая трава на площади около 2 га.
Как установлено в результате прокурорской проверки, распространению огня способствовала не окошенная сухая трава, расположенная на территории населенного пункта. Кроме того, на пруду не были оборудованы площадки для забора воды пожарными машинами, что создало дополнительные трудности при тушении пожара.
Прокурор Елецкого района, основывая свои требования упомянутыми ППБ 01-03, утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313; ст. ст. 1,19 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; п.п. 9 п.1 ст.14 ФЗ РФ от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; п.4 ст.6, ст. 63 ФЗ РФ от 22 июля 2008г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ч. 1, п. 5 ч. 5, п. 5 ст. 30, п.9 ч.1 ст.11 Устава сельского поселения Малобоевский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области, просит суд признать бездействие главы сельского поселения Малобоевский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Назарова Г.В. в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения незаконным. Обязать главу сельского поселения Малобоевский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Назарова Г.В. обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах данного муниципального образования. Полагает, что бездействие со стороны главы, выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, может привести к гибели людей, уничтожению имущества.
В судебном заседании помощник прокурора Елецкого района Кукишев А.А. заявление поддержал, ссылаясь на обстоятельства и доводы, в нем изложенные. Просил заявление прокурора Елецкого района удовлетворить. Признать бездействие главы сельского поселения Малобоевский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Назарова Г.В. в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения незаконным. Обязать главу сельского поселения Малобоевский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Назарова Г.В. обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах данного муниципального образования.
Глава сельского поселения Малобоевский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Назаров Г.В. с заявлением не согласился и объяснил, что по состоянию на 16.09.2010г. пруд в д. Петровы Круги не был оборудован площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Однако такой площадкой был оборудован пруд в д. Рудневка, который находится на расстоянии 1 км. от д. Петровы Круги. Кроме того, во время тушения пожара пожарные машины забирали воду из Петровского пруда. Не отрицал отсутствие указателей, указывающих расстояние до водоисточника, и средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. На улице Овражная в д. Петровы Круги, где произошел пожар, постоянно никто не проживает и он посчитал, что эту часть населенного пункта очищать от сухой травы не нужно. После получения представления прокурора он принял меры по созданию условий для деятельности добровольного пожарного формирования на территории сельского поселения. А именно, договорился с главами фермерских хозяйств о предоставлении в пользование бочек для тушения пожара.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора Елецкого района по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
1.нарушены права и свободы гражданина;
2.созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
3.на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии с п.п. 9 п.1 ст.14 ФЗ РФ от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к одному из вопросов местного значения поселения.
В силу п.9 ч.1 ст.11 Устава сельского поселения Малобоевский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Кроме того, согласно ст. 19 вышеупомянутого ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В силу п.4 ст.6 ФЗ РФ от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 63 данного ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В силу п.11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. приказом МЧС РФ от 18 июня 2003г. N 313) в соответствии с Федеральным законом «"О пожарной безопасности» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:
реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях;
создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;
создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;
организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению;
обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
Из материалов дела следует, что 16 сентября 2010г. в д. Петровы Круги Елецкого района произошел пожар, в результате которого сгорели дома № 22 и № 24 по ул. Овражная.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник ОНД по г.Ельцу и Елецкому району УНПН ГУ МЧС России по Липецкой области ФИО8 суду показал, что на территории сельских населенных пунктов Малобоевского сельского совета, в т.ч. в д. Петровы Круги, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, что является нарушением п.114 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утв. Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003г. № 313). К пруду, водонапорные башни, гидранты, расположенному в д. Петровы Круги, не оборудован подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, чем нарушены требования п.94 упомянутых Правил. По направлению движения к указанному пруду отсутствуют соответствующие указатели с четко нанесенными цифрами, указывающие расстояние до водоисточника (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), чем нарушены требования п.90 Правил. В нарушение п.21 Правил территория д. Петровы Круги Малобоевского сельсовета в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, своевременно не очищаются от сухой травы и т.п. В сельском поселении отсутствует переносная пожарная мотопомпа, чем нарушены требования п.31 Правил. 16.09.2010г. в д. Петровы Круги произошел пожар. По предварительным данным, исходя из характера распространения огня и направления ветра, первоначальный источник возгорания находился на берегу пруда д. Петровы круги в северной его части. Далее огонь по открытой территории продвинулся в сторону дома № 22 по ул. Овражной, который в результате сгорел (уничтожены крыша, внутренняя отделка прихожей и террасы, личные вещи, находившиеся в доме) и нежилого дома № 24 (являющегося бесхозным; в результате пожара огнем уничтожены сгораемые конструкции). Затем по сухой траве огонь перекинулся на огороды домов № 28, 32, 34 конструкции домов которых от огня не пострадали. Кроме того, уничтожена сухая трава на площади около 2 га. Распространению огня способствовала не окошенная сухая трава, расположенная на территории населенного пункта. Кроме того, на пруду не были оборудованы площадки для забора воды пожарными машинами, что создало дополнительные трудности при тушении пожара.
Таким образом, суд считает установленным, что главой сельского поселения Малобоевский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Назаровым Г.В. не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
Законодательство о пожарной безопасности принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.
Бездействие со стороны органов местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, может привести к гибели людей, уничтожению имущества.
В соответствии с ч. 1, п. 5 ч. 5, п. 5 ст. 30 Устава Малобоевского сельсовета глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и осуществляет руководство деятельностью администрации сельского поселения.
Главой сельского поселения Малобоевский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области является Назаров Г.В.
Доводы Назарова Г.В. в силу вышеизложенных норм материального права не являются основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора Елецкого района.
Согласно ч.3 ст. 258 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-199, 336-338 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление прокурора Елецкого района, действующего в интересах неопределенного курага лиц, о признании бездействия главы сельского поселения Малобоевский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области незаконным и понуждении к обеспечению первичных мер пожарной безопасности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы сельского поселения Малобоевский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Назарова Г.В. в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Обязать главу сельского поселения Малобоевский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Назарова Г.В. обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах данного муниципального образования не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Решениеможет быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда путем подачи жалобы через Елецкий районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий -