Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 декабря 2010 года г. Елец
Елецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Рыжковой О.В.,
при секретаре Григорьевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №г. по иску Серегина ФИО9, Серегиной ФИО10 и Серегиной ФИО11 к администрации сельского поселения <данные изъяты> Елецкого муниципального района Липецкой области о признании квартиры переданной им в собственность в порядке приватизации,
у с т а н о в и л :
Серегины В.А., Т.П. и Т.В. обратились в суд с иском к администрации сельского поселения <данные изъяты> Елецкого муниципального района Липецкой области о признании квартиры переданной им в собственность в порядке приватизации равных долях.
В обоснование своих требований указали, что проживают в <адрес> в <адрес>. Данная квартира была предоставлена Серегину В.А. на семью из трех человек в 1993 году администрацией и профкомом совхоза «<данные изъяты>». В настоящее время истцы не могут реализовать свое право на приватизацию квартиры, поскольку в муниципальный жилищный фонд она не включена и в реестре муниципальной собственности не числится.
В судебное заседание стороны, просившие рассматривать дело в их отсутствие не явились. При этом глава администрации сельского поселения <данные изъяты> Елецкого района Саввин С.В. указал, что исковые требования признает в полном объеме.
Представитель истцов по доверенности Никишов А.И. поддержал исковые требования своих доверителей в полном объеме, сославшись на изложенные выше обстоятельства.
Выслушав представителя истцов, исследовав и оценив доказательства по делу, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Серегиных в полном объеме.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
В силу ст.2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма,вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Как вытекает из преамбулы названного Закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданам возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
Согласно ст.7,11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Верховный суд РФ в своем Обзоре за второй квартал 2005 г. по гражданским делам (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005г.) разъяснил, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 года, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
По сообщению государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на <адрес> в <адрес> отсутствуют.
Аналогичные сведения содержатся в справке Елецкого районного БТИ от 28.09.2010г. №.
Согласно сообщению администрации сельского поселения <данные изъяты> Елецкого района Липецкой области от 24.11.2010г., спорная квартира значится на «списочном балансовом учете» администрации сельского поселения, однако право собственности на нее за муниципальным образованием не зарегистрировано.
Из справки администрации Елецкого муниципального района Липецкой области № от 6.10.2010г. следует, что в реестре муниципальной собственности Елецкого района спорная квартира не числится.
Согласно справке ТУ Росимущества в Липецкой области № от 22.10.2010г. в составе имущества, прошедшего учет по постановлению Правительства РФ № 447 от 16.07.2007г., квартира Серегиных также не значится.
Предоставление истцу Серегину В.А. вышеуказанной квартиры на состав семьи из трех человек подтверждается ордером на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным главой <данные изъяты> администрации, типовым договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ
В настоящее время кроме истцов в спорной квартире никто не зарегистрирован, что подтверждается выпиской из домовой книги администрации сельского поселения <данные изъяты> Елецкого района Липецкой области.
В соответствии со справками Елецкого районного БТИ от 22.10.2010г. никто из истцов участия в приватизации жилья в Елецком районе не принимал. Истица Серегина Т.П., до 1995 г. зарегистрированная на территории г. Ельца, также не использовала право на приватизацию в г. Ельце.
Копии паспортов истцов Серегиных подтверждают, что они являются гражданами России.
Довод истцов и их представителя о том, что они не могут приватизировать квартиру по причине бездействия органов местного самоуправления, ответчиком не опровергался.
Статья 18 Закона о приватизации жилья прямо указывала, что «при переходе государственных или муниципальных учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий и учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления с сохранением всех прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений».
Участниками процесса не оспаривалось то обстоятельство, что передача жилого фонда совхоза, являвшегося государственной собственностью, при его реорганизации в СХПК "<данные изъяты>" в ведение органа местного самоуправления не осуществлялась.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 22 июня 2006 года СХПК "<данные изъяты>" признан несостоятельным (банкротом).
В порядке, предусмотренном п.5,6,7 ст. 132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. №127-ФЗ конкурсный управляющий СХПК «<данные изъяты>» 12 апреля 2007 г. передал по акту приема-передачи главе администрации сельского поселения Волчанский сельский Совет для принятия в собственность ряд объектов жилищного фонда социального использования, в том числе, <адрес> в <адрес>.
Источником финансирования содержания указанных объектов по закону должен быть соответствующий бюджет.
Однако, до настоящего времени не решен вопрос о надлежащем оформлении перехода в муниципальную собственность сельского поселения права собственности на спорную квартиру, чем, безусловно, нарушается право истцов на приобретение в собственность предоставленного им жилого помещения.
Само по себе то обстоятельство что жилой фонд социального использования, к которому относится квартира истцов, не включили в перечень объектов, составляющих муниципальную собственность, и соответственно в реестр муниципальной собственности, не исключает права нанимателей обращаться именно к администрации сельского поселения по вопросу бесплатной передачи жилья им в собственность.
В настоящее время в соответствии со ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, относится к вопросам местного значения поселения.
Поэтому истцы правильно предъявляют исковые требования к администрации сельского поселения Волчанский сельсовет.
Из технического паспорта на спорную квартиру видно, что это жилье не находится в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, не является жилищным фондом стационарных учреждений социальной защиты населения. Следовательно, не отнесена к категории жилья, которое не подлежит приватизации в силу ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Спорное жилое помещение по данным технического паспорта по состоянию на 21.09.2010г. представляет собой квартиру общей площадью 47,3 кв.м., в том числе жилой - 30,80 кв.м., состоящую из двух жилых комнат, кухни, коридора и ванной.
Анализируя вышеперечисленные нормы права и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Серегиных В.А., Т.П. и Т.В. основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель истцов Никишов А.И. просил не взыскивать с ответчика понесенные стороной истцов судебные расходы по настоящему делу.
Согласно статьям 17 и 28 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Серегины ФИО12, Серегиной ФИО13 и Серегиной ФИО14 к администрации сельского поселения <данные изъяты> Елецкого муниципального района Липецкой области о признании квартиры переданной им в собственность в порядке приватизации удовлетворить.
Признать <адрес> в <адрес> общей площадью 47,3 кв.м., в том числе жилой - 30,80 кв.м. переданной в собственность в порядке приватизации в равных долях, по 1/3, Серегину ФИО15, Серегиной ФИО16 и Серегиной ФИО17.
Данное решение является основанием для регистрации прав собственности на данный объект недвижимости в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда путем подачи жалобы через Елецкий районный суд в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий