решение о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования ( не вступило в законную силу)



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2011 года Елецкий районный суд Липецкой области в составе

Председательствующего судьи Рыжковой О.В.

При секретаре Григорьевой О.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело №А/2011 г. по иску Дядищевой ФИО12, действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, к администрации сельского поселения <данные изъяты> о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,

У с т а н о в и л:

Дядищева О.М. и ее несовершеннолетние дети ФИО2 и ФИО3 зарегистрированы и проживают в жилом доме <адрес>. Указанный жилой дом был приватизирован в равных долях ФИО8, ФИО5, и сыновьями последней – ФИО6 и ФИО7 Принадлежащее ФИО8 наследство, в том числе, долю в праве собственности на жилой дом, после его смерти приняла ФИО5, а наследство последней – ее сын ФИО6

25.07.2010 г. ФИО6 умер и его наследство в установленный законом срок приняли жена Дядищева О.М. (наследница по завещанию) и двое несовершеннолетних детей (обязательные наследники). Поскольку правоустанавливающих документов на наследственное имущество ФИО6 в виде ? долей в праве собственности на жилой дом <адрес> нет, в нотариальном порядке Дядищевой О.М. было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство. В этой связи она обратилась в суд с иском о признании за ней права собственности на ? долю спорного жилого дома, а также на 6/8 долей земельного участка, на котором жилой дом расположен, а за двумя несовершеннолетними детьми – по 1/8 доле в праве собственности на ту же недвижимость за каждым.

В судебном заседании истица Дядищева О.М., действующая от своего имени и от имени несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, поддержала исковые требования по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика – администрации сельского поселения <данные изъяты> просил рассматривать дело в их отсутствие.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Дядищев С.В., также просивший рассматривать дело в его отсутствие, в письменном заявлении указал, что согласен с требованиями Дядищевой О.М.

Выслушав истицу Дядищеву О.М., исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом исходит из следующего.

Согласно ст.2,6,7 Закона РФ от 4.07.1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе, совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и республик в составе РФ.

Передача в собственность граждан жилых помещений осуществлялась, в том числе, предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения и оформлялась договором передачи, заключаемым с гражданином, получающим жилое помещение в собственность.

С момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов на приобретенное жилье возникало право собственности.

Как установлено в судебном заседании, супругам ФИО13., а также сыновьям ФИО5 ФИО6 и ФИО7 по договору с СПК «<данные изъяты>» от 9.12.1993 г. передана в собственность квартира <адрес>, состоящая из трех комнат, общей площадью 93,1 кв.м., в том числе жилой – 50,3 кв.м.

Договор на передачу квартиры в собственность зарегистрирован в БТИ Измалковского района 9.12.1993 г.

С учетом уточнения номера дома, площади жилого помещения, присвоения названия улице, речь идет о доме <адрес>, общей площадью 72,3 кв.м., жилой – 50,3 кв.м.

Согласно ч.1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе, имущественные права и обязанности.

Дети, супруги и родители в первую очередь являются наследниками по закону в равных долях (ст. 1142 ГК РФ).

Несовершеннолетние дети, в силу ст. 1149 ГК РФ, имеют право на обязательную долю в наследстве, независимо от содержания завещания.

В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п.1 ст. 1153 ГК РФ).

Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Указанные действия в силу ч.1 ст. 1154 ГК РФ должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

26.01.2004 г. ФИО8 умер и единственным наследником по завещанию, в установленный законом шестимесячный срок со дня смерти наследодателя принявшим наследство, согласно наследственному делу № г., оказалась его супруга ФИО5 Последней было выдано нотариальное свидетельство о праве на наследство по завещанию.

Свидетельство о праве на наследство в виде ? доли ФИО8 в праве собственности на жилой дом ФИО5 не получала, а 9.05.2005 г. умерла.

Наследниками ФИО5 по закону являлись сыновья ФИО14., а также мать ФИО9

Дядищев С.В. в нотариальном порядке отказался от принадлежащей ему доли в наследстве матери без указания в пользу какого лица.

ФИО9 отказалась от принадлежащей ей доли в наследстве дочери в пользу своего внука ФИО6

Таким образом, последний принял наследство матери, в том числе, в виде ? доли в праве собственности на жилой дом <адрес> (? доля ФИО8 + ? доля самой ФИО5).

В связи с отсутствием государственной регистрации права собственности ФИО5 на указанную выше долю в праве собственности, ФИО6 не получал свидетельство о праве на это наследство.

25.07.2010 г. умер сам ФИО6, при жизни завещавший все принадлежащее ему имущество своей жене – Дядищевой О.М.

Вместе с тем, независимо от содержания этого завещания, обязательными наследниками ФИО6 являются его дети – сын ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и дочь ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Согласно п. ст. 1149 ГК РФ размер обязательной доли – не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из наследников при наследовании по закону.

Суд считает, что в наследственную массу ФИО6, безусловно, входит ? доли в праве собственности на жилой дом <адрес> (? доля принадлежавшая лично ему и 2/4 принятых по наследству от матери).

В указанном наследстве доли его наследников (истцов по делу) распределятся следующим образом:

Доля каждого из четырех наследников при наследовании по закону (помимо жены и детей, ФИО6 пережил его родной отец ФИО10, не принявший наследства) составила бы ?.

Доля каждого из двух обязательных наследников ?:2=1/8. От наследственного имущества в виде ? долей - это 3/32.

? - (3/32+3/32) = 18/32 - доля наследника Дядищевой О.М. по завещанию.

Собственником оставшейся ? (8/32) доли в праве собственности на спорный жилой дом является третье лицо по делу Дядищев С.В.

Итого: 3/32 +3/32 +18/32 +8/32=1

Как следует из материалов дела, помимо доли в праве собственности на жилой дом, наследственным имуществом ФИО5 является земельный участок, принадлежавший ей на праве собственности согласно свидетельству серии РФ-У № от 9.04.1997 г.

При жизни ФИО5 осуществила постановку земельного участка на кадастровый учет, его уточненная при межевании площадь составила 2055+-32 кв.м., а местоположение определено – <адрес>.

В подтверждение указанному обстоятельству в деле имеется кадастровый паспорт земельного участка.

Поскольку по имеющимся документам (постановлению главы <данные изъяты> сельской администрации от 10.12.2004 г. №) весь земельный участок предоставлен в собственность ФИО5, и это положение никем не оспаривалось, то право собственности на указанный земельный участок по наследству перешло ФИО6, а впоследствии его наследникам – ФИО17. Их доли в этом наследственном имуществе составят 1/8 + 1/8 + 6/8.

Единственным препятствием для реализации наследниками своих прав в отношении наследственного имущества является то, что право собственности наследодателей ФИО5 и ФИО6 не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Однако это обстоятельство само по себе не является основанием к отказу в признании за истцами права собственности на жилой дом и земельный участок, поскольку Дядищевой О.М. представлены доказательства возникновения у каждого из наследодателей соответствующего права, а также документы, подтверждающие основание для перехода к ней и детям прав в порядке правопреемства (п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №10/22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав).

Одним из оснований приобретения права собственности, перечисленных в ст. 218 ГК РФ, является переход имущества по наследству в соответствии с завещанием или законом, поэтому суд считает возможным признать за истцами право на имущество ФИО6 по наследству в указанных выше долях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218 п.2, 1142, 1149, 1152-1154 ГК РФ, ст.ст. 98 ч.1, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Дядищевой ФИО18, действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, к администрации сельского поселения <данные изъяты> о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования, удовлетворить.

Признать за Дядищевой ФИО19 право собственности на 18/32 доли в праве собственности на жилой дом <адрес> общей площадью 72,3 кв.м., инвентарный номер №, а также на 6/8 доли в праве собственности на земельный участок площадью 2055 кв.м., расположенный по тому же адресу, кадастровый номер №.

Признать за ФИО21 право собственности на 3/32 доли в праве собственности на жилой дом <адрес> общей площадью 72,3 кв.м., инвентарный номер №, а также на 1/8 долю в праве собственности на земельный участок площадью 2055 кв.м., расположенный по тому же адресу, кадастровый номер №.

Признать за ФИО3 право собственности на 3/32 доли в праве собственности на жилой дом <адрес> общей площадью 72,3 кв.м., инвентарный номер №, а также на 1/8 долю в праве собственности на земельный участок, расположенный по тому же адресу, кадастровый номер №.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: