РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 4 августа 2011 года Елецкий районный суд Липецкой области в составе: председательствующего - судьи Рыжковой О.В. при секретаре Григорьевой О.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ельце Липецкой области гражданское дело № г. по иску Тер-Степановой ФИО14 к администрации сельского поселения <адрес> о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, у с т а н о в и л : Тер-Степанова Т.А. обратилась в суд с иском, указывая, что является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». В мае 2011 г. она обратилась в администрацию сельского поселения <адрес> с письменным заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако, администрация сельского поселения отказала ей в этом по мотиву намеренного ухудшения своих жилищных условий менее пяти лет назад. Тер-Степанова Т.А. считает отказ незаконным, поскольку ее семья обеспечена жилым помещением менее учетной нормы на одного человека. В этой связи просит признать действия администрации сельского поселения Колосовский сельсовет неправомерными и обязать поставить ее на учет как вдову участника войны, нуждающуюся в улучшении жилищных условий. В судебное заседание истица Тер-Степанова Т.А. не явилась. Ее представитель по доверенности Теп-Степанова Р.Р. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на те же доводы. Представитель администрации сельского поселения <адрес> Елецкого района Карнадуд Н.Н. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что менее пяти лет назад семья истицы Тер-Степановой Т.А. произвела отчуждение жилого дома в <адрес>, с учетом общей площади которого семья была обеспечена жильем более учетной нормы на одного человека. Заслушав объяснения представителя истца, ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства каждое в отдельности и в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1.01.2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 марта 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. Президент РФ в Указе от 7.05.2008 г. №714 постановил, в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. №5-ФЗ "О ветеранах". Указанная категория граждан подлежит обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв.метра. Согласно части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Частями 1, 2, 4 статьи 31 ЖК РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. В силу ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ). В соответствии с частями 1, 2, 3 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. В судебном заседании установлено, что истица Тер-Степанова Т.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО15 что подтверждается свидетельством о заключении брака, удостоверением серии Б № от 25.01.2005 г. о льготах, установленных для родителей и жен погибших военнослужащих, и не оспаривалось представителем ответчика. С 1994 г. истица зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> трехкомнатной квартире, принадлежащей на праве собственности ее дочери Тер-Степановой Р.Р. (договор приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы по Липецкой области). Общая площадь указанной квартиры составляет 61,5 кв.м., жилая 37,3 кв.м. Как следует из справки администрации сельского поселения <адрес>, а также выписки из домовой книги, членами семьи собственницы квартиры Тер-Степановой Р.Р., зарегистрированными и фактически проживающими в квартире, являются ее мать Тер-Степанова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруг ФИО7, дочь ФИО8, внук ФИО9 и свекровь ФИО10, 1927 года рождения. Таким образом, на каждого члена семьи приходится по 10,25 кв.м. общей площади жилого помещения, что менее учетной нормы, утвержденной решением Совета депутатов сельского поселения <адрес> от 31.03.2009 г. №1/35, - 15 кв.м.общей площади жилья, приходящегося на одного человека. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истицы Тер-Степановой Т.А. 12.05.2011 г. в орган местного самоуправления с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Распоряжением администрации сельского поселения <адрес> от 3.06.2011 г. №31-р ей, действительно, отказано в постановке на учет. Мотивы отказа изложены в представленной суду копии протокола заседания жилищной комиссии при администрации сельского поселения - не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок со дня намеренного ухудшения гражданином своих жилищных условий. Как установлено в ходе судебного разбирательства, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 5.10.2006 г. зять истицы Тер-Степановой Т.А. ФИО7 являлся собственником жилого <адрес> площадью 51,1 кв.м. в д. <адрес>. Согласно ч.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Таким образом, при определении уровня обеспеченности членов семьи истицы общей площадью жилого помещения администрация сельского поселения исходила из того, что на каждого приходилось по (61,5 + 51,1) : 5 = 22,52 кв.м. Подсчет производился исходя из пяти человек, поскольку ФИО10 была вселена в жилое помещение позже, в 2008 г. Согласно договору купли-продажи от 25.09.2007 г. ФИО7 продал <адрес> ФИО11 и ФИО12, после чего на каждого члена семьи стало приходиться по 12,3 кв.м. Поскольку со дня отчуждения одного из жилых помещений прошло менее пяти лет, администрация сельского поселения сочла возможным отказать Тер-Степановой Т.А. в признании нуждающейся в жилых помещениях. Однако, по мнению суда, орган местного самоуправления принял подобное решение необоснованно, без учета положений действующего законодательства. Ни одним фактом, свидетельствующим о сознательном и добровольном ухудшении семьей истицы своих жилищных условий, администрация сельского поселения <адрес> ни на день принятия своего решения, ни на настоящий момент, не располагает. Между действиями по продаже зятем истицы принадлежащего ему жилого дома и целью постановки на учет Тер-Степановой Т.А. в качестве нуждающейся в жилом помещении никакой связи нет. Как пояснила суду представитель истицы Тер-Степанова Р.Р., дом мужу завещала посторонняя женщина, отблагодарив за оказанную помощь. Поскольку бремя содержания этого дома было для семьи велико, никто из них по назначению им не пользовался, оно и было продано. При этом с истицей вопросы по дому не обсуждались. В судебном заседании представитель ответчика Карнадуд Н.Н. признала сообщенные стороной истицы обстоятельства, как достоверные. Обращаясь в 2011 г. с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, истица реализовала предоставленное ей Указом Президента РФ от 7.05.2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" право. В этой связи формальные обстоятельства (продажа дома менее пяти лет назад) и домыслы, без документального подтверждения, не могут расцениваться как намеренность ухудшения жилищных условий и не должны быть препятствием для постановки истицы на учет нуждающейся в жилом помещении. Сделка по отчуждению одного из жилых помещений совершена не для постановки на учет, а в рамках свободы договора, поэтому ст. 53 ЖК РФ не должна была применяться органом местного самоуправления. Проанализировав положения действующего жилищного законодательства и установленные по делу обстоятельства, суд находит исковые требования Тер-Степановой Т.А. обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению. В силу п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ и Указа Президента РФ от 7.05.2008 г. истица как вдова участника Великой Отечественной войны нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Довод <данные изъяты>, что Тер-Степанова Т.А. не является членом семьи собственника <адрес> в <адрес>, суд во внимание не принимает, как надуманный. Поскольку суд пришел к выводу о незаконности распоряжения администрации сельского поселения <адрес> Елецкого района от 3.06.2011 г., оно подлежит отмене, а истица Тер-Степанова Т.А. постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 3.06.2011 г. (даты принятия решения органом местного самоуправления по ее заявлению). Как вдова участника Великой Отечественной войны истица освобождена в силу п.12 ст. 333-35 НК РФ от уплаты государственной пошлины. Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве ответчиков, также освобождаются от уплаты государственной пошлины (п.19 ч.1 ст. 333-36 НК РФ). В этой связи в соответствии с ч.4 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 50-52 ЖК РФ, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным и подлежащим отмене распоряжение администрации сельского поселения <адрес> Елецкого муниципального района Липецкой области от 3.06.2011 г. №31-р «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны Тер-Степановой ФИО17». Признать Тер-Степанову ФИО18 нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Решение является основанием для принятия Тер-Степановой Т.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке через Елецкий районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 8 августа 2011 г. Председательствующий: